artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Category:

Чудище Обра. Про образование ещё раз.

Я отмечал уже, что один из самых забавных вопросов, какие доводилось слышать от знакомых нашего семейства, это - «А куда вы собираетесь поступать?» Мы — это, в смысле, Лёшка, наше Исчадие, которому сейчас почти четырнадцать, но такие вопросы начали задавать уже в десять.

И я всегда выпадал в недоумение: «Что значит «мы»?»

«Ну как, вам, как родителям, надо же как-то определиться».

Пожимаю плечами: «Когда сочтёт нужным — определится. В какой вуз ему поступать и надо ли вовсе. Нам, как родителям - здесь отдохнуть придётся».

«Как? И ты смиришься, что у твоего сына может не быть высшего образования?»

«Представь себе. Довольно легко».

«Но как же работа, карьера?»

Гхм. Вообще-то, Лёшка — работает. У него есть канал на Ютъюбе, он делает в основном летсплейки по игрушкам, иногда обзоры фильмов, у него дофига просмотров, подписчиков, он поднимает довольно приличные деньги на этом — и растёт. Причём, мы с Женькой — вообще никак ему не помогали в этой затее. Ну, только с английским — и с нашим фирменным семейным чувством юмора.

«Но это же так, развлечение, подработка. А чтобы сделать настоящую карьеру, добиться настоящего успеха — обязательно нужно университетское образование».

Правда? Теперь буду знать, что по этой жизни нужно, чтобы добиться успеха.

Нет, на самом деле — порою учёба в вузе даёт некоторые бонусы. Связи, прежде всего. Вхожесть в некоторые специфические круги. Ну или, если человек действительно фанат какой-то науки, - да, ему это будет нужно. Устроить синхрофазатрон или фармацевтическую лабораторию на дому — не все могут себе позволить.

Но это вот какое-то реально умопомешательство Новейшего Времени, переоценка образования как такового. Чтоб была корочка — вынь да положь, иначе будто вовсе не человек. И это в нашем-то мире, где толковый электрик или сантехник может зарабатывать в разы больше хренового профессора, а в шоу-бизнесе — вообще всем пофиг, какое формально у тебя образование и есть ли оно.

И я, в действительности, не знаю, захочет ли Лёшка через несколько лет куда-то поступать. Думаю, разве лишь понта ради, как я в своё время на филфак МГУ (хотя вовсе не собирался работать по специальности, но, возможно, мои манеры чуточку облагородили мир криминал-буржуазии). А так, если забьёт на саму идею высшего образования — значит, забьёт. Он и так вполне себе успешный парень.

По хорошему счёту, если он и прямо сейчас скажет, что решил забить на школу — я не сочту это за «плевок в душу». Хотя, честно, эта школа возникла во-многом именно ради него, поскольку из всех попечителей я всё-таки самый «высокопоставленный» и богатенький и был главным инициатором создания корпоративной школы, чтобы не отдавать своих исчадий на растерзание российскому Минобру.

Но если решит, что хватит там тусить — значит, решит. Пока интересно — ходит. Мы постарались, чтоб там было интересно. Но в принципе — он и так уже вполне социально адаптированная личность. Которая сама может решать, чему ещё надо бы подучиться — и сделать это.

Вообще же, вот многие люди, и не только в России, давно высказывают мнение, что в самом по себе подходе ко всеобщему обязательному школьному образованию — «что-то сильно не в порядке».

И я скажу, что. Слова «всеобщее» и «обязательное».

Видите ли, «уравниловка» и «обязаловка» - плохо «продаются». Особенно — детям. Но и никто не любит, когда ему что-то навязывается. Никто этого не ценит.

И обязательность да всеобщность школьного образования — в действительности имеют три побочных эффекта.

Во-первых, человек, существо, которое, вообще-то, любопытное от природы — начинает просто ненавидеть процесс любой учёбы как таковой. Он начинает ассоциироваться вот с этой школьной опостылевшей обязаловкой, когда тебе впихивают в голову какую-то херню, которая тебе нафиг неинтересна, а ты не можешь послать, потому как ребёнок. Потом, уже во взрослом состоянии, человеку уже очень трудно пожелать чему-то научиться — поскольку с самим словом «учёба» имеются стойкие негативные ассоциации.

