Много раз читал всяких дядечек, даже неглупых, о том, что темпы научно-технического прогресса затормозились где-то в 50-е или 70-е прошлого века. Что с тех пор, вот, ничего принципиально нового создано не было. Что идёт лишь экстенсивная доводка того, что и раньше было, а вот революционных прорывов — никаких.
И если присмотреться, то становится понятно, что прогресс они меряют преимущественно по двум критериям: скорость перемещения человека в пространстве — и освоение космоса.
И тут приходится отчасти согласиться: да, подвели мы фантастов, которые в середине века мечтали о том, как «на Марсе будут Яблони цвести». Пока — только картошку там вырастили руками Мэтта Дэймона, да и то в кино.
С другой стороны, если не делать из прогресса очередную религию, если учитывать его в делах такую штуку, как целесообразность — то в чём она касательно марсианских яблок? Земных, что ли не хватает? Пока — более чем хватает.
И демографическая ситуация по нагрузке народишка на среду обитания — пока что на нашей планете в целом очень далека от того, что было в Европе 15-19 веков, когда излишки крестьянских детей массово выплёскивались в Новый Свет.
Сейчас мы в принципе можем обустроить поселения на Луне или Марсе (более дальние тела уже слишком малопривлекательны), но лишь в качестве каких-то научных программ (которые, более-менее, и продвигаются, но как прихоть, а не жизненная необходимость). А так-то с теми же затратами (с гораздо меньшими даже) мы можем мелиорировать пустынные области родной планеты — и это даст гораздо больше пристанища и пищи (даже при сохранении нынешних темпов расплода земной популяции, хотя они угасают не только в Европе).
Что же до освоения других звёздных систем — да, это было бы заманчиво. Особенно, если там сыщутся землеобразные планеты. Тут уж дело не в демографии — тут уж дело в бесконечном росте благосостояние. «Вот тебе, сынок, на днюшечку своя планета. Береги её».
Но тут, действительно, мы пока что даже близко не имеем представления о том, как обеспечить сколько-нибудь разумные межзвёздные перелёты. Просто запулить корапь к какой-нибудь звезде, имеющей подходящую планетарную, чтоб он чухал до неё десятки лет, - это не вариант. Тема для творчества Станислава Лема и ряда прочих фантастов, но — это не очень привлекательная идея. Прежде всего потому, что мы всё-таки надеемся найти принцип «варпового» (или ещё какого) движителя, который обеспечит мгновенное пронизывание пространства, с фактической скоростью гораздо выше световой. И тогда обидно будет за обитателей этой чухалки.
Причём, я предрекаю, что когда мы найдём «варповый» движок, позволяющий мгновенно перемещаться в заданную точку некой координатной системы — мы не будем даже знать, перемещаемся ли в своём пространстве или уходим в параллельный мир. Мы просто сможем нырять туда и обратно. Запомните этот твит :-)
Но пока с этим глухо, мы об этом имеем не больше представления, чем Дедал о ядерной физике, поэтому о покорении космоса всерьёз говорить не приходится. Максимум — научные орбитальные или лунно-марсианские станции. А просто ради понта запустить очередную собачку к Европе — ну, так дела не делаются. И зоозащитники будут против.
Но если вдруг понадобится сколотить этакий полый шарик для жизни избыточных людей на внутренней стороне, чтобы центробежная сила его вращения им заменяла гравитацию — да это-то и сейчас несложно (как и забрать материалы с Пояса Астероидов. Просто — пока это никому не нужно.
Что тоже вызывает недовольство гуманитарных энтузиастов прогреса — так это отказ от Конкорда. Да, для них это своего рода символ. Вот был пассажирский сверхзвуковой самолёт аж середины века (ну, почти) — и нету.
Но он, на самом-то деле, создан был тоже ради понта. Вот просто чтоб было. А так-то законы физики — не наебёшь. Рост сопротивления воздуха имеет нелинейную зависимость от скорости объекта (не скажу умное слово «экспоненциальную» - но вот что-то вроде). Поэтому, как ни мудри с аэродинамикой, но пепелац, идущий два Маха, будет требовать тяги раз в пять больше, чем тот, который поскромнее, который довольствуется где-то тысячей километов в час. А соответственно — и жрать будет впятеро больше. И нагрузки будут больше (а значит — более тщательное межполётное исследование).
Спрашивается, за чей счёт этот банкет? Подразумевалось, что пассажиров, но на самом деле их не набиралось в достаточном количестве, вот таких толстосумов, которые бы башляли пятеро больше. Притом, что реально состоятельные парни летают персональными бизнес-джетами (которые неслабо так развились за прошедшие десятилетия), а люди попроще — вполне согласны «тащиться» в брюхе какого-нибудь Джамбо. Да, полёт будет дольше, но всё равно разумно быстрый. А Конкорды — ну это изначально идея была примерно такая же, как во времена Титаника переделывать скоростные эсминцы в прогулочные яхты.
К слову, скорость военных кораблей — тоже немножко упала за истекшие полвека. Ибо — а куда спешить, надрывая винты кавитацией? От ракеты в любом случае не убежишь. От неё спастись можно, только имея что-то вроде Вулкана — да поумнее, чтоб умел засекать, сопровождать и расстреливать. За это гонка идёт, а не за скорость эсминцев и фрегатов. Она сама по себе — просто ничтожно мала в сравнении с теми поражающими средствами, какие нынче в моде.
