Решил сейчас, поскольку выдаётся досуг, пересмотреть этот сериал с начала. И должен сказать, впечатление ещё лучше. Всё стало как-то глубже, рельефней. Поскольку в первый раз, всё-таки, немножко путаешься в этих миллионах персонажей, особенно, когда книги не читал, не знаешь предыстории, не знаешь, кто чем дышит.
Во второй раз — начинаешь больше ценить добротность сценария и режиссуры, то, как мастерски и ненавязчиво ввинчиваются исторические ремарки в реплики персонажей (в книге-то, понятно, можно такие вещи растолковывать на пальцах и на паре страниц). Да и вообще, полнее можешь оценить актёрскую игру, образы — когда не приходится думать: «О чём они, блин, вообще болтают? What the fuck does it mean, “tug arian girl”? A, “Targarian girl”. В смысле, про эту сребровласку степную?»
Когда уже знаешь, что к чему, - гораздо больше обращаешь внимание на нюансы. И, ей-богу, как же хорошо, как же «богато» сделано. Вот полнометражные кины последних лет — преимущественно отстой, как ни крути. Или халтура, только на «попкорном похрумкать» под спецэффекты, или какие-то навязчивые проповеди политкорректности от. Художественность — как-то переселилась в сериалы.
Но нельзя при этом сказать, будто бы та же GoT вовсе не затрагивает этических вопросов и не способствует нравственному воспитанию подрастающего поколения. Просто — там это делается без назойливости, естественным образом.
Помню, когда иные знакомые узнавали, что мой Лёшка фанатеет от этого сериала (а он смотрит чуть ли не с самого начала, лет с семи — так точно), озадачивались: «И вы ему разрешаете? А не рановато?»
Я пожимал плечами. Что значит, «разрешаем»? Он просто находит и смотрит. «Родительский контроль?» Но мы своего ребёнка не по укурке мастерили, чтобы он в семь лет был не в состоянии обойти эту фигню. Ставить чего-то подобное на его комп — только оскорблять его и здравый смысл.
Да и потом, что в этом сериале такого «страшного»? Сцены насилия? В новостях похлеще бывает. Откровенные сексуальные сцены? Что ж, иногда эротика в фильмах может быть и вредна для детишек. Поскольку они не понимают, что это изрядная условность, ради эстетики — и усваивают сомнительные стереотипы. Ну, вроде того, что любой парень производит «стыковку» без помощи рук, а барышня сразу же заходится сладострастным стоном на несколько часов кряду. В реальной жизни — подобные ожидания могут вести к конфузу и падению самооценки.
По счастью, впрочем, в Сети полно честной порнухи, в том числе любительской, где правда жизни и любви раскрывается достоверней. И, ей-богу, какого разврата не видел ещё на своём веку современный ребёнок, идущий в школу? Да любой видел.
К тому же, как раз в GoT “фривольные» сцены выполнены довольно жизненно и качественно. Там не ставится цели поразить зрителя какой-то неземной романтической эстетикой.
Но что самое ценное — персонажи, живые интересные люди, их отношения (правда, психологические драмы вайтвокеров раскрыты очень поверхностно, но это не вполне живые и не вполне люди).
И вот что поразительно, несмотря на изрядную суровость тамошнего мира, действительно нет каких-то абсолютно уж «отрицательных» персонажей, прямо уж совсем беспросветных.
Ну ладно, сэр Грегор «Гора» Клиган — пожалуй, может считаться абсолютно беспросветным упырём. Хотя это как бы вовсе третьестепенный персонаж, чьего внутреннего мира нам не показывают никак. Что же до внешнего облика — то сначала это тупое злобное животное, потом — ещё более тупой и злобный зомби. Тут, конечно, сложно найти какие-то позитивные черты. Ну, вассальная верность Ланнистерам, только если.
Но все остальные, которые представлены чуть больше, - да в принципе, довольно милые люди, которые просто сделались жертвами трудных обстоятельств, иногда и дурного воспитания, но тем не менее сохраняют какой-то шарм, имеют какие-то достоинства.
Вот, скажем, Джоффри Баратеон. Который в действительности никакой не Баратеон, а плод инцеста Серси и Джейми. В чём уже могут корениться некоторые его проблемы. Близкородственное смешение потому и нежелательно, что способствует включению редких рецессивных генов, которые могут отвечать за болезни как физические, так и психические.
С последним у Джоффри — полный порядок. В смысле, конечно же, больной на голову садист, психопат и маньяк. К тому же, Серси, видимо, слишком любила своего первенца, потакала любым его прихотям, а король Роберт был слишком занят пьянством и производством бастардов.
Ну и можно ли судить Джоффри строго за то, что он вырос таким, каким вырос? Его с детства окружали очень серьёзные, властные или просто крутые люди. Его дедуля Тайвин, держащий за горло весь континент. Его дядя (в действительности — папа) Джейми, который, там, «со школы» был лучшим мечником всех королевств. И когда ты в семнадцать лет становишься королём — хочется как-то «соответствовать».
А что может придумать для этого в действительности довольно закомплексованный, трусливый, истеричный, не уверенный в себе spoiled brat? Ну конечно, являть «сур-ровость» при каждом случае.
И вот, может, некрасиво, что он велел оттяпать голову Неду Старку, когда и Серси, и все прочие были против именно «вышки». Но что ему, Джоффри, оставалось делать? Этот мужлан с северов, в простоте своей приполярной, взял и заявил на весь мир, что король — вовсе не король, а ублюдок, родившийся от инцеста. Потому что, извольте видеть, раньше при скрещивании Ланнистеров и Баратеонов детишки рождались чернявые, а не белобрысые.
Что ж, конечно, это так и есть, что дети Серси — на самом деле от братца. И, думается, во всём Вестеросе было два человека, которые об этом не догадывались. Нед Старк (поскольку жил далеко от столицы) и Тайвин Ланнистер (поскольку не мог поверить, что его собственные дети осмелятся на это).
Остальные? Ну как можно утаить подобное, когда Серси и Джейми сношались повсюду и почти без стеснения? В гостях у Старков, в башне совершенно незнакомого замка — и тут же попались на глаза Брэну, который вообще ни за кем намеренно не шпионил (а в столице-то все друг за другом шпионят, и очень целенаправленно). В Септе у тела уже почившего Джофри, шокируя своими стонами стражников за дверью. И где только не.
Но тем не менее, цивилизованное общество подразумевает аккуратность в выборе темы для беседы. Скажем, считалось неучтивым, встретившись с Рэнли Баратеоном и Лорасом Тайрелом, спрашивать их, хорошо ли они подолбились в очко этой ночью. Хотя все знали, что они ночами не в шахматы играют.
То же самое — и про Серси с Джейми. Подозревать (или даже знать наверняка) ты можешь что угодно, но если открыто заявляешь — значит, выдвигаешь обвинение в адюльтере, в кровосмешении, в незаконности престолонаследия. И, что бы за мерзавец ни был Джоффри, но каково это пацану слышать, мол, твоя мамаша еблась с твоим дядей, откуда ты на свет и появился? Даже если он допускает, что именно так и есть — он не может это признать публично, не может проглотить такое обвинение.
Поэтому и вынужден был сказать Неду: «У тебя чего по биологии в школе было? Это у блондинчиков брюнетики не рождаются. А у брюнета с блондинкой — запросто, если у него есть рецессивный светловолосый ген. Все трое детей блондины? Ну, вот так фишка легла».
Когда же Нед, под давлением, признал, что будто бы оклеветал Серси, Джейми и весь королевский выводок — ну а как это расценивать? Как шутку? Которая уже вылилась в войну за трон? И теперь — просто сослать Неда на Стену?
Что ж, может, решение Джоффри о казни Старка было несколько поспешным и слишком резким — но он имел право продемонстрировать, что за такую измену с такими последствиями — почётной ссылкой не отделаешься. И ведь в конце концов, его мать оскорбили, обозвав «инцестуальной шлюхой» (каковой Серси, конечно, была — но не вслух же это говорить, про королеву-то да при мальчонке!)
С Сансой, впрочем, Джоффри действительно вёл себя порою очень некрасиво. Ну, заставлять девочку смотреть на отрубленную голову отца — да, это перебор. Но не будем забывать, что ему всего семнадцать лет и у него явно какие-то проблемы с девчонками. Так-то он вполне миловидный и нравится барышням, но вот чего-то, видимо, не ладится с ними у Джоффри, и ему нравится «мстить» девчонкам.
Поэтому трудно одобрить и его склонность мучить шлюх и расстреливать их из арбалета, привязав к кровати. Правда, он наверняка это мотивировал борьбой за нравственность — что нередко бывает у маньяков с эректильными проблемами.
Но с другой стороны, он всё-таки склонен и к техническому творчеству. Он создаёт новые, более эффективные дизайны арбалетов — о чём вещает с неподдельной увлечённостью. Может, если б ему не выпало несчастье родиться наследником трона — был бы просто оружейным конструктором. И все бы его любили, даже не подозревая, на какие чудачества способен этот милый тихий паренёк, если обретёт королевскую власть.
Вообще, трудно судить, как бы проявил себя Джоффри, если б прожил чуть дольше. Многие его выходки — можно списать на возраст, избалованность, тинейджерское самоутверждение. Может, годам к двадцати перебесился бы, научился лучше ладить с людьми (ну, с теми, кого б ещё не убил).
И если уж осуждать жестокость Джоффри в его семнадцать лет, то как оценивать поведение Теона Грейджоя, который был гораздо старше, хорошо за двадцать?