Во-вторых, поскольку при таком подходе наиболее выигрышной стратегией становится просто вызубрить и оттарабанить урок, не вникая в суть, - у человека редуцируется критическое мышление, даже если оно было. «Научный подход», «просвещённое сознание» - хуй там. Догматизм, религиозная вера в авторитетные «скрижали». Причём, даже «еретичество» против «официальной доктрины» - того же свойства, что и поклонение ей. Ну как с поклонниками, скажем, «Фоменковщины» бывает. То есть, им кажется, что они проявляют смелость суждения, отрешаясь от официальной исторической доктрины, справедливо подозревая, что там много бывало случайных искажений и намеренных передёргиваний, но при этом — они в упор не могут заметить все совершенно бредовые нестыковки, какие являет эта пресловутая «новая хронология». Критичности мышления — в действительности нисколько не прибавилось от перехода из одной «церкви» в другую. Поскольку сие просто отбито было в школе.

Ну и в-третьих, как бы человек ни ненавидел учёбу, когда сам был школьником, и как бы хреново ни учился, зачастую потом он начинает питать иллюзии, будто чего-то выучил, чего-то постиг по всем-всем-всем предметам, какие были в программе. Притом, что школьный курс, даже при его добросовестном постижении, может представить только самые зачаточные и поверхностные знания, для общего ознакомления. Но чел этого не понимает, всерьёз считает себя экспертом по всем вопросам всех наук.

А если его потом ещё угораздило и в вузе потусоваться (как бывает теперь уже, наверное, с половиной населения в развитых странах) — мы запросто рискуем потерять ценного члена общества.

То есть, допустим, чел мог бы стать очень хорошим дворником. Мастером, любящим своё дело, ценящим ту пользу, какую приносит обществу, убирая территорию, чтоб всё было красиво.

Вместо этого — мы получаем хренового кандидата хер знает каких наук (он сам не очень понимает), который занимается хер знает чем на деньги налогоплательщиков, но девяносто процентов своего времени — плачется о том, что это слишком маленькие деньги, что его не ценят.

Но о том, чтобы он взял в руки метлу или встал за прилавок — естественно, речи не идёт. Как же! Он же образованный человек! Как он может унизиться до какого-то социально востребованного труда? Не, он высшая каста, что вы, что вы.

Однако самый большой вред от «обязательности» школьного образования — всё-таки в первом пункте. То, что человек приобретает идиосинкразию на само слово «учёба». Уже не может поверить, будто бы учиться можно не «из-под палки». И что в действительности делает школа — разучивает учиться.

Это, на самом деле, поразительно, насколько глубоко и с какими печальными последствиями укореняется у людей эта ненависть к обучению даже тем навыкам, чью объективную ценность они не могут не осознавать.

Вот скажите, вы много знаете водителей, которые бы, сдав экзамены на права, потом посещали какие-то курсы, где бы их учили, скажем, как грамотно выходить из заноса (или использовать занос для экстренного маневрирования)? Такие курсы есть. Но посещает их — ничтожный процент от «сертифицированных» водятлов. Зато каждый уверен, что если прослужил лет пять прокладкой между рулём и сиденьем — типа, профи. В действительности — водит, как лунатик. Запарковаться задом — уже блин, испытание для глазомера и психики. Габаритов нихера не чувствует, динамики нихера не чувствует, ситуацию на дороге нихера не чувствует — но зато «я за рулём отдыхаю!» (одна из самых идиотских фраз, какие доводится слышать). Ага, до первой нештатной ситуации, на которую хер успевает отреагировать, поскольку навыки вождения как были, в общем-то, зачаточные — так и остались. А казалось бы, это вопрос жизни и смерти (или воли и неволи).

Ну, с языками — это притча во языцех (pun might be intended). Да, меня всегда это изумляло, как чел может учить язык много лет в школе, потом в вузе — и не то что не разговаривать на нём свободно, а тупо не понимать совершенно стандартную живую речь.

То есть, ладно, в былые времена — трудновато было услышать где-то носителей, когда и видюшников-то не было. Разве лишь на выставках каких-то или симпозиумах можно было с ними пообщаться. Но сейчас, в эпоху Интернета? Это до какой же степени ленивым и нелюбопытным нужно быть, чтобы не пользоваться имеющимися возможностями для саморазвития?

Причём, ладно бы, когда для человека это какой-то второстепенный навык, владение языком. Но, блин, соискатели вакансии учителя языка, на ставку в семь тысяч баксов в месяц — приходят и начинают козырять своими дипломами, не будучи при этом в состоянии перевести сценку из какого-то очень простенького ситкома.

Однако ж, поскольку школа для наших исчадий — это как бы «побочка», реально-то мне всё чаще приходится собеседовать людей, которые приходят устраиваться в Корпорацию. Ну, я директор Дипломатического Департамента, и наша виза тоже требуется, поскольку мы пробиваем чела по своим каналам. И поскольку мы силовая организация, «парамилитарная», можно сказать (хотя вернее про регулярные государственные армии было бы сказать «параолимпийские») - приходят ребята, которые работали или в армии, или в МВД, или в чём-то подобном.

