Время от времени доводится встречать в Инете всякие очень красивые и убедительные ролики, где рассказывается, как найти более-менее точное местонахождение человека по номеру его мобильника. Вот просто достаточно знать этот номер, ввести — и получишь координаты. Ну, конечно, если скачаешь соответствующую программу за сколько-то сотен рублей или отправишь платную эсэмэску.
Мне всегда было интересно, что должно твориться в голове у человека, который ведётся на такие разводы. Вот какова должна у него быть картина мира.
То есть, можно совершенно не шарить в электронике и коммуникациях, но, наверное, должно быть очевидно, что к реализации таких возможностей, обнаружения абонента в любой точке мира, как-то должны быть причастны либо производитель его мобильника, либо оператор связи.
Нет, в некоторых случаях, конечно, можно засечь источник радиосигнала (каким является любой сотовый телефон) и самому. Это даже несложно. Надо просто просканировать эфир на предмет других устройств поблизости, работающих на той же частоте (другие мобильники, роутеры, радиомодемы), определить их пространственное положение, потом позвонить на интересующий тебя номер — и он начнёт радиообмен с вышкой вне зависимости от того, возьмут там трубку или нет.
Таким образом, ты видишь появление нового источника сигнала и триангулируешь его («пеленгуешь», как говорили в фильмах про Вторую Мировую). Но для этого, конечно, нужно кое-какое оборудование. То есть, несколько (хотя бы три) разнесённых принимающих антенн и устройство, позволяющее замерять силу, а главное - время поступления сигнала. И вот сравнивая, когда на какую антенну пришёл сигнал (на сколько наносекунд позже) — можно установить источник с точностью до метров.
Но, конечно, такое оборудование стоит некоторых денег и не у каждого есть в чемоданчике. И работать это будет — на сравнительно небольшом расстоянии, в пределах прямой «видимости» сигнала с мобильника (это несколько километров, максимум — пара десятков) и при условии, что поблизости находится какое-то «разумное» количество посторонних источников радиосигнала. То есть, так можно засечь телефон где-нибудь в лесопарке или дачном посёлке, если иметь в этом районе пеленгующие антенны, но гораздо проблематичней — в гуще мегаполиса.
Все же более широкие и «глубокие» возможности по геолокации аппарата — естественно, зависят от его производителя или от оператора связи. А это вполне себе коммерческие ребята, частные корпорации.
И вот, находясь в здравом уме, попробуйте представить, с какой бы целью производители телефонов или операторы связи могли бы с кем-то делиться своими объективно существующими возможностями устанавливать координаты своего клиента просто по номеру его телефона, без его желания и ведома? Тем более — делиться с какими-то странными товарищами, которые срубают за свой сервис денежки явно себе в карман.
Но эти товарищи, возможно, нереально крутые кулхацкеры, которые взломали сеть сотовой компании (вернее, всех сотовых компаний сразу), получили доступ к их информации?
Да, конечно. И всё это — чтобы приторговывать такой информацией за эсэмэски по пятьсот рублей, светя на весь мир свои возможности. Смею заверить, тот, кто реально сумеет прохакать сотовую сеть — будет очень старательно скрывать данный факт. Он ни в коем случае не будет рассказывать, мол, вот, я в любой момент могу залезть к ним и посмотреть их логи (если, каким-то чудом, это так). Он будет брать солидные заказы от солидных людей на разовые операции, никак не афишируя, каким образом он получает доступ к данным в каждом конкретном случае.
Но доступ к данным сотовых компаний имеют спецслужбы, а потому достаточно прохакать спецслужбу (что, на самом деле, как ни удивительно покажется, проще, чем серьёзную сотовую компанию)?
Ну, опять же, тот, кто получил нелегальный доступ к служебной сети каких-то «людей в чёрном» - не будет особо афишировать данный факт, предлагая всем напропалую геолокацию чужих мобильников за сотни рублей. Он будет ориентирован на серьёзных клиентов под лозунгом «у меня есть завязки, я могу кое-что узнать, если надо».