Предать людей, которые его воспитали как сына, захватить их замок, только чтобы доказать своему упырю-папаше, что он его крови, что тоже «железнорожденный»?
Потом, не сумев поймать сбежавших младших Старков, грохнуть первых попавшихся сирот, устроенных на ферму, опалить трупы до неузнаваемости и вывесить на воротах, чтобы все прониклись тем, какой Теон крутой и жёсткий парень.
Неудивительно, что его сочли просто ёбнутым. И честно сказать, всё то, что потом сотворил с ним Рэмзи Болтон — вполне заслуженно. Нет, Рэмзи, конечно, не то чтобы мстил за тех крестьянских сиротинушек (вряд ли), но — Теона вот совсем не жалко было.
Хотя подразумевается, что Теон - «условно положительный» персонаж, который просто немножко оступился, запутался. А Джоффри и Рэмзи — значит, злодеи.
На самом деле, Теон омерзительней тем, что он совершает какие-то брутальные глупости, чтобы кому-то чего-то доказать, когда на самом деле ему это вовсе не нравится. Джоффри и Рэмзи унижают, мучают и убивают — потому, что им это нравится. Да, они отмороженные садисты, безусловно. Но — они не изменяют своей натуре, мучая и убивая людей. Просто — она вот такая, специфическая.
Рэмзи — тоже очень колоритный и неоднозначный парень. Да, не самый большой добряк на Вестеросе — но по-своему милый, неглупый, артистичный, изобретательный. Во всяком случае, в фильме.
И его тоже трудно винить за иные изъяны его души (или что у него там заместо?) Жизнь его была исполнена несчастий с момента зачатья. Которое произведено было Рузом Болтоном с селянкой, осмелившейся выйти замуж за мельника без разрешения лорда — прямо под тем деревом, на котором повесили мельника.
И про Руза Болтона не скажешь, что он был именно жестоким человеком. Но — педантичным. Совершенно непьющим и сторонником строгих правил. Если уж казнить — то освежеванием, потому что это традиция дома Болтонов, это их герб, освежёванное тело на косом кресте. Если уж селяне нарушили право сеньора — мужа повесить (а мог ведь и освежевать!), жену изнасиловать. Не похоти ради, а порядка для.
Думается, после рождения Рэмзи мама могла не очень любить его, помня обстоятельства зачатья. Даже скорее всего, если при первой же возможности притащила младенца в замок и сбагрила Рузу Болтону.
Тот же — старался быть хорошим отцом, и что он непьющий — это плюс. Но многие иные особенности нравов в доме Болтонов — возможно, не лучшим образом повлияли на формирование юной психики. Поэтому Рэмзи вырос таким, каким вырос.
Тем не менее, и тут следует отдать ему должное: в том, как он развлекался со своими жертвами — не было какой-то мрачной угрюмости. Скорее — игривость и своеобразный чёрный юмор.
И несмотря на всё своё изрядное коварство, Рэмзи — один из самых предсказуемых персонажей саги. Про остальных — ещё можно гадать, как они поступят в той или иной ситуации. Та же пресветлейшая Дайнерис Таргариен — может то прощать любое предательство и отпускать всех и вся, то спалить драконами чужих вассалов только потому, что они отказались вот так сразу встать под её знамёна. Логика? Месячный цикл, скорее.
Но про Рэмзи, если хоть немножко его знать, можно быть абсолютно уверенным, что от этого парня не приходится ждать ничего хорошего нигде и никогда. Он всегда будет настолько «злым мальчиком», насколько возможно. Потому что получает от этого удовольствие. А значит, всю дорогу верен себе, сохраняет нравственную целостность. Не говоря уж про задор и шутливость, лёгкое отношение к жизни и смерти.
Нет, это, конечно, не тот человек, которому вы бы доверили нянчить своих детей, если не хотите получить назад их чучела. Но это человек, который делает всё возможное, чтобы никому не пришла в голову такая чудная мысль, отдать ему на попечение хоть сколько-нибудь нелишних детей. И это очень любезно с его стороны.
Если ж говорить о единственном оригинале, который всё-таки отдал на попечение Джоффри юную девочку, Сансу — то, конечно, моральный облик лорда Бейлиша некоторые находят небезупречным.
Но о нём я написал уже что-то вроде «некролога», где отмечал, наряду с коварным интриганством, его умение говорить задушевно и проникновенно, что всё-таки нравится людям, утешает их в трудные минуты.
Тут же — вспомню просто, как Мизинец сумел вернуть душевный покой одной из своих сотрудниц, когда в бордель вломились стражники по приказу Джоффри и на глазах у всех зарезали младенца, бастарда короля Роберта. Что, конечно, было шоком для персонала, и вот у некоторых стали происходить нервные срывы на работе.