Ну и они набираются не просто, конечно, по объявлению с улицы, а до моего кабинета доходят наиболее толковые. Реально толковые. Но вот уровень физической и, особенно, огневой подготовки — это просто пиздец какой-то.

Иногда не выдерживаешь, говоришь: «Слушай, парень, ты — опер. У тебя от этого, вообще-то, жизнь зависит, от навыков обращения с оружием. И у вас, вроде, есть же тиры, сейчас и снабжение их нормальное. Но даже если пострелять вдосталь не дают — то извлечение ствола можно отрабатывать по-любому. Минут десять в день на это тратить, не больше. Но ты соображаешь, что профи — пяток таких гавриков положит раньше, чем вы достанете свои волыны?»

В принципе — соображает. Иначе б не заинтересовал нас. Но видно, что просто вот аллергия у чела на какие-то учебные упражнения.

Причём, наивно думать, будто бы у американских копов, «диков» и даже «сватов» - сильно лучше подготовка. Да не, всё то же самое. Разве лишь бухают меньше. А так-то нормативы сдал — и порядок. А нормативы — ну, сильно такие щадящие для самооценки. Тактические учения ещё. Где добро тоже побеждает всепременно, где никаких сюрпризов. Зато — они в реальных замесах случаются, когда приходится схлестнуться с кем-то серьёзным.

А чтобы самому заниматься совершенствованием более чем важных для работы навыков — что вы, что вы. Это мы в школе отлюбили, учиться.

Это — один из самых вредоносных эффектов того общеобязательного школьного образования, какой мы имеем. Что людям просто противно становится учиться.

И иногда я думаю: мне реально повезло, что по крайней мере последние годы моего школьного образования пришлись на такое время, когда всем уже всё стало до пизды в Совке. Когда я мог ходить в ту школу, как вздумается, а педсоставу было насрать на посещаемость.

Возможно, поэтому я не приобрёл «аллергию» на учёбу и не считаю для себя зазорным в свой сорокет с лихом и в своём начальственном положении тратить какое-то время на поддержание имеющихся навыков и обретение новых.

Но многие люди в нашем обществе (не только российском) — они, в действительности, инвалиды школьного обязательного образования. Именно — его «обязательности».

И можно сколько угодно рисовать какие-то «индексы человеческого развития», основанные на том, что люди лет до двадцати сидят в школах — но кого этим обманешь? Нет, большинство из этих «вечных студентов» - это просто загубленные потенциально хорошие дворники, мясники и сантехники. Которые были бы гораздо адекватнее, гораздо смышлёней и «ухватистей», если б имели возможность заниматься какой-то реальной работой лет с двенадцати.

А кто реально имеет склонность к наукам — ну, проявит её. И хорошо, конечно, давать возможность приобщиться к образованию, если оно действительно востребовано человеком. Вот только вовсе не факт, что этим должно рулить государство. Его-то — лучше вообще держать как можно дальше от любых задач, где не требуется его имманентный функционал — насилие и принуждение. Нет, с образованием — вполне способны справиться и частные структуры, коммерческие или благотворительные.

Поэтому, я не против того, чтобы образование было доступным. Я против того, чтобы оно было общеобязательным, поскольку с этим получается дурацкая профанация, девальвация образования как такового.

Ладно, базовые навыки чтения, письма и счёта — возможно, и уместно давать всем детишкам без разбору. Но, собственно, в первых классах школы, где эти навыки даются, - дети обычно и не возражают. Поскольку понимают, что это важно, уметь читать, писать (печатать теперь уж), считать. Что без этих навыков — реально будешь ущербным.

Но это первые три-четыре года школы. А дальше — я бы сделал образование опциональным. Если детёныш тяготеет к наукам и хочет продолжать обучение и готов подтвердить свои склонности и способности, пройдя экзамен, - да, за его обучение заплатят деловые люди, тоже заинтересованные в башковитых юных дарованиях (возможно, контракт заключат, и семье стипендию назначат).

В иных случаях — работа может стать лучшей учёбой. И оно же — лучшая социализация, когда ребёнок лет с 10-12 — уже делает чего-то такое полезное обществу, за что получает коммерчески оправданное вознаграждение. Естественно, с применением разумных мер защиты детского труда, чтобы он не оказывал какие-то необратимые вредные эффекты на растущий организм, который не может сам осознавать свою уязвимость. Но это можно провернуть через страхование рисков эксплуатации малолеток. Чтобы хозяин знал, что если как-то слишком беспечно подойдёт к вопросам безопасности их труда — на него наедет страховая, заинтересованная снять с него бабло, уплаченное на компенсацию, а потому надо подходить ответственно.

