artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Электро-Чубайк

Намедни Анатолий Борисович Чубайс анонсировал российское чудо техники: электроскутер Ujet, который будет собираться в Люксембурге в расчёте на европейский рынок. И многие уже поглумились, прежде всего — из-за предполагаемой цены. От восьми с половиной до десяти тысяч евро. Ну, действительно, на какую целевую аудиторию это может быть рассчитано, когда речь идёт, в общем-то, об игрушке с моторчиком на четыре киловатта и максимальной скоростью сорок пять километров в час?

Понты и «пальцы», боюсь, тут не помогут, типа, это «айфон в мире электромопедов». Ну, это швейцарцы могут продавать наручные механические часы по цене автомобиля. Это французы могут продавать бухло по таким же ценам. И Эппл — свои звонилки (до выхода провальной семёрки, конечно). От русских — ожидается в лучшем случае простота, дешевизна, практичность. Ну, там, автомат Калашникова, Уазик, Нива. Кроме шуток, они пользовались некоторым спросом в Европе. Именно как простые, но функционально годные вещи, созданные неприхотливым народом. А чтобы выйти на хайендовский рынок, чтобы торговать брендом как таковым — ну, сначала нужно его заработать. А так-то и японский автопром не с Прадо и Гранд Витар начинался. С кондовых и неубиваемых сороковых крузаков да Судзуки Самураев.

Тем не менее, в принципе я хорошо отношусь к Чубайсу (будете смеяться, но он довольно порядочный и приличный человек) и неплохо — к Роснано. Ну, эти ребята хоть чего-то пытаются делать на тот случай, «когда закончится нефть» (или спрос на неё). И на самом деле, вот все государственные вложения по линии Роснано — это меньше семи ярдов баксов. А капитализация портфелей, принадлежащих холдингу — ну, чуть меньше. То есть, они почти что в плюсе, а когда кричат, мол, распили-разворовали — не, не тот случай. Ну и это хоть какая-то поддержка в России наук, отличных от теологии.

И OCSiAl, одна из любимых дочек Роснано, которая, собственно, и замутила этот драндулет пафосный, через свою дочку, - тоже толковые ребята. Занимаются в принципе довольно перспективным направлением — углеводородными трубками, CNT.

То есть, я, конечно, не физик, не технолог — но некоторое представление об этой проблематике имею, по роду деятельности.

И вот это — реально такой очень интересный материал, трубочки из однослойного, в один атом, углерода (который в плоском виде называется «графен», но, как ни забавно, трубки были получены раньше).

Осознавая свою немногочисленность, эти атомы углерода держатся друг друга, что твои триста спартанцев в фаланге при Фермопилах, поэтому на растяжение эти трубчатые углеродные нити имеют просто неимоверную прочность, многократно выше любой стали. Что, конечно, интересное свойство. Ну и ещё они обладают электропроводностью, очень высокой теплопроводностью... и, очевидно, духовностью (что, впрочем, уже не так важно).

Проблема, правда, в том, что создать реально длинные непрерывные нити из этих трубочек да как-то сплести — это непросто. Над этим работают, и постоянно новые какие-то достижения бывают, но вот пока не то чтобы научились мастерить, скажем, ванты моста из этих ниточек.

Тем не менее, эти нанотрубки используются, и много где, и всё шире. Причём, они бывают строго одностеночные, то есть, чисто один атомарный слой, а бывают многостеночные, где матрёшки друг в друга вкладываются. Многостеночные — получать проще и дешевле. Их мировое производство — в прошлом году за двенадцать тысяч тонн перевалило.

А вот одностеночные — они и дороже, и как бы более специфичны в использовании. Прежде всего — в электронике и электротехнике. Скажем, небольшая их примесь в какое-то покрытие — делает его проводником, позволяет боросться со статикой, всякое такое.