Так помните, как ласково и деликатно утешил Мизинец одну из таких своих девочек? Во-первых, предоставил отгул, для успокоения нервов, а во-вторых, очень вежливо и даже нежно объяснил, что он всё-таки бизнесмен, он, инвестируясь в персонал, ожидает получить отдачу, ибо иначе разориться, и если какая-то его инвестиция оказывается не в состоянии работать в рутинном порядке — ему приходится думать, как всё же вернуть свои деньги иным путём. В частности, вот, пришлось как-то уступить, «оптом», одну такую барышню состоятельному клиенту с повышенными запросами для одноразового использования, которое вряд ли ей понравилось. И её жаль — но что поделать? У него не было выхода.
И барышня вошла в понимание, успокоилась, снова обрела рабочую форму.
То есть, Мизинец не кричал, не топал ногами, даже не угрожал, по сути. Просто объяснил, как оно есть, как он вынужден вести бизнес, чтобы не прогореть. Тихо, уважительно, доброжелательно. Это — искусство умелого руководителя, мотивировать своих сотрудников, не оскорбляя их чувства.
Таким образом, даже у тех, кто считается злодеями — всё равно можно найти некие привлекательные или по крайней мере полезные черты. Собственно, как и в жизни, в большинстве случаев.
Это, конечно, не значит, что Джоффри, Рэмзи, Мизинца, Уолдера Фрея не стоило грохнуть. Разумеется, стоило, когда они представляли нешуточную опасность — и знали, в какую игру играют. Но мы их будем помнить, как ярких индивидуальностей, не чуждых своеобычного шарма.
А так-то - «все люди добрые, игемон». Но в устах Иешуа это абстракция, а в Игре Престолов — конкретика, оттенки человеческой доброты на все вкусы.
Поэтому я искренне считаю, что этот сериал реально полезно смотреть детям с хоть сколько-то сознательного возраста. Чтобы как можно раньше понимали, что нет какого-то абсолютного добра и зла, а есть оттенки.
И бывают ситуации, когда врага приходится просто уничтожать. Но если есть возможность нейтрализовать его, сохранив жизнь, — всегда можно найти и что-то такое, на что бы он сгодился, будучи под контролем.
Скажем, Джоффри — мог бы мастерить новые арбалеты (просто надо постараться, чтобы рядом не было барышень, на которых его бы тянуло испытывать свои поделки). Петир Бейлиш — мог бы работать толковым менеджером в салоне красоты, скажем. Он умеет ладить с персоналом. Рэмзи? Ну, он искусный лучник — мог бы на ярмарках выступать. А с его артистизмом — имел бы успех.
В общем, чтобы человек был полезным — ему вовсе необязательно быть каким-то записным праведником, в сияющих доспехах, без страха и упрёка. Честно, как раз чрезмерные праведники — всегда внушали мне куда бОльшую настороженность, чем явные эгоисты и циники. Ибо в случае с праведником - никогда не знаешь, то ли у него окончательно кукушка слетит на почве собственной святости и он подастся в «инквизицию», скверну выжигать огнём и мечом, то ли ему надоест быть праведником и он, для разнообразия, заделается такой свиньёй, что всех привычных жлобов за пояс заткнёт.
Поэтому, честно, хотя я не болел за Серси Ланнистер в её коллизиях с Тирионом, но когда она подорвала в Септе «воробьёв» - готов был ей поаплодировать. Ибо — ну сколько можно позволять измываться над собой каким-то вшивым религиозным фанатикам?
Нет, сам по себе «его высоковоробейшество» - по-своему неплохой дедуля, но повёрнутый же на ханжестве и аскетизме. А это — не те вещи, которые двигают вперёд Цивилизацию.
И Марджери Тайрел было немного жаль (тоже, весёлая такая интригантка, тоже большая артистка), но — её Серси предупреждала, что бывает с теми, кто рыпается на Ланнистеров. И Неда Старка в своё время предупреждала. Всё по-честному.
А в целом реакция была - «Fuck yeah! At last!” К слову, Серси очень идёт эта чёрная кофточка с закосом под кольчугу. Я надеюсь, что хоть эта «злодейка» - доживёт до конца восьмого сезона.
Впрочем, если уж говорить о Серси — то какая она «злодейка»? Просто слегка избалованная мажорочка, у которой стервозность перешла в безудержное чадолюбие. Она мне одну бывшую одноклассницу очень напоминает, и внешне, и по характеру. Тоже — прелесть, что за хищница была. И тоже большая умница, хотя взбалмошная. В школе — одно удовольствие с ней пикироваться было. А сейчас — тоже трое детишек, и она бы однозначно взорвала какую-то грёбаную секту, если б узнала, что эти оборванцы охмурили кого-то из её отпрысков. Вот только поставила бы рыцаря и в оконном проёме тоже, а не лишь в дверях.