artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Category:

Гости из будущего и косточки из прошлого

Наткнулся в блоге у Митрича на интересный вопрос. А именно такой. Вот представьте, что вам выпал фантастический, но реальный шанс метнуться на неделю в прошлое, в СССР 80-го года. И у вас там на книжке будет 20 тысяч тогдашних советских рублей. Как бы вы ими распорядились к наибольшей своей выгоде?

То есть, я понял условие так, что ты оказываешься в прошлом всего на неделю, по истечении которой таким же чудесным образом возвращаешься обратно в наше время. И задержаться там не можешь.

И вот занятен даже не сам по себе вопрос, а реакция на него людей в комментариях.

Некоторые говорят: я бы свалил из этого ужасного Совка хоть тушкой, хоть чучелом, и все деньги на это использовал бы, если понадобится! Но, вроде бы, «сваливание» произойдёт автоматически через неделю. И потому нет причин особо напрягаться с эмиграцией.

Иные же начинают прикидывать, что бы они тогда купили такое, чтобы оно возросло в цене.

Один наивный юноша предположил, что купил бы баксов по шестьдесят копеек. Ага! Ну тут сразу видно, что в Совке не жил, потому не знает, что курс шестьдесят копеек за доллар — это такая шутка была. А реально — валюта просто не менялась частным гражданам. Разве лишь командировочным в капстраны, по очень жёсткому лимиту. И при этом выездные в капстраны — это, можно сказать, была особая каста в советском обществе. Пробиться туда было очень непросто.

Был, правда, чёрный рынок валюты, но это была расстрельная статья. А если и не вышка — то срок дай боже какой. Поэтому люди, занимавшиеся валютой, естественно, были очень осторожны — имели дело только со своими, с проверенными. А если просто подойти к швейцару, скажем, в гостинице и спросить: «Кто тут у вас по валюте работает?» - ну, он скажет, мол, секундочку обождите, сейчас приведу. И придут пара товарищей в штатском — которые потом в течение этой недели будут очень назойливо и занудно выспрашивать, какой ваш интерес к иностранной валюте и откуда у вас двадцать тысяч рублей. И жить вы эту неделю будете в немножко стеснённых, нелюксовых условиях.

И Митрич отмечает, что никаких связей у вас там нет, вы просто как ком на голову свалились этому обществу развитого брежневизма.

Ещё отмечает, что недвижимость вы тоже купить не можете.

И тут некоторые возмущаются: как так? Да ладно! Можно было купить и кооперативную квартиру, и дачу, и домик в деревне.

Можно. Вернее, с кооперативными квартирами всё не так просто, как представляется из наших рыночных реалий. Туда люди вкладывались ещё на стадии строительства, и это попасть ещё надо в жилищный кооператив, а купить квартиру у людей, которые уже живут там — а куда их оттуда выпишут? Но дачу или домик в деревне — да, это можно было просто взять и купить по объявлению в газете. И если этот участок находится в ближнем Подмосковье — да, сейчас земля, что могла быть куплена тогда за двадцать тысяч рублей, может стоит сотни тысяч или даже миллионы долларов. Места знать надо.

Но здесь есть один нюанс. Вам же ведь не просто купить надо этот объект недвижимости, а оформить так, чтобы можно было предъявить права на него и в наше время. А сделки с недвижимостью, как и сейчас, так и тогда — требовали нотариального (или приравненного к нему) заверения. Поэтому, отправляясь в прошлое, вам надо не забыть паспорт.

Ведь нотариусы, оформляя сделки, имеют привычку требовать документ, удостоверяющий личность. И вот вы достаёте, дупликатом бесценного груза... то, что считаете паспортом.

Но советский нотариус образца восьмидесятого года — видит какую-то странную книжицу с царским двуглавым орлом на обложке и очень подозрительными словами «Российская Федерация». Скорее всего он, попросив вас обождать, перейдёт в другую комнату и позвонит, куда надо. После чего вы эту неделю будете, опять таки проживая в довольно стеснённых условиях, объяснять любопытным товарищам, какая именно вражеская разведка забросила вас и в чём смысл этой провокации с якобы паспортом несуществующей страны? Нет, возможно, вас даже не будут бить. Чай, не тридцать седьмой. В восьмидесятом гэбуха работала довольно интеллигентно — с теми, кого реально подозревала в шпионаже. Хотя пентотал, может, и ввели бы. А так, конечно, неделя непрерывных допросов — это скорее утомительно, нежели выгодно.