Но для упрочения других материалов — используются многостеночные трубки, которые ещё и стараются как-то сплести в волокна, чтобы армировать основу. И вот это впечатляет, конечно, когда плитка бронежилета из углепластика, усиленная CNT, держит полдюймовую пулю. Сколько бы броневой композитной стали понадобилось для такой же прочности — сложно сказать, но бэтр Утёс просто разрезает. Другое дело, что живому человеку по-любому будет не очень приятно получить пулю от Утёса (или уже пофиг), но вот дроны, прикрытие их критических узлов такой лёгкой и эффективной бронёй — дело вовсе третье, а в иных случаях — и наипервейшее.

Так или иначе, использование нанотрубок (многослойных) для усиления конструкций — впечатляет уже сейчас, и то ли ещё будет.

Но тут вот этот OCSiAl, портфельная компания Роснано, созданная новосибирскими учёными (реальными учёными, не «петриками»), заявляет: «А вот мы совершили прорыв, мы научились делать не многостеночные трубки, как вы, лохи, а одностеночные. Причём, в десятки раз дешевле, чем было, по своей уникальной технологии, и поэтому теперь мы круче всех».

Что ж, это очень опасный путь, считать, будто если ты умный — то все остальные идиоты. Вот всякие амеры, япы, немчура. Обычно-то реально востребованные инновации и открытия — практически одновременно совершаются в странах с сопоставимым уровнем научного развития. Ну, как «закон Джоуля-Ленца».

И как я понимаю, была причина, почему другие ребята особо не увлекались этими одностеночными, самыми тоненькими трубочками. Ну потому что электропроводные свойства материала они ещё менять могут, даже при незначительной примеси, а вот прочностные вряд ли.

Реально — это же не волокна. Это выглядит как порошок, где частички эти трубочки имеют толщину в нанометры, а длину в микроны. Ну и пусть они сами по себе очень прочные — а что с материалом-то измениться, если разболтать их в нём какую-то долю процента по массе? Это как-то на его структуру повлияет? Примесь многостеночных трубок — она гораздо обильнее и притом какую-то связность создаёт. А потому влияет на прочность. Сравнительно дёшево и сердито.

И вот я читал интервью этих ребят из OCSiAl, что они ожидали, что к ним очередь выстроится из желающих прикупить этого порошка одностеночных трубочек — а как-то не выстроилась.

И тогда они решили доказать миру, что их продукция всё-таки очень важна, забацав этот революционный драндулет. С использованием своих материалов.

Странная мысль, в действительности. Ну, это по-любому хипстерская такая городская жужжалка — какие у неё могут быть нагрузки? Уж если надо показать, какие у тебя классные материалы — сделать, скажем, резину для кроссовых мотиков. Провести испытания, продемонстрировать, что она более износостойкая и надёжная.

Ещё лучше — защитное снаряжение. Те же шлемы мотоциклетные. Взять негров, провести краш-тесты, мол, вот, все мозги в кучку, ни единой трещинки. Это если действительно считаешь, что порошочек твоих одинарных нанотрубочек — как-то прочность повысит. Но, очевидно, так не считают.

Поэтому вынуждены писать довольно странные вещи, расхваливая своё детище.

«Использование нанотрубок в шинах позволило улучшить сцепление с дорогой».

Я, конечно, не очень часто езжу на чём-то двухколёсном последние лет двадцать, но чего-то не припомню, чтобы у велика или мотика хоть какие-то проблемы возникали из-за недостаточного сцепления с дорожным покрытием. Не на асфальте — так уж точно. А когда и возникают, на мокром суглинке, скажем — ну так там от зубастости протектора зависит, а не от материала, не от примеси какого-то нанопорошка в резине в количестве 0,1 процента.

«Наш аккумулятор имеет бОльшую удельную ёмкость, чем у Теслы, а когда мы поставим туда нанотрубки — будет ещё больше».