К тому же, рискну сказать, это очень сильно преувеличенный миф, о всесилии и всеведении спецслужб (особенно — государственных). Что американские, что российские — они раз за разом создают всякие мегапроекты, чтобы получить контроль над коммуникациями, они требуют принятия законов, которые бы заставляли частников «кооперировать», но — о чём это говорит в действительности? Да о том, что реальные их возможности довольно-таки ограничены. И если б реально работал, скажем, СОРМ-2, введённый в России в начале нулевых и якобы дающий ФСБ тотальный контроль над всем интернет-трафиком, над всеми сотовыми операторами — ну, не понадобилось бы мутить чего-то с этим «пакетом Яровой».
Но фишка в том, что не больно-то вся эта херотень работает в кривоватых и ленивых руках государственных спецслужб (всякие амерские «Эшелоны» и «Призмы» - тоже). А когда им реально чего-то нужно пробить — они обращаются к дружественным частникам. Неофициально. Потому что официально — ты можешь какие угодно законы принимать, но если более компетентные в коммуникациях люди захотят тебя послать нахуй — то пошлют. Это примерно как революционные матросы, пытающиеся провести финансовый «аудит» в банке. Да, они могут изъять золотишко из депозитария, но вот разобраться в проводках — это хрен.
Вообще же, если говорить именно о геолокации мобильника — то какие тут имеются реальные возможности?
Конечно, такие закладки, на аппаратном, «железном» уровне может сделать производитель. И делают. То есть, телефон, выходя на связь, может сам отсылать куда-то свои координаты. Если оборудован GPS - то весьма точные, если нет — то хотя бы сообщать, с какой вышкой связывался. Замечу, как правило, эти закладки не работают постоянно, но могут активироваться каким-то инженерным кодом, присылаемым на аппарат. И приняв его, он начинает рассказывать, где находится. Это может и не преследовать каких-то шпионских целей — это может служить поиску потерянного или украденного аппарата.
Если телефон достаточно смартовый — можно установить на него соответствующие программные закладки. То есть, фактически, поставить «трояна», как в любой компьютер. И он будет отсылать, без ведома владельца, любые сведения о своей активности, вплоть до записей разговоров.
И некоторое представление о локации телефона — имеет сотовый оператор. Но вообще, как это работает?
Вот включается мобильник — начинает искать сеть, в которой зарегистрирована симка. Видит несколько вышек поблизости, которые имеют каждая свои идентификаторы. Прикидывает, с какой из вышек сигнал лучше. И - «прописывается» при ней. Сообщает: «Вот эту вышку люблю, если чо — адресуйтесь на меня через неё». И дальше — именно через неё будут направляться входящие вызовы. И так — пока телефон не сменит позицию, не перейдёт в зону оптимального контакта с другой вышкой, на которую переключится.
В принципе, его «видят» и соседние вышки. И могли бы триангулировать, сообща. Но это совершенно лишний геморрой для сотового оператора, лишние затраты, поэтому — они этого не делают. И все услуги вроде «Локатора» - они, во-первых, платные (поэтому и большой привет всем умникам, которые уверяют, будто бы «мимо» сотовых компаний могут вам предоставить координаты телефона по номеру), во-вторых, доступны лишь с согласия определяемого абонента (по крайней мере, вы должны получить физический доступ к его аппарату, чтобы активировать эту услугу), и в-третьих — точность позиционирования ограничивается «сотой», зоной оптимального покрытия с отдельно взятой вышки. Что может составлять несколько сотен метров в мегаполисе, но километры — в сельской местности.
И все разговоры о том, что «А вот спецслужбы, на самом деле, могут определять гораздо точнее» - это бред. То есть, когда сами проводят триангуляцию источника радиосигнала, - конечно, могут. Кто угодно может, последние лет сто. Если имеет свои пеленгаторы в конкретном районе. Но в остальных случаях они могут получать лишь ту информацию, какой владеет сотовый оператор. Сообразно возможностям того оборудования, которое использует сотовый оператор.
И не исключено, что в будущем сотовые операторы станут использовать свои вышки для триангуляции телефона и установления его координат с точностью до метров. Правда, не очень понятно, зачем бы им так напрягаться, когда для этого есть GPS. Но если это случится — тогда они будут продавать клиентам услугу именно с такой точностью позиционирования. Сейчас — они просто этого не делают. Они фиксируют лишь, к какой вышке «привязался» телефон, сочтя её уровень сигнала оптимальным для себя.
Поэтому всем, кто рассказывает, будто бы он может просто так вот взять любой номер и определить местонахождение телефона в данный момент — сразу можно плюнуть в глаза. Это пиздобольство и наёбка.
Другое дело, что если уж очень хочешь последить за кем-то конкретным — ну, конечно, тебе могут устроить такую услугу. За соответствующий прайс (который — не пятьсот рублей и не тысяча). Но для этого исполнителям потребуются не завязки во «всемогущих» спецслужбах или сотовых компаниях или в Эппле/Самсунге. Для этого им понадобится как-то влезть внутрь конкретного интересующего тебя аппарата.
Что, в принципе, делается элементарно. Не столько «техническими» методами, сколько - «социальной инженерией». Ну, если человек активен в Инете со своего смартфона, норовит закачивать на него что ни попадя — конечно, можно внедрить ему «трояна» и по удалёнке. А так — клиента отлавливает где-нибудь в кафе милая девушка, просит дать отправить эсэмэску маме, потому что батарейка села, берёт в руки его мобилу и либо активирует нужные функции/услуги, либо по блютусу закачивает и инсталлирует какой угодно «спайвар».
Поэтому, как я не раз писал, предусмотрительные люди — всегда имеют при себе как минимум две мобилы. Одну — для себя, другую — для случайных прекрасных незнакомок, которым нужно отправить эсэмэску маме.
Ну, совсем-то отказывать будет неудобно — вдруг на самом деле она имеет в виду ровно то, что говорит, и никакого «шпионажа»? - но, дал подержать, дал попользоваться, потом зашёл за угол, скинул аппарат в урну. Там — разберутся, переработают, экологически чисто. Хотя иногда, по приколу, можно и в товарный поезд его присунуть. И пусть кто-то гадает, почему ты вдруг решил поехать за Урал со скоростью триста километров в сутки :-)
И, разумеется, этот второй мобильник — не должен быть включённым при перемещениях вместе с основным. Включаешь — только когда попросили дать попользоваться. Это, думаю, очень простые и понятные соображения «коммуникационной гигиены».
И если ты имеешь физический доступ к аппарату — конечно, можешь установить на него всё, что угодно. Но я бы рекомендовал пользоваться этим очень деликатно.
Вот, скажем, как только мой сынок Лёшка вышел из «тодлеров» и обзавёлся своей мобилой — разумеется, я поставил на неё всё, что нужно для «шпионажа». Ну, собственно, на него были навешаны трэкеры и жучки и раньше, просто на всякий случай, в обуви, в одёжке, но мобила — даёт ещё больше возможностей.
И да, мы могли отследить, где этот чертёнок шарится, могли в любой момент активировать прослушку. И он, конечно, лет с семи — не то что подозревает об этом, а абсолютно уверен.
Но упаси бог, чтобы я или Женька дали ясно понять, что это чревато для него какими-то неудобствами. Типа, мы вот узнали, что ты ездил на велике туда, куда нельзя (ну, формально бывают же какие-то «запретные зоны» для мелких детишек, но если они всё равно туда суются — значит, уже не «запретные»), и потому останешься без сладкого.
Если ставить вопрос так — разумеется, он бы и в семь лет начал избавляться от любых «закладок». Но если подходить к вопросу деликатно, в глубине души ребёнок и рад, что если его, скажем, «киднепнут», - то там через три минуты будет группа быстрого реагирования. Когда, скажем, его трекеры в шузах и пряжке ремня как-то «иррационально» отдаляются от мобилы и велика/мотика.
Да, конечно, он не сознается, что его это обнадёживает, но — оно так есть. Ребёнок будет мириться с такой опекой — если она не слишком докучлива, не слишком демонстративна.
Поэтому, иногда хорошо бывает знать наверняка, где кто был, и знать, что тебе врут на сей счёт — но не следует выпячивать свою осведомлённость о вранье. Тем более, осведомлённость, полученную техническими средствами. От такого-то контроля — избавиться несложно. Но это довольно тупо выглядит, особенно, когда речь идёт о близком человеке. «Я так тебе верил, я нипочём не заподозрил бы враньё, потому что я тупой имбецил, который нихера не «читает» даже близких людей, но вот техника — изобличила». Ну, это оскорбительно для всех, в конце концов, и для здравого смысла — в первую очередь.
Особенно, конечно, умиляют попытки «изобличить» в супружеской неверности с помощью слежки техническими средствами.
«Мой парень ездил на неделю в другой город якобы к тётушке, но я хочу знать, не встречался ли он с кем-то».
Ну, скорее всего, если твой парень где-то был неделю без тебя — он с кем-то трахался за это время. Это если он востребован у барышень, если сам имеет здоровые сексуальные аппетиты. И чего? Ты в этом хочешь убедиться, что он у тебя нормальный? Или ты чего-то предъявить ему хочешь по этому поводу? Подумай трижды, прежде чем.
Или ты боишься, что он променяет тебя на другую? Ну, во-первых, что за низкая самооценка, а во-вторых — вот ты побольше ему на мозги капай, и тогда точно променяет, когда его достанут твои ревнивые истерики. И ты нихера с этим не сможешь поделать.
Поэтому — очень деликатно нужно пользоваться той информацией о перемещениях или телефонных разговорах, которую получаешь технически.
Да что там дети или супруги? Вот честно, если б я получил информацию, что кто-то из моих подчинённых заезжал на Лубянку (туда, в Большой Дом), вне работы, - я бы не стал устраивать из-за этого какой-то скандал. Прекрасно понимая, что если б он реально чего-то «конспирологическое» мутил с фэбэсами, против нас — то уж они бы как-то менее «палевно» встречались. А так — ну, может, девочка у него там знакомая работает, по прошлым делам, и он ей конфеты на днюшку завёз?
Вообще, людям надо больше доверять, меньше пытаться как-то «изобличить» их в чём-то, меньше враждебности в отношениях являть. И даже когда знаешь, что тебе врут — ну, это полезное знание, которое не стоит выпячивать. Оно особенно ценно, когда ты его имеешь — а чел думает, что его враньё может проканать.
Иногда же — можно просто наслаждаться красотой вранья. Не сказать, что способность лгать — исключительное свойство «гомосапов» (нет, многие высшие млекопитающие могут лукавить, и собаки, и дельфины, и русалки, а исключительным видовым признаком гомосапства является частная собственность на средства производства, что отделяет людей от социалистов), но это всё-таки очень важное свойство развитого человека, умение врать красиво, артистично, вдохновенно.
Не менее важное свойство — искусство «выкупать» враньё в непосредственном общении. Чему фактическая осведомлённость, полученная техническими средствами, может быть помехой, даже будет, sort of, вульгаризацией.
Поэтому — очень осторожно следует относиться к использованию той абсолютно достоверной информации, которую ты получил с использованием технических средств.
Но если ты веришь, что кто-то просто так, практически на халяву даст тебе такую информацию, как местонахождение мобильного телефона в нужный момент времени, без ведома и согласия владельца, - ну, ты дебил, тебе ничто не поможет :-)