Поэтому, если хотите приобрести тогда недвижимость — удостоверьтесь, что у вас сохранился старый советский паспорт. Вообще-то, их меняли — но, может, вы предусмотрительно как-то притырили, заявление о пропаже написали.

И что немаловажно, в этом советском паспорте должен стоять какой-то «разумный» год рождения. Вот я, допустим, семьдесят шестого года — и нотариус может обратить внимание, что я не очень похож на четырёхлетнего ребёнка. Они, вообще, дотошные, нотариусы эти во все времена.

Поэтому вы должны быть официально совершеннолетним уже к восьмидесятому — и должны выглядеть тогда и сейчас примерно одинаково.

Но даже если эти условия соблюдены и покупка дачи на будущей «золотой» земле состоялась — нужно иметь в виду следующее. Вот в какой-нибудь Швейцарии участок, имеющий законного владельца, наверное, может простоять сорок лет тихо и спокойно. Но Россия, как любая другая постсоветская страна — это не Швейцария. И вот в девяностые, в нулевые, как только ваш участок начнёт казаться лакомым куском — им обязательно заинтересуются. А узнав, что владелец вообще хрен знает где, ни разу здесь не появлялся — очень обрадуются: «В смысле, даже утюга с паяльником не надо?» А в 2017 году, придя истребовать права на свой участок, вы узнаете, что году так в девяносто пятом вы сами и продали его. И всё надлежащим образом оформлено. Ну и десять раз там сменились владельцы, и хрен вы кому чего докажете в судах.

Соответственно, это верное дополнение, что недвижимость вы купить не можете. Ну, по факту: слишком большие будут сложности и с оформлением тогда — и с удержанием участка или квартиры.

Предлагались варианты купить золото. Ну, надо понимать, что чисто золото, в слитках — в Совке гражданам не продавалось. Только ювелирные изделия. Но и с их покупкой могут возникнуть некоторые трудности.

Вот сейчас, если в ювелирный магазин заявится состоятельный господин и побросит какую-нибудь цацку на двадцать тысяч баксов — там будут только рады такому хорошему покупателя.

Но попытка накупить колечек-брошек на двадцать тыров в советской ювелирке — боюсь, закончится, как несложно догадаться, появлением людей в штатском. Ну потому что это из ряда вон выдающееся поведение советского гражданина — такие покупки. Нет, сами по себе такие деньги — у него могут быть. На северах, там, три года пахал. Но вот представить, что эти деньги тупо жахнет на колечки-брошки? Да скорее предположат, что ограбил сберкассу, но опасается, что номера новых купюр одной серии могут быть на контроле, что-нибудь такое, поэтому сбывает нал. Поэтому — тоже закончится появлением товарищей в штатском.

Да и потом, советская ювелирка, которая продавалась в магазинах, — это был голимый ширпотреб. Сами по себе изделия — особой ценности не представляли. Только драгметаллы по весу. Ну и если посмотреть графики цен на них в последние десятилетия — станет грустно. Даже если прикопаете тогда, в восьмидесятом, клад с этими побрякушками — не так уж много за них выручите сейчас. Да считанные тысячи долларов. А то и сотни. Было б, из-за чего париться.

Несколько более реальный, наверное, вариант — попытаться связаться с филателистами и накупить кляссеров с ценными марками. Филателисты, в отличие от валютчиков, это всё же легальная была публика. Но тоже — довольно закрытое сообщество, где серьёзные коллекционеры все друг друга знают. И когда появляется какой-то левый товарищ, который хочет купить сразу так много — застремаются. Вполне возможно, что в ментовку обратятся, подозревая, что это, опять же, какой-то грабитель сберкасс, а им такие порочащие связи не очень нужны.

Ну и вообще, в целом, вот какое-то узкое, мелкотравчатое и меркантильное мышление: что бы купить тогда такого, чтобы сейчас выгодно перепродать?

Смотреть на вопрос надо немножко по-другому. Его надо перефразировать.

А для начала — признать такую вещь. Вот даже не очень богатые люди — время от времени тратят какие-то деньги, чтобы съездить в какую-нибудь Турцию, немножко отдохнуть там, но при этом они вынуждены ограничивать себя в тратах, считать расходы, иногда отказывать себе в каких-то приятных радостях жизни, поскольку это не по карману.

Тут же — вам предлагают на халяву недельный тур, который совершенно уникальный. В прошлое, в страну, которой давно нет. И при этом — у вас там будут нереально огромные бабки в местной валюте.