А чего ж до сих пор-то не поставили? Уж где сам бог велел использовать нанотрубки — так именно в аккумуляторах, любых типов. Причём, там-то как раз уместны вот эти одностеночные, чьим промышленным производством вы так гордитесь. Ну и за чем дело стало? И при всей симпатии — позвольте всё-таки усомниться, что ваш аккумулятор «емчее» теслиного. Ну, они-то всё-таки годами уже отрабатывают технологии на своих машинках, выпускаемых вполне серийно.

«Запас хода — 150 километров, а аккумулятор по сути интегрирован с сиденьем, его можно взять и унести, чтоб не угнали».

Для машины такой запас хода — был бы явно «плачевным». А вот для городского скутера — пожалуй, избыточен. 50-70 где-то у таких машинок — и вполне хватает. За день даже Лёшка мой, когда кроссовый Ирбис себе купил — и на первых радостях столько не гонял. А это всё-таки посерьёзней агрегат. И насколько понятно из описания, там нет ящичка под седушкой. Что, вообще-то, сделалось стандартом для таких машин, это удобно. Не лучше ли было чуть-чуть пожертвовать аккумуляторного пространства.

«А ещё, хотя наш Ю-Джет абсолютно беззвучен, но можно себе поставить какой угодно звук, хоть болида, хоть истребителя из «Звёздных войн».

В смысле, в наушниках? Ну, по-любому несложно — и привязать к ходу тоже. И это, наверное, кульно — но вот для кого? Для тех, кто может выложить десять косарей евро за лисапед с электромоторчиком — и, предположительно, ещё сколько-то в виде штрафа за езду в наркотическом угаре. Но для такой аудитории — можно было бы ещё фичи придумать. Скажем, вот зеркала заднего вида — дисплейчики. А там — объекты «дополненной» реальности. Ну, как гигантские покемоны за тобой гонятся, что-нибудь такое. Или — Камаз по плечу похлопать норовит. Ещё веселее будет.

«Двигатель весит два килограмма, мощность четыре киловатта, максимальная скорость — сорок пять километров».

Чего-то как-то плохо вяжутся параметры. Мощность — многовато, вроде, для такого движка (да и для такого класса). А скорость, напротив, принудительно, программно ограничена?

Ну, у меня вот в детстве был скутер Ява-20 — так он при 4,2 лошадках (как сейчас помню) запросто восемьдесят по трассе выжимал, машиной замеряли. Да что там: до того была Верховина-6, с 2,5 силами — и то шестьдесят шла. А 4 киловатта — это 5,4 лошадки? И на электродвижке с его-то постоянным крутящим моментом, а не с ДВС, который ещё раскручивать нужно до серьёзных оборотов? Мог бы и пошустрее этот «чубайк» бегать, тем более, если масса у него впрямь 40 кило, как заявляется (что, кстати, реально мало).

С другой стороны, ограничение скорости может быть связано с законодательством в странах, где предполагается сбыт — чтобы права не требовались. То есть, вот при позднем Совке что хорошо было — так понимание со стороны родной милиции. «Так, что это у нас? Транспортное средство меньше пятидесяти кубиков, но конструктивная скорость точно меньше 50 километров в час? А почему на спидометре до 90? Ладно, пошутил я! На самом деле, мы вообще цигарку стрельнуть хотели. Ну, или две, если такой богатый». А в Европе — дикари-съ.

Поэтому, оно может иметь смысл — мощность в четыре киловатта при ограничении скорость. Но зато, возможно, оно лесенки хорошо штурмует при такой-то тяговооружённости.

Ещё говорят: «И там сплошная рекуперация. Вот отпускаешь газ — а он и тормозит, и обратно подзаряжается, когда движок переходит в генераторный режим».

Честно, вот на каком-нибудь электровозе — рекуперация имеет смысл, когда он километрами оттормаживается. На автомобилях и байках — это порнография, в общем-то. Ну, реально вот какая-нибудь хвалёная Тойота «Примус» - никогда не жрала так мало, как заявлено, и нифига ей не давала рекуперация, помимо усложнения конструкции.