Правда, в современном мире — и стандартные отношения работника и работодателя зачастую размываются. Ну вот я упоминал уже как-то, что в своё время нас с Женькой обеспокоило, что Лёшка стал многовато пить кофе со своими этими «поиграмками». Поговорил с ним, нормально, без нажима, просто обрисовал нежелательные последствия чрезмерного кофепития, особенно с девочками, — вроде, поубавил потребление. Но если б нет — то кому предъявлять претензии? Ютъюбу с его партнёрскими рекламными программами? Да ещё б они могли следить, чего там автор канала потребляет!

Это вот реальность, в которой мы живём. Люди имеют «горизонтальные» связи, сотрудничая, а не «иерархию».

И это вовсе не та реальность, к которой готовит классическая средняя школа. Где на самом деле имеет место профанация иерархии, когда те, кто объявляется «главными» - в действительности являются лузерами, не способными руководить шнурками на собственном ботинке, не говоря уж про киндеров.

Нет, в нашей Школе — мы постарались сделать всё по уму. И педагогов подобрали адекватных, и процесс наладили так, чтобы всем было интересно. Чтобы это было престижно для наших исчадий, ходить в эту школу. Которая вовсе не навязывается, но откуда запросто можно вылететь, если проявишь роковую несовместимость с учебным процессом.

И в этом — весь цимес того, что хочешь кому-то впарить, любой товар, будь то и образование. Оно должно — осознаваться как ценный товар. Который не всем достаётся, ибо продавец очень разборчив и придирчив к покупателям. Только тогда — люди западают на это, начинают дорожить.

То, как поставлено сейчас это дело в развитых странах — ну это просто полное непонимание человеческой психологии. «Вот, мы в обязательном порядке нагружаем вас этой хернёй, образованием, которая крадёт у вас детство и мешает вам заниматься реальными делами, и за это, суки, вы должны быть нам по гроб жизни обязаны!»

Да щаз!

Очень нетрудно просчитать, какой будет очередной лопнувший пузырь в мировой экономике, после переоцененных Интернет-компаний в нулевом и «домиков для бедных поросят» в восьмом. Конечно же, кредиты на образование, абсолютно безвозвратные, поскольку они имели лишь тот эффект, что многие потенциально полезные дворники были сделаны «магистрами социологии».

Говорят, Трамп сейчас уничтожает науку, сокращая на неё бюджетные ассигнования? Я бы — потребовал от продвиженцев Глобалворминга возврата потраченных на них средств в обмен на ту кожу, которая иначе будет содрана с них живьём за более чем откровенное шельмовство (ну, я фанат дома Болтонов, что уж тут поделаешь) :-)

Но не будем вдаряться в мрачнуху — это была шутка, потому и смайлик :-)

Но вот что такое количество в мире дебилов, готовых верить в абсолютно несуразную херню, на которой зиждется эта религия ГП, херню, не подтверждённую никакими очень просто создаваемыми физическими моделями, не подтверждённую никакими мнениями реальных климатологов, — да, это, во многом, заслуга всеобщего школьного образования. Когда любой дебил — считает себя экспертом только потому, что отучился в школе, а потому «знает всё обо всём».

Нет, большинство людей, конечно, во все времена были идиотами. Но сейчас — они как бы ещё и «образованные» идиоты. И это хуже. Школа разучила их говорить: «Я этого не знаю, это не моё дело». Потому что в школе — всегда нужно давать хоть какой-то ответ на любой вопрос, сколь угодно далёкий от твоих интересов и компетентности. И в этом — тоже очень большой вред всеобщего обязательного образования.









Tags: политика, школа
Subscribe

  • О гендерах и играх

    Восьмое Марта прошло, поэтому можно сказать правду... Вот в последнее время часто доводилось видеть рассуждения того рода, что если барышни и слабее…

  • Карты, дети, дважды-два

    Посматривая на днях американские выпуски «Миллионера» с детьми от 12 до 16 лет, не то чтобы «обнаружил», но, скажем так,…

  • Автопилот на мизере и на дороге

    Заходил к Бате в больницу. Молодец-огурец. Уже сам шастает, без ходунков и без опоры на меня, я только страхуярю. Но у него «трагедия»:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 64 comments

  • О гендерах и играх

    Восьмое Марта прошло, поэтому можно сказать правду... Вот в последнее время часто доводилось видеть рассуждения того рода, что если барышни и слабее…

  • Карты, дети, дважды-два

    Посматривая на днях американские выпуски «Миллионера» с детьми от 12 до 16 лет, не то чтобы «обнаружил», но, скажем так,…

  • Автопилот на мизере и на дороге

    Заходил к Бате в больницу. Молодец-огурец. Уже сам шастает, без ходунков и без опоры на меня, я только страхуярю. Но у него «трагедия»:…