То есть, не хочу клеветать на советскую действительность, как таковая сумма в двадцать тысяч не была какой-то запредельной, недосягаемой даже для простых честных труженников. В том смысле, что примерно столько они могли иметь на сберкнижке к выходу на пенсию. Ну, такого порядка. А не такие простые или не такие законопослушные — могли и миллионами ворочать.

Но вот чтобы спустить двадцать тысяч рублей за НЕДЕЛЮ — я не думаю, что в Союзе был хоть один человек, который бы гулял так широко.

И их можно было бы спустить с большим кайфом и с большой пользой для личного развития, для обогащения внутреннего мира, для обретения новых впечатлений.

Как бы я сам поступил, если б мне предложили такое путешествие во времени?

Ну, я бы, оказавшись в Питере, затусил бы с молодым Гребенщиковым, с Цоем, с другими ребятами из будущего Ленрокклуба. Благо, чтобы вписаться в такие компании — не нужно никаких связей. Достаточно некоторой культурной осведомлённости — и ящика портвейна.

И я бы «помеценатствовал», подкинул бы ребятам по тысчонке-другой, когда они были «я инженер, на сотню рублей, и больше не получу». Чтоб инструмент музыкальный себе купили качественный (насколько это возможно тогда было), звукозаписывающую аппаратуру, да просто на жизнь.

Захотел бы я встретиться с Высоцким? Ну, он великий человек, но в восьмидесятом на него уже слишком больно было смотреть. Он перегорел: неизлечимый алкоголик и морфинист. И он уж точно не нуждался в финансовой помощи.

Но с этим рокэнрольным молодняком тогдашним — да, интересно было бы потусить.

При этом, конечно, я бы ни слова никому не сказал о том, что из будущего, что знаю дальнейший ход событий. И папе своему — не стал бы дарить альмонах с результатами значимых спортивных игр на ближайшие тридцать лет. Потому что, когда б начались девяностые и пришёл бы сюда тотализатор — он бы, может, десяток-другой лямов зелени и выиграл бы. Но чтобы удержать даже такие деньги в России — нужно быть немножко бандитом. Чтобы знали: наедешь на тебя — костей не соберёшь. А он — профессор-филолог. И я в начале девяностых ещё слишком молодой был, чтобы защитить нашу семью, окажись у нас такое бабло. Поэтому — ну его нафиг, совершение таких действий в прошлом, которые могут серьёзно аукнуться в будущем. И со своей семьёй — я бы постарался не не соприкасаться вообще. Ну, это всё-таки извращение, гладить по головке себя четырёхлетнего и рассказывать родакам, что я их сын из будущего.

Нет, я бы ограничился такими действиями, которые не могли бы как-то коренным образом изменить ход истории, но которые были бы в кайф. И я не думаю, что если б я подарил группе «Аквариум» гэдээровскую электрогитару «Музима» (Фендера тогда в Совке не продавались) — это бы как-то серьёзно повлияло на ход истории.

А потом, возможно, я бы забурился в Ялту. Это сейчас, конечно, Крым — абсолютно убитый гадюшник для совсем уж конченых нищебродов, особенно после «освобождения». А тогда, за неимением Турции и Египта, Ялта была модным местечком. А может, в Абхазию рванул бы, в Пицунду, скажем, в Гагры.

Поселился бы в частном секторе, поскольку в гостинице нужно предъявлять паспорт. И за каких-нибудь пятьдесят рублей в день — снял бы квартиру целиком. Отвисал бы в лучших кабаках... ну, правда, тогдашние совковые лучшие — они могут, конечно, нанести удар по психике, избалованной реально человеческим сервисом. Но за четвертак на чай — и совковые халдеи становились «реально человеками» по отношению к клиенту.

Кутил бы, резался в преф с легендарными каталами, покупал бы барышням цветы охапками, дитям мороженое коробками — в общем, оттягивался бы по полной.

А в последний день, наверное, пришёл бы с гитарой на крыльцо городского отдела КГБ, сел бы и стал играть «Всё идёт по плану».

Если честно, я никогда особо хорошо не играл на гитаре, но все парни моего поколения в старших классах мучили эту деревянную зверушку и все играли «Всё идёт по плану». Благо, там реально не очень сложные требуются движения «грифомастурбации».

Вероятно, уже на строчке «А наш дедушка Ленин совсем усоп, он разложился на плесень и на липовый мёд» - меня бы повинтили. Ну, минут через пять — так точно.

И вот когда остаётся всего несколько часов твоего тура по Совку — это было бы прикольно, пообщаться с гэбухой. Когда следак считает, что ты в полной его власти, а ты знаешь, что просто исчезнешь из камеры — и представляешь себе его физиономию, когда это случится.

