В последние дни много разговоров о каталонском сепаратизме, который нешуточно набух, а Мадрид пытается его прессануть. Пока — без особой жести с обеих сторон, но некоторая проблема имеется. По правде, я бы не хотел, чтобы Барселона превратилась в Донецк. Ну, там всё-таки очень красивые имеются исторические памятники.
И, естественно, кто-то кричит «территориальная целостность любой ценой», кто-то - «даёшь право народа на самоопределение». Извечный конфликт этих двух принципов.
Я же — человек практический и на вещи смотрю практически. И по-хорошему счёту, я вообще не очень люблю государства и правительства. Но поскольку они есть, поскольку она даже неизбежны (покамест) — приходится иметь с ними дело.
И вот, допустим, я — инвестор. Хочу вложиться в какую-то страну, построить заводик в её провинции. Ну, встречаюсь с тамошним главным рулём, как бы он ни назывался, решаем вопросы, договариваемся. Если это в местных традициях — заношу ему, сколько надо, чтоб обеспечил режим наибольшего благоприятствования.
Но только я начинаю строить свой завод — как этот руль сообщает: «Ой, извини, а они взяли да отделились, эта провинция. Я там теперь ничего не решаю, там теперь всё решает Вася Мощный Бык, местный лидер общественного мнения. Но это ничего, у меня ещё много провинций осталось для твоих заводов, давай про них поговорим».
На что я вежливо отвечу: «Спасибо. Поговорим. Только не с тобой. С местными «васями». Ну, когда они у тебя отделяются внезапно, а ты нихера поделать не можешь — нахер ты мне нужен, с тобой о чём-то договариваться? Ничего личного, джаст бизнес».
Да, поскольку правительства заинтересованы, чтобы получать какие-то налоги от деловой активности в своей юрисдикции — естественно, они не могут просто так по первому слову отпускать всех желающих в вольное плаванье. Иначе, действительно, какой будет смысл чего-то платить центральному правительству, если оно нифига не контролирует, никакого силового сервиса оказать не в состоянии? Это пустое место получается, а не правительство. А пустому месту — не платят.
С другой стороны, разумеется, сама по себе территориальная целостность — для меня не священная корова. Да, границы меняются. Государства сливаются, распадаются, это естественный процесс. И все вопросы можно решить. Главное — чтоб было добросовестное стремление порешать вопросы культурно, с наивозможным уважением к интересам всех причастных лиц (включая инвесторов), с минимальным ущербом для всех.
И вот одно дело, когда имеет место политический процесс, многолетний, когда имеются вполне респектабельные силы, стремящиеся к суверенитету, и они пытаются оформить «развод» так, чтобы не страдали взаимные интересы.
При этом — приходится очень много решать вопросов. Какие-то стратегические активы в той провинции, имеющие общенациональное значение. Желательно — договориться о сохранении доступа к ним. Просто какие-то ценные объекты, которые созданы были общенациональными усилиями — а теперь, если новоиспечённое государство хочет в одно рыло ими пользоваться, ну, как-то компенсировать должно. Размещение военных баз. Сохранение полицейского сотрудничества. И хоть примерно — социально-политический курс в этом новом государстве. Чтоб инвесторы представляли себе заранее, чего ждать.
Тут нужно отметить, что, за очень редкими исключениями, требование независимости подкрепляется убеждённостью в том, что «отдельно мы будем жить сытнее», а это означает, что новое правительство вдаряется в неистовый левацкий популизм. Рабочий день, там, пять часов, двести праздников в году, всем по гарантированному пособию в зубы, всем веселиться и радоваться жизни — экономика закономерно впадает в ахуй.
И в общем-то, плевать, какие были активы на этой территории — они тут же обесцениваются, если правительство начинает крениться в социализмус.
По хорошему же счёту, даже без левацкого популизма — просто создаётся момент политической неопределённости. Вот то прежнее единое государство — люди худо-бедно знали. Предполагали, чего от него ожидать. Новое это суверенное образование — а хрен его вообще знает, насколько там стабильна будет политическая система. Даже если сейчас вроде приличные какие-то, вменяемые деятели получили власть — ну как завтра поднимется волна народных хотелок и на её гребне к власти придут какие-то совсем отвязные демагоги, с которыми точно каши не сваришь? И тогда — начхать будет, какие там заводы, какое там оборудование, если это всё работать не сможет в условиях политического, управленческого и просто криминального хаоса.
Поэтому, зачастую это наивные бывают очень ожидания, что вот, сейчас мы производим дофига всего, кормим центр, кормим остальную страну, а если отделимся — то будем работать на себя и будем как сыр в масле кататься.
Не так быстро. Сначала — новому государству придётся заработать некую репутацию, доказать, что оно вообще дееспособно, что с ним в принципе можно иметь дело.
Но начинается строительство такой репутации — с культурного и корректного политического процесса, предшествующего отделению. Когда там не горлопаны какие-то с дешёвыми лозунгами доминируют, а ответственные люди, старающиеся доказать свою благонамеренность. Ну и тогда в принципе возможно, что после «развода» у нового государства сравнительно быстро дела пойдут в гору, что в него захотят вкладываться.
Другое дело, конечно, когда безо всякого предшествующего политического процесса вдруг выскакивают какие-то маргиналы уголовного вида и заявляют: «Всё, мы теперь независимы, все пошли нахуй, и ниипёт!»
Ну, в этом случае — понятно, что с ними никто не захочет иметь дела. А будет лишь пожелание к центральному правительству: «Это чего у вас за нахуй такое творится? Вы вообще государство — или что? Пойдите уже, ёбните чем-нибудь по этим отморозкам!»
О праве какой-то территории и её населения на самоопределение — в данном случае, конечно, речи не идёт, когда «независимость» сразу начинается с совершенно враждебных действий, без малейшей попытки добросовестного политического урегулирования. В данном случае речь идёт о том, чтобы эту охреневшую гопню определить туда, где ей место (но при этом, понятно, бывает, страдает и непричастное население, увы).
Но в Каталонии — да, тема отделения всегда была более-менее актуальна, всегда были довольно влиятельны политические местные силы, ратующие за суверенитет, и они пытались действовать культурно, насколько могу судить.
То, что сейчас Мадрид пытается их задавить силой, когда сепаратисты какого-то беспредела не творили — наверное, это не очень мудро. Ну, как будто мало им проблем с Баскской областью.
Я бы на месте Мадрида — дал бы принципиальное согласие на референдум, но с отсрочкой года на три, чтобы за это время все заинтересованные стороны могли высказать не эмоциональные, а прагматические доводы за и против. Ну, типа того, что, может, Каталонии всё-таки не так уж нужно держать двести собственных посольств по всему миру? И что после таких дипломатических расходов — возможно, не так уж много останется у них ВВП на душу населения.
То есть, я бы постарался достичь какого-то компромисса — и дать страстям схлынуть, а не нагнетать их.
Тем не менее, довольно наивны представления, что если Мадрид пойдёт по жёсткому пути, вплоть до кровопролития, то ЕС его одёрнет и заставит отпустить Каталонию. Нет, выразит озабоченность, не более того.
Но, конечно, эскалация там — была бы крайне нежелательна.
Вообще, наверное, с учётом местной ментальности — вопрос можно было бы решить так. Девять матчей «Барселоны» и «Реала», кто выиграет пять — тот и определяет статус Каталонии.