А уж когда говорят, что ты отпускаешь газ — и у тебя автоматически включается рекуперация, начинается торможение двигателем-генератором — это далеко не всегда то, чего хочет водитель. Возможно, он хочет просто ехать накатом под горку, а не замедляться. И само собой разумеется, необходимы и обычные дисковые тормоза (которые у этого «чубайка», судя по картинкам, всё-таки есть, слава богу). И вот при лёгком нажатии на тормоз — да, возможна и рекуперация, хотя нужно подумать, стоит ли вносить её в конструкцию байка вовсе.

Ну а что у него есть все свистелки и перделки, возможности подключения камер и телефонов — да эту-то электронную шнягу реализовать сейчас вовсе несложно, она вовсе не так дорого стоит.

Тем не менее, похвально, что в принципе пытаются как-то шевелить извилинами, чего-то мастерить (не без немцев, конечно), развивать какие-то технологии, хоть какое-то научное знание поддерживать, хоть какие-то контакты с миром.

Серьёзно, Россия не может быть очень богатой страной, и с каждым годом значение наших природных ресурсов будет падать всё больше. Россия не может быть очень влиятельной страной, поскольку это в конечном счёте определяется экономическими возможностями. Но она может стать более-менее приличной страной — если, конечно, избавится от детских этих понтов и таёжной мегаломании.

Дальше — как в анекдоте. «Сообщается, что Камаз научился делать самые быстрые грузовики в мире. С нетерпением ждём, когда Камаз научится также делать нормальные(!) грузовики».

Вот нанотрубчатый электроскутер, который «как айфон в мире электроскутеров (с той лишь разницей, что его вряд ли кто купит)» - вроде, смастерили. Что, правда, и сомнительная реклама конкретно тем нанотрубкам, которые там используются (несомненная была бы — автоматная очередь по мотоциклетному шлему с этими трубками, чтобы он выдержал).

Это напоминает такие проекты, как «Маруся» Николая Фоменко (который тоже хороший парень) и «Ё-мобиль» Михаила Прохорова (который тоже хороший парень).

Всюду — хочется сделать нечто такое «самое-самое», «нос утереть» да показать, «какие мы не звери». И это есть очень по-русски.

Хотя и то — лучше, чем в местного розлива духовно-скрепности дальше барахтаться, уже по шейку в трясине.

Но при этом, всё же, стоит задаваться вопросом: почему те, кто имеет заведомо не меньшие научные и технологические возможности, не сделали того, что ты считаешь «рывалуционным»? Ну, может, стоит допустить ту мысль, что на практике это не так выгодно, как может показаться? Хотя дерзать — всё равно надо, без этого мы бы вообще не вышли из Африки :-)

Tags: Россия, наука-много-гитик, технологии
Subscribe

  • Украина, Россия и Чехов

    Многие сейчас всерьёз приморочились будто бы неминуемым обострением российско-украинского конфликта. Иные эксперты уж инструкции публикуют, как…

  • Байден, Зеленский, Путин

    Разговор Байдена с Зеленским длился целый час. Правда, двадцать минут из этого времени президент США вспоминал, кто такой Владимир Зеленский, и ещё…

  • Сетевая батрахомиомахия

    Роскомнадзор начал войну с Твиттером. И он действительно немножко замедлился в России (если не пользоваться байпассами через VPN или анонимайзеры).…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments

  • Украина, Россия и Чехов

    Многие сейчас всерьёз приморочились будто бы неминуемым обострением российско-украинского конфликта. Иные эксперты уж инструкции публикуют, как…

  • Байден, Зеленский, Путин

    Разговор Байдена с Зеленским длился целый час. Правда, двадцать минут из этого времени президент США вспоминал, кто такой Владимир Зеленский, и ещё…

  • Сетевая батрахомиомахия

    Роскомнадзор начал войну с Твиттером. И он действительно немножко замедлился в России (если не пользоваться байпассами через VPN или анонимайзеры).…