Один человек как-то сказал про свою страну: «Если у других стран имеется избыток истории, то у нас — избыток географии». Нет, не про Россию. Про Канаду. И это был Уильям Лайон Маккензи Кинг, премьер-министр. То есть, он знал, о чём говорит — и это была умная мысль.
Да, бурное историческое прошлое, с его неизбежными кровищей и дерьмищем, - это не про Канаду. А вот огромные студёные просторы — про неё. И это серьёзная проблема, на самом деле.
Хотя, как «студёные»? Вообще-то, Торонто находится на широте Сочи. Оттава, Монреаль, Квебек — чуть севернее, но всё равно южнее Ростова-на-Дону.
А ещё севернее, на широте, скажем, Москвы — в Канаде, считай, людей и нету. Одни только егеря, да лесорубы, да нефтянники. Абсолютно бОльшая часть населения — сосредоточена у границы со Штатами, преимущественно — в долине реки св. Лаврентия. И населения — всего-то тридцать миллионов.
На каковое население приходятся изрядные природные богатства. И нефть, и газ, и лес, и металлы. Пахотные угодья — само собой. Да было бы странно, если б всего этого не было на такой огромной территории.
Поскольку государственная система в Канаде исторически довольно «социальная» - правительство старается тратить доходы от ресурсного экспорта на поддержку граждан. И в целом они живут, конечно, побогаче, чем в каком-нибудь Бангладеше. Правда, помимо ресурсного и продовольственного экспорта Канада ещё много чего имеет предложить на внешнем рынке. Это довольно развитая страна, к тому же очень плотно интегрированная с США. Тем не менее, можно сказать, что в целом средний американец будет позажиточнее среднего канадца. И уж точно — не за счёт ресурсного экспорта. За счёт более инновационной, более либеральной (в хорошем смысле) и, соответственно, более развитой экономики.
А теперь — перенесёмся в Россию. Которая по многим географическим параметрам — похожа на Канаду. Такие же бескрайние (и преимущественно довольно студёные) просторы, такие же природные богатства. Вот только население — почти впятеро больше.
И над этим населением уже которое столетие довлеет один очень наивный и очень вредный миф. А именно: будто бы Россия — необычайно богатая страна сама по себе, по природным своим условиям. А почему народ так бедненько живёт, в массе своей и всю дорогу — так потому, что разграбляют те богатства то ли буржуины-мироеды, то ли правители-хапуги. Но ежели вот правильную власть установить, которая о народе заботиться будет, да ежели по справедливости разделить ту природную ренту — то-то заживём.
Ей-богу, это чем-то похоже на ментальность аборигенов иных африканских стран, имевших несчастья найти у себя алмазы. И вот любой крестьянин, владеющий землёй, на которой палку воткни — назавтра заколосится, роется без устали в той земле в надежде найти Алмаз Своего Счастья — пока не протягивает ноги с голодухи.
То же самое — и русская вера в некоего наконец-то доброго и честного батюшку-царя, который возьмёт да и поделит по справедливости, на всех, несметные богатства родной земли. И вообще вера в то, что они есть.
Нет, конечно же есть всякие «сотни нефти». Но вот насколько это «богатство»? Просто подумайте, как соотносится цена, скажем, автомобиля — и цена бензина, который он потребляет за всю свою жизнь. А ведь бензин — это продукт из нефти. Сырая-то нефть, которая обычно и экспортируется — стоит гораздо дешевле. И в цене бензина львиная доля — акцизы, которые назначает правительство той страны, где эксплуатируется автомобиль. Там, где акцизы низкие — бензин стоит копейки. И всё, что ты, как экспортёр нефти, можешь выручить на торговле ею — выглядит довольно жалко по сравнению с ценностью того, что потребляет нефтепродукты.
То же самое — с любым иным сырьём. Его доля — по определению не может быть значительна в цене той продукции, где то сырьё используется. А цена (и ценность, привлекательность) продукции — определяется в нашем мире её «продвинутостью», её «крутостью», использованием неких уникальных идей в дизайне. Именно это, уникальные креативные идеи — и является по-настоящему ценной штукой. А сырьё? Да, оно необходимо. Но оно может быть получено из разных источников. В мире много стран, добывающих сырьё — и это ещё не взялись по-настоящему за добычу со дна мирового океана, покрывающего три четверти планеты.
Поэтому, конечно, когда в середине нулевых провозглашён был курс на создание из России «энергетической сверхдержавы», на том основании, что она добывает много нефти и газа — стало ясно, что у Кремлёвских потекла крыша и добром это не кончится. И не кончилось.
Вернее, ничего ещё не кончилось, впереди много чего ещё будет весёлого, но вот, ей-богу, умиляют оптимисты, уверяющие: «Да ладно, не станет Путина — всё вернётся на круги своя, снова будем в шоколаде».
Я всегда вспоминаю в таких случаях слова моего любимца Рэмзи Болтона, сказанные Теону Грейджою: «If you think this has a happy ending – you have not been paying attention” (“Если ты думаешь, что здесь возможен счастливый конец — ты был крайне невнимателен»).
Тем более умиляет убеждённость, что стоит подвинуть этих кремлёвских хапуг да поделить выручку от «сотен нефти» по справедливости — и будет народу счастье.
Будете смеяться, но эти хапуги не так уж много прикарманили от того ресурсного экспорта, который подмяли под себя. Ну, десятки ярдов баксов, которые именно вывели и где-то заныкали. Вся же сумма за всё время правления Путина — оценивается, по высшей планке, где-то в пять триллионов. И она только кажется огромной — но это за семнадцать лет. И это — четверть годового(!) ВВП США. По тридцать пять тысяч баксов на нос. За семнадцать лет. Серьёзно, кого-нибудь впечатляет? Вот это — истинный показатель «богатства и обильности земли нашей», как я писал уже не столь давно.
То есть, земля эта была богата и обильна — по меркам девятого века, когда сюда варягов зазывали. Много рыбы в реках, много шкурок бегает в лесах. Тогда — это было круто.
Сейчас — и «сотни нефти» нифига не круто. Сейчас рулят инновационность, креативность, добросовестность, благонамеренность. Именно эти факторы учитываются, когда оцениваются перспективы инвестиций в ту или иную местность, развитие там бизнеса. То есть, хотя бы — не кинут ли тебя там, не спалят ли твоё заведение к чёртовой матери, и сможешь ли ты найти людей с мозгами и прямыми руками, на которых сможешь положиться.
Что ж, творческие мозги и прямые руки — в России найти, в действительности, можно. Добросовестных сотрудников, которые бы не считали, что им и так все по жизни должны, что нужно ещё и как-то работать — немножко проблематично, но тоже можно найти. А вот с благонамеренностью что населения, что власти — это швах. Ну, люди, которые не моргнув глазом отжали Крым, наплевав на все международные договоры и правила приличия — они у тебя бизнес, что ли, не отожмут, если тебе достанет беспечности завести его в их юрисдикции?
Вот представьте, что у вас есть миллион долларов (и прошу прощения у читателей-миллиардеров). Серьёзно, вы бы вложили их в какой-то бизнес, связанный с российской юрисдикцией? Или всё-таки, при возможности, предпочли бы вложить в какую-то более благонамеренную и добропорядочную, где хоть суды, скажем, существуют?
Я лично имею бизнесы и в России — но лишь потому, что представляю довольно серьёзную военную силу, и в случае наезда могу такую ответку включить, что небо с овчинку покажется. Но это просто так получилось, что я высокопоставленный сотрудник военизированной транснациональной корпорации, а потому располагаю существенным силовым ресурсом, который и позволяет вести бизнес в России без опасения, что кто-то наедет и отожмёт.
И вместе с тем, я прекрасно понимаю, что если вложусь, допустим, в какие-то реально прогрессивные проекты, в IT тот же — то благодаря обострению политической ситуации, которое устроил Кремль, продажи этой программной продукции будут страдать неизбежно, из-за хренового имиджа России, а по хорошему счёту — может быть и просто запрещён национальными правительствами по мотивам безопасности.
Я об этом писал ещё в марте четырнадцатого, что Кремлёвские, хапнув этот бесполезный полуостров, подложили огромную свинью тем, кто реально мог бы вытянуть России. Тому же IT-сектору, который на самом деле завоевал некоторое положение в мире. Тот же «Касперский» - это действительно один из самых популярных антивирусов на планете. Но когда возникают подозрения в том, что на самом деле эти программы используются как трояны, в интересах гангстерского правительства, доказавшего свою злонамеренность и неразборчивость в средствах, - конечно, спрос падает, а потом идут и прямые запреты (сейчас — для госслужащих США, а дальше — и Майкрософт может просто внедрить запрет на установку Касперского).
То есть, Кремлёвские своим агрессивным идиотизмом подставили реально всю страну, так, что теперь от любого мало-мальски интеллектуального продукта «Made in Russia” люди будут шарахаться, как чёрт от ладана (да, да, по причине нашей духовности). И вот это — истинный вред, который они нанесли стране, а вовсе не то, что они разворовали некоторую часть ресурсных доходов (не столь уж большую: в основном они использовали те доходы на подкуп избирателей).
Что до ресурсов, нефть, газ, лес, металлы — да, их будут продолжать покупать. Ибо от нефти — не ожидается наличия каких-то «чекистских» закладок. Но это вовсе не такие большие деньги, в расчёте на всё население, чтобы обеспечить ему комфортную жизнь на природопользовательскую ренту. Россия — не ОАЭ и даже не Норвегия, окей? У нас гораздо больше населения на добываемые ресурсы, и при этом — огромные логистические издержки. Вот тот самый «избыток географии», который довлеет и над Канадой, по меткому выражению Уильяма Кинга. Просто он это понимал — а многие наши, что «лоялисты», что оппы — не понимают наглухо.
Поэтому я и говорю, что наивная надежда, будто стоит устранить Путина, привести ко власти замечательного парня Лёху Навального, и он-то прижмёт к ногтю всяких этих ворюг, которые, понимаешь, «хитили» природные богачества — и тут-то начнётся всеобщее счастье.
Нет. No fucking way. Путинщина — конечно, это путь в пропасть. Куда мы уже сползли, в общем-то. От этого надо лечиться. Но лечение — не будет ни быстрым, ни безболезненным.
После коллапса имеющегося гангстерского режима — разумеется, будет тот ещё пиздец (девяностые — детским утренником покажутся, и это нужно очень хорошо понимать; если у вас есть престарелые родичи — стоит подумать о том, чтобы вывезти их в страну поспокойнее, потому что здесь будет жарко).
И России предстоит много работы, чтобы убедить мир в своих благонравии, добропорядочности, благонамеренности. Что она больше никогда не будет дрочить на своё державное величие и срать по всему миру просто ради демонстрации способности насрать людям. Что с ней можно иметь дело, что можно вкладываться в её юрисдикцию, можно покупать без опаски сколько-нибудь сложные товары, сделанные в России.
Некоторые мои друзья считают, что это теперь вообще невозможно, восстановление (или «установление») доброй репутации России. Что единственный выход — контролируемый распад на несколько государств, ни одно из которых не несло бы печати «сиятельного» московитского прошлого.
В этом есть логика. И даже — искушение.
Действительно, Москва и Питер, Центр и Северо-Запад — гораздо лучше развивались бы, не имея на себе обузы в виде остальной России. Питер — это порт, а Москва — финансовый центр, где по-любому будет крутиться львиная доля «русскоязычных» денег. Они будут притекать сюда в любом случае из ресурсодобывающих регионов, как будут притекать и наиболее деятельные люди оттуда.
Сибирь и Дальний Восток — частично переориентируются на Китай и Японию, Кубань и Ставрополье будут жить за счёт сельхоза, насколько сумеют его развить. Правда, Воронеж будет умолять наконец-то разбомбить его, чтобы прекратить мучения, а Урал — ну, там существенно улучшится экология.
Но сам я считаю, что всё-таки стоит попробовать привести Россию в чувство, сохранив как единое государство. Всё же, мысль о разделе армии с её активами, включая ядрёные, и контроль над АЭС — это та ещё головная боль.
Конечно, это должно быть довольно такое «конфедеративное» государство, с очень большими полномочиями регионов, чтобы в принципе не могло позволять себе какие-то внешнеполитические шалости без одобрения реальных, а не фуфельных региональных властей.
И я лично мечтаю опробовать на этой территории схему сосуществования национально-территориальной (то есть, собственно государственной) и корпоративных юрисдикций. Поскольку сама по себе идея национально-территориальной государственности кажется исчерпавшей себя в современном мире. Нужно передавать власть этаким «страховым компаниям» с силовыми возможностями, которые, будучи бизнес-структурами, лучше всего способны решать вопросы и тёрки тереть без фанатизма, ко всеобщему удовлетворению, не желая нести бессмысленные потери от чьей-то чрезмерной эмоциональности.
Но да, если кому-то показалось, будто бы я отговариваю от поддержки Навального, пеняя ему на популизм, то — нет. Конечно, он популист и несёт херню. Но я очень был бы рад, если б он, каким-то чудом, вошёл в Кремль на правах вновь избранного презика. Просто потому, что он не сможет контролировать свору силовиков хотя бы так, как Путин, а это значит, что здесь наступит вольница, из которой уже можно вылепить толк.
В любом случае, легитимная передача власти — это лучше, чем государственный переворот в чистом виде. Ну, переворот мы могли бы осуществить и в четырнадцатом, и тем более сейчас. И презиком поставили бы, скорее всего, меня. Исполняющим обязанности до выборов. Но так, блин, не хочется выходить из сумрака. Я слишком красивый, чтобы являть меня народу. Ведь так полюбят — что вообще работать перестанут, всё будут ждать, что осчастливлю от щедрот души своей :-)
О чём же я больше всего мог бы мечтать — так это чтобы в принципе народ наш вылечился от идиотского этого представления, будто бы земля наша богата и обильна и можно жить не тужить, если правильно торговать Родиной. Нет.
Вот даже и торганул ресурсами, озолотился — а захочется тебе насладится своим богатством. И купишь ты коньяка французского, да вискаря шотландского, да гаджетов всяких, да часиков швейцарских. И это по-любому дороже стоит. Ибо нефть, которой ты торгуешь, - это всего лишь нефть, чёрная жижа из земли, в ней понта специального нет, её много кто где добывает. А в коньяке, вискаре да часиках швейцарских — есть.
И пока у себя в стране ты не можешь делать хоть что-то, что специальный понт имеет — будешь ты нищебродом по-любому. А чтобы научиться делать реально понтовые вещи — нужна креативность. И вот чтобы не было такого, что придёт завтра чекист и попросит закладочку шпионскую туда внедрить. Не говоря уж про любого инспектора, который просто тебе прикроет производство под любым предлогом. Не говоря уж про рейдеров, которые могут всё это отобрать, а суд только ухмыльнётся.
Но в целом, как ни смешно, я верю в Россию. Здесь есть толковые люди. Именно поэтому я покупаю у ментов юных воришек, которые какую-то креативность проявляли, и предлагаю стать моими невольничками вместо срока в колонии. Года полтора эксплуатации с обучением — и за парня, которого я купил у ментов за три штуки баксов, западные компании платят мне полтос только за то, чтобы он подписал контракт (у них-то, понятно, он вольнонаёмный сотрудник, но есть гарантия, что он, в случае чего, не станет бегать по судам и профсоюзам, ему достаточно мою фотографию показать :-) ).
И я верю в Россию, когда вижу, сколько бывает толковых ребят даже из будто бы совсем пропащих семей, алкота в хер знает скольких поколениях.
Но эта вера — никак не связана, разумеется, с ресурсными богачествами. На это уповать — просто глупо. Лучше думать, что этого тупо нет, что нужно рассчитывать на свои мозги, на свою способность убедить мир в своей добропорядочности. И — иметь мозги и добропорядочность.