В недавней заметке о логистических возможностях Руси (довольно ограниченных чисто географически по сравнению с морскими державами) я вкратце описал торговые пути «из варяг в персы», то есть от Балтики к Волге. И описывая северный, Заволоцкий путь — допустил некоторую неточность, заявив, что Шексна впадала в Волгу ниже Ярославля, а потому по ней можно было обойти его, когда он подпал под Москву, а между ней и Новгородом бывали какие-то напряжённости (новгородцы не очень любили прихвостней Орды, а московиты — ушкуйников за их весёлый нрав и непринуждённые манеры).
Надо признать, здесь я немножко ошибся. Ну, семьсот лет прошло, как-никак: кое-какие вещи путаются в памяти. И нынче-то Шексна вообще на две трети своего течения — в Рыбинском водохранилище. Но вот один комментатор поставил это на вид — и теперь я вспомнил: да, Шексна выше Ярославля впадает (и тогда впадала). Но, в общем-то, и Ярославль перешёл к Москве только в середине пятнадцатого века, а прежде там можно было спокойно проплывать.
Хотя — запросто можно было и обогнуть. Из Сухоны через Лежу — в Кострому (реку), скажем. Ушкуй там легко проходил. Или, чтобы миновать и Кострому (город), когда она тоже под Москвой оказалось, - можно и через Унжу в Волгу зайти, ещё восточнее. Да что там: наши до Печоры и дальше плавали.
И вот это гидрографический момент, который не сразу очевиден, если просто смотреть на карту и не представлять себе тамошней местности. Поэтому тот же комментатор возмутился: «Да как так-то, из Онежского озера — в Северную Двину? Это ж четыреста пятьдесят километров».
Как бы — да, но это местность, где всюду какие-то речушки да озерца. А по весне — там вообще сплошное «дед Мазай и зайцы».
Поэтому в полном виде этот северный, Заволоцкий путь из Балтики в Волгу выглядел так. Ну, заруливаешь в какую-нибудь Данию, затариваешься там Туборгом (в банках лучше), дисками с немецкой порнухой (не, вру: тогда ещё VHS было), дольчами всякими и габанами, - возвращаешься в Финский залив. По Неве — в Ладожское озеро. Если пойти по Волхову на юг — выйдешь к Новгороду. Но это и не всегда требовалось. Поэтому пересекаешь Ладогу, и по Свири — в Онежское. Оттуда — несколько вариантов прохода на восток, но оптимальный, наверное, по Водле. Да, не бог весть какая знаменитая нынче водная артерия — но тогда для ушкуя, для лодьи — вполне приемлемая. Позволяла без проблем пройти километров полтораста.
Дальше — цепь озёр, соединённых протоками. Ну, Карелия — это «страна тысячи озёр». Можно выйти к Онеге (она, в действительность, только однокоренная с озером, но не связана с ним напрямую), спуститься по ней, а от её излучины в районе нынешнего Мирного (не того, где алмазы) — уже рукой подать до Северной Двины и тоже притоки тянутся друг к другу хвостиками.
Если пойти по Двине вниз — будет Архангельск (но тогда, скорее, Холмогоры большее значение имели). Новгородцы осваивали и это направление, поморское, поскольку это-то выход в реальное море, где можно без стеснения уже торговать с Европой — но вот больно уж навигация короткая и воды трудные на маршруте вокруг Скандинавии, даже в отсутствие немецких подлодок.
А если пойти вверх, на юг — то догребаешь до Сухоны, притока Северной Двины, и дальше уже к Волге одним из разных способов. Можно через Кубенское озеро, Порозовицу, в Славянку, Шексну. Можно — через Лежу в Кострому. А можно и через десятки других проток, которых и на карте-то не сразу найдёшь, и это зависело от времени года. Повторю, в мае — там практически где угодно проплыть можно было на ушкуе. В осенние дожди — тоже, в общем-то.
Поэтому, честно, этот Заволоцкий путь от Невы к Волге — это такая некоторая условность. Там повсюду бывало много вариантов, в зависимости от того, как вода стоит.
То же касается и южного пути, через собственно Новгород. То есть, от Ладоги по Волхову, озеро Ильмень — и от него вот как-то добраться до Вышнего Волочка, где начинается Тверца. Но дальше к Волге — тоже по-разному можно было идти, поскольку Тверца да и Волга под Тверью, где они соединяются — не в любое время года судоходны бывали.
Этот южный путь — имел некоторые свои преимущества. Мошки — определённо меньше. Но с другой стороны, там угнездились всевозможные Рюриковичи, и в Твери, и в Москве, у них постоянно бывали войны, а в мирное время князья хотели каких-то глупостей, вроде пошлин, поэтому многие реальные пацаны пользовались северным, Заволоцким путём из Онежского озера. Где вот сама природа так устроена, что можно как угодно на ушкуях рассекать и вообще ни с кем не здороваться.
Ну и примерно — он вот так пролегал. По Водле, немножко по Онеге (не всегда), Северная Двина, Сухона, а дальше — как выгодно в данный конкретный момент в Волгу заходить.
И всё это позволяло провозить какие-то малогабаритные и ценные грузы, века с восьмого так варяги до хазар доходили и торговали, но — конечно, это мизер по сравнению с теми товарооборотами, какие могли себе позволить западноевропейские державы с прямым выходом в океан да с незамерзающими портами. Прежде всего по затратам человеческого труда — несопоставимо.
P-s.: Да, вот для иллюстрации той мысли, что путь может быть выгоден, пусть даже он существенно длиннее, но при этом - водный.
Вот была в конце пятидесятых заварушка, когда Насер, президент Египта, объявил национализацию Суэцкого канала. Где изначально был преимущественно французский капитал, на паях с Египтом в момент строительства (в смысле, французы поделились акциями с Египтом только лишь за его согласие), а к тому моменту - египетские акции были выкуплены англичанами.
Ну как по мне, когда кто-то объявляет принудительную национализацию - его надо просто сразу гасить и оккупировать его страну. Так, чтобы жителям стало понятно: никогда больше таких лидеров избирать нельзя. А если непонятно - то избрать новых жителей для такой непонятливой страны :-)
А тогда - Англия, Франция и Израиль хорошенько потрепали Египет, но вот его поддерживал СССР (которого потом Насер закономерно кинул, конечно, как все и всегда "протеже" кидали этих московитских лохов), и Штаты тогда решили сыграть в "доброго дядю", и дожать "ебиптян" не позволили. С Суэцким каналом вопрос решился так, что всё-таки он отошёл Египту, с выплатой компенсаций акционерам.
Но вот сразу после этого - началось строительство супертанкеров. Которые не могли и не желали протискиваться в канал. Которые заведомо должны были идти от Персидского залива вокруг Африки, только бы не входить в эту стрёмную зону.
И экономически - это было более чем оправданно. Да, путь вокруг Африки занимал существенно больше времени, на недели больше - но что ей, нефти, сделается?
То же самое, думается, бывало на уме и у новгородских купцов, когда они выбирали себе путь. Пусть и вся торговля - гораздо меньших масштабов.
Но вот действительно, может быть надёжней пройти от Онежского озера по Водле, перекинуться в Онегу, а там - даже, может, и через море крюка дать, от Онежской губы до устья Северной Двины, где сейчас Архангельск. Ну или, по условиям, где-то южнее перекинуться на ту Северную Двину. Но это всяком безопасней может быть, чем соваться в те реки, которые контролируются непредсказуемыми политическими силами соперничающих княжеств.