Ну разве такие впечатления — сопоставимы с тем, что получает среднестатистический турист в Турции, в Египте, в Тае? И если даже не очень богатые люди тратят бабки на туризм и развлечения — то сколько можно было бы потратить на ТАКОЕ развлечение? А тут тебе его бесплатно предлагают — метнуться в Совок и быть «халифом на неделю».

При этом, прошу понять правильно: я нисколько не фанат Советской Власти, социализма в любых его проявлениях, и это ещё очень мягко сказано. Но мне просто было бы интересно совершить тур по СССР 80-го года, когда мне самому было четыре годика, поэтому многие вещи были объективно недоступны для познания. А тут — их можно познать, пощупать. Имея при этом заоблачную сумму недельного туристического бюджета.

И мои впечатления — это было бы главным приобретением от такой экскурсии. Ведь в конце концов, для чего нужны деньги? Чтобы повышать своё качество жизни. Возможность неделю погулять по Совку 80-го года и потратить там двадцать тысяч рублей — это такое качество жизни, какого не имеет никто. Ибо ни одно турагентство не предлагает таких услуг. А тебе — предложили.

И при этом думать о том, как бы, вместо развлечений, зарыть на Поле Чудес в Стране Дураков сраные двадцать тысяч рублей, чтобы из них выросло золотое дерево?

Ну то есть, это с сегодняшних позиций — они сраные, эти двадцать тысяч рублей. Грубо говоря, по ППС (хотя советская экономика абсолютно перекошенная была), это можно считать аналогом сегодняшних десяти тысяч долларов. Для кого-то это очень серьёзные деньги? Когда так — держитесь подальше от слов вроде «инвестиция» и «долговременное бизнес-планирование». Занимайтесь лучше каким-то своим любимым делом, за которое вам платят денюжку, когда в нём вы хороши.

Но если думать о том, как наварить бабла на такой экскурсии в прошлое — тут надо задать два вопроса. Первый: насколько она уникальна? Второй — можно ли уступить кому-то право на неё?

И вот как вы думаете, найдутся люди, которые готовы будут заплатить очень неплохо за уникальное путешествие в прошлое, в страну, которой уже нет? Вот за экскурсию на МКС один чудак заплатил двадцать лямов баксов. Хотя это сопряжено с большим риском, и очень высоки требования по здоровью, и нужна предварительная подготовка космонавта, и всё такое.

А сколько заплатил бы какой-нибудь Рома Абрамович за возможность метнуться в восьмидесятый год, где он был ещё никто и звать никак, пацан сопливый, и неделю там чувствовать себя круче, чем сейчас в Англии со всеми своими яхтами и челсями?

Да это можно аукцион устроить, если вы вправе передать свой «билет». И продадите его, может, за пятьдесят лямов грина, а может, и за сто. Это гарантированно больше, чем любые операции вроде «покупаем много-много эскимо в шоколаде за двадцать копеек, закапываем на Таймыре, через 37 лет — PROFIT!”

Но я бы, если б мне такое предложили, конечно никому и ни за какие деньги не уступил бы, сам бы воспользовался. Чтобы просто оттянуться, чтобы просто посмотреть историю вживую.

И может быть, тусуя с ребятами вроде тогдашнего Гребенщикова, я так же поинтересовался бы художниками вроде Шагина и Шинкарёва, которые тогда ещё даже не были «Митьками». Но уже были художниками и чего-то такое малевали в «наиве».

И я бы, может, купил какие-то их творения по четвертному или даже по полтиннику за штучку. Тогда — для них это была бы офигенная сделка, для людей, разрабатывавших концепции вроде «как прожить на десять рублей в месяц, питаясь хлебом и плавленным сырком «Дружба»».

И я бы соорудил герметичный контейнер, прикопал бы где-нибудь эти картины. А в 2017 — достал. И продал бы с аукциона? Да они, если честно, даже вот того времени, и с автографом — ну десятки тысяч долларов стоят. Много — сотни. Не Мона Лиза, окей?

Поэтому — просто предоставил бы их экспозициям тематическим. Чтоб народ ходил и любовался. А то мало ли, сколько своих ранних картин «Митьки» чисто по пьяни могли похерить, когда алкашами запойными были, в молодости? Ну вот, я бы их спас. Картинки, в смысле. И это стоило бы несколько сотен рублей. А прочие тысячи — я уж расписал, как бы использовал. Для «меценатства» и оттяга.

Tags: история, психология, совочек, экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 91 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →