В день рождения принято говорить что-то приятное о человеке.
Что ж, попробую сказать что-то приятное про Владимира Владимировича.
Вот многие критики режима уверяют: «Россия в эти годы получала неслыханные, несметные доходы от ресурсного экспорта, с такими-то ценами на нефть, а Путин со своей шайкой всё разворовали!»
Ну ладно, несметные-то оно, конечно, несметные — но о какой всё-таки сумме идёт речь?
И тут отвечают, с придыханием, театральным полушёпотом: «Пять! Триллионов! Долларов!»
Что ж, похоже на то. Если иметь в виду доходы не только от нефтянки (там в самые урожайные годы на пике цен бывало не больше двухсот ярдов, в среднем куда меньше), но от всего ресурсного экспорта России за эти 17 лет. На круг — где-то так, наверное, и выходит. Пять триллионов.
Это много? Ну, для отдельного индивидуума — это, конечно, умопомрачительная сумма. Ни у какого толстосума и близко к тому не водится. Тут, понимаете, с пятью-то ярдами уже в Форбсе почётное место отводят, а пять триллионов — это в тысячу раз больше.
Но вместе с тем — это примерно четверть ВВП США. Годового. То есть, вот весь доход России от экспорта ресурсов за семнадцать лет, в которые были самые высокие, «астрономические» цены на сырьё — это четверть годового(!) американского дохода (притом, что российское население всего вдвое меньше американского).
И это к вопросу о том, насколько на самом деле «земля наша богата и обильна». Да хрен там! Сырьё — по-любому копейки стоит в сравнении с высокотехнологичной и, скажем так, культурной продукцией. А Россия, если смотреть правде в глаза — довольно бедная страна сама по себе, по своей природе. И с огромными логистическими проблемами, как ты ни развивай инфраструктуру.
Поэтому, честно, раздражают все эти разговоры, мол, вот ента самая банда клептократицкая стырила все наши природные богатства, торгует ими себе на карман, а ну как правильные пацаны придут, которые за простой народ, - так они и Родиной торговать будут правильно, чтобы всем нам хватило, и вот тогда заживём. Угу. Только губозакатывательную машинку сперва прикупите.
Но при этом — остаётся вопрос: а вот из этих жалких копеек, которые Россия всё-таки получила за свой ресурсный экспорт, много ли на самом деле спиздили товарищ Путин и его банда?
И поскольку сегодня его днюха, прямо скажу: такое ощущение, что не очень. Ну то есть, чего-то, конечно, прилипло, самолётики для собачек, яхточки, уточки, всякое такое, но в основном — они направляли эти деньги в российскую экономику, и это чувствуется.
Вот сколько это, пять триллионов в раскладке на население? Примерно — по тридцать пять тысяч баксов на нос. За семнадцать лет. По две штуки в год. Ей-богу, негусто, и скорее всего — примерно столько и составляла «прибавка к пенсии» не только у Шувалова и Сечина, а у вполне обычного российского жителя. Да, рост доходов по сравнению с девяностыми — уж точно не меньше вышел. Больше.
Отчасти, конечно, за счёт общего экономического подъёма, который начался ещё в девяностые, отчасти — за счёт вот этих поступлений от ресурсного экспорта при росте цен на нефтянку и прочее сырьё. В целом — похоже на то, что Кремлёвские, подмяв под себя нефтегаз, реально вливали доходы от него в российскую экономику, а выводили в тень и где-то притыривали — какой-то мизер от этих поступлений. Ну, десятки миллиардов, не больше. Это погоды бы не сделало.
Другое дело, что подмяв под себя ресурсный экспорт, который легко контролировать, они, вольно-невольно, сделали всю экономику очень такой «бюджетоцентричной». И сейчас большинство производств живы постольку, поскольку получают субсидии от правительства — или же имеют внутренний спрос, оплаченный тоже, так или иначе, бюджетными источниками (зарплаты госслужащих, учителей, врачей, пенсии).
Бизнесы, которые встраивались в транснациональную экономику, получали самостоятельную, независимую от государства экспортную выручку — да, были сильно придушены по сравнению с тем, как они могли бы развиваться в условиях менее заботливого государства. Потому что этот режим, конечно же, обречён видеть угрозу во всяком независимом экономическом субъекте, который потенциально может стать и спонсором политической оппозиции.
Ну и этот великодержавный психоз, во многом раздувавшийся Кремлём, — конечно, отдельная песня. Тут уж людям просто смотреть противно на это «бесоватное» стадо, а не то что инвестироваться в его хлев. Про «крымняш» же — вовсе не буду ничего говорить на ДР. В другие дни сказал всё, что думал, а сейчас повторю лишь: я лично предпочёл бы видеть будущее именинника в комфортабельной психушке санаторного типа, а не в тюремной камере. Это будет официальная версия: Путин сошёл с ума, в клиническом смысле, а прочая элита не решалась его одёрнуть или устранить, опасаясь неконтролируемого коллапса в ядерной стране со множеством промышленных объектов, представляющих планетарную экологическую опасность. Что, в общем-то, практически и правда.
Но вот рассчитывать, что после ухода именинника (тем или иным образом) где-то отыщутся наворованные им и заныканные несметные богатства, на которые теперь-то Россия заживёт — это наивно. Что эта братва заныкала и употребила на себя — это, в общем-то, крошки от ресурсных доходов, да и сами по себе они в целом — так себе пирожок. Напомню, по максимальным оценкам за все семнадцать лет — четверть американского годового ВВП. По тридцать пять тысяч баксов на нос.
Серьёзно, найдётся в стране человек, для которого эта сумма выглядит впечатляющей, тридцать пять тысяч баксов? Вот не в месяц, не за год — а за семнадцать лет?
Зато — найдётся много таких, кто умудрился взять в кредит Лексус. Который, даже безо всяких пошлин, стоит немножко дороже. И это, конечно, феерический анекдот — кредитный Лексус.
И я так чувствую, когда юбиляр уйдёт на покой, всё-таки много будут мусолить тему «денег Путина». Как в своё время — тему «денег Партии». Мне и тогда смешно было. Да если б у Партии оставались деньги — хрен бы она просто так власть уступила. Ну так, по мелочи, каждый функционер, конечно, стремился какую-то заначку сделать, детишкам на молочишко — как и сейчас — но это копейки в национальных масштабах.
Вот и у Путина с братвой — в несколько десятков заныканных ярдов ещё могу поверить. Но спиздить пять триллионов? Нет, они их «честно» влили в Россию, подкупая электорат. Вот только пользы ей это не принесло — одну иллюзию могущества, богатства и величия. Лучше б спиздили. Это, ей-богу, была бы наименьшая из проблем для России и мира — увод этих сраных бабок за сраную нефтянку. По сравнению с прочими косяками дорогого юбиляра и его друзей. Но, опять же, не будем о грустном в день варенья.
Долгих лет и не хворать. Суда, наверное, не будет - но побеседовать хотелось бы. Не о деньгах, конечно - это пошлость. Так, чисто из исследовательского интереса.