То же — касается и боевых самолётов. В шестидесятые иные даже серийные модели были существенно швыдче, за три Маха легко набирали. Но смысл, когда ракета семь Махов идёт? Поэтому лучше чуть помедленней, но с хорошими ракетами, с хорошими возможностями их пулять, куда надо.
В общем, любое сложное какое-то изделие — оно имеет массу параметров. И если оно просело по какому-то одному — это вовсе не означает, что оно стало более «архаичным».
При этом, чем дальше — тем больше рулят во всех сферах жизни, а не только военном деле, всякие там компутеры.
И тут скептики восклицают: «Ну да, произошла как бы Информационная революция, тут-то уж нельзя отрицать гигантский прирост в возможностях сбора, хранения, обработки информации, гигантский прирост вычислительных мощностей, но вот мы ожидали, что это-то и позволит совершить прорывы в других областях. А эта Информационная Революция — так и осталась «вещью в себе».
Ну, даже как «вещь в себе» - всё равно ж прикольно. Те же игрушки, гаджеты (к слову, «уплощение» мониторов и появление тачскринов — это далеко не только Информационная Революция). Развитие коммуникаций. Без «умного» процессора внутре, который распознаёт «свой» поток данных — невозможно было бы выстроить сотовую связь. Так-то рации с такой дальностью — давно были доступны. Но вот как добиться, чтобы они одновременно друг с другом не разговаривали? Для этого — нужна идентификация аппаратом того цифрового эфирного потока (из общего), который конкретно ему предназначен.
И все эти штучки — очень сильно повлияли на жизнь людей, сделали её интересней. Хотя, конечно, есть и ворчание на деградацию молодёжи с «этими вашими игрушками да гаджетами». Но знаете, что скажу? Классику читали — Пушкина, Лермонтова? Помните, как там цвет офицерства и прочей интелигенции до зари в штосс рубился? И многие, наверное, думают, что это какая-то разновидность преферанса, по крайней мере? Так найдите где-нибудь и почитайте описание правил того штосса. Вы офигеете.
Поэтому, вот если б я узнал, что мой сынок в штосс шпилит, как герои Пушкина, Лермонтова и Толстого — изменил бы принципам и выдрал как сидорову козу. А пока в «танчики» - всё в порядке. Ну, там же реально думать надо, кроме шуток. Это далеко не чисто на рефлексах игра.
Есть ещё и такой момент. Как ни гнать от себя эту мысль, но вот имеются в обществе некие работы, некие поприща, где человеку, наверное, трудно получать удовольствие от своего труда, от самореализации. Вот какая-нибудь кассирша в магазине. Да, может, ей и прикольно делать жизненые наблюдения за покупателями, но, может, ей это всё обрыдло и она в любом случае понимает, что всё-таки не профессор. Но когда она приходит домой и шпилит в какую-то игруху — она там в авторитете, к ней всеобщий респект, и тот же профессор, делая первые шаги, внимает её наставлениям.
Да даже если просто в Одноклассниках сидит (я так и не смог понять, чего там люди делают, ну да я и не претендую на понимание всего и вся в этом мире) или своих котиков на Ютъюбе выкладывает и ловит лайки — ну вот порадоваться за неё можно. И, конечно же, именно так буржуазия отвлекает трудящихся от классовой борьбы.
Но даже если не брать в расчёт то, как изменили нашу жизнь эти всякие компы и гаджеты (а также видеокамеры, «большой брат» или любой шкет с мобилой всюду следят за тобой), если требовать, чтобы свершившаяся Информационная Революция потянула за собой прорывы в других областях — то, извините, с каким лагом?
Вот предпоследняя Информационная Революция — то было изобретение печатного пресса Гуттенбергом в 1445 году. Первые сколько-нибудь массовые книжки нерелигиозной тематики — стали печататься веке в семнадцатом. В восемнадцатом, можно считать, оформилось научное естествознание примерно в том виде, в каком существует и сейчас. Возникло, можно сказать, трансъевропейское экспертное сообщество по вопросам физики, химии, биологии. Учёные, которые могли обмениваться полученными знаниями, обсуждать монографии друг дружки.
При этом делались всякие открытия, более или менее судьбоносные, но по-настоящему революционной штукой для нашей материальной культуры я бы назвал плавку стали. То есть, не выковывание, как раньше, а именно плавку при соответствующих температурах, когда сталь сделалось возможным легировать, вводить добавки для нужных свойств. Это связано с мартеновским и бессмеровским процессами, ближе к середине девятнадцатого века.
И вот так мы получили реальный материал для воплощения многих штучек, которые и раньше в умных головах появлялись — просто сделать не из чего было.
Как видим, развитие было поступательное — но не то чтобы ошеломительно быстрое.
Сейчас, конечно, при осознанности прогресса как самоценности, дела развиваются немножко быстрее. Но всё равно, нельзя же требовать «всего и сразу». Чтоб вот тебе компутеры, а через двадцать лет чтоб радикально новые были технологии повсюду.
Хотя оно потихоньку развивается, повсюду. Вот сколько ни шути по поводу «новой формулы» стирального порошка — но он же реально отстирывает лучше, чем было пятнадцать лет назад. Это химия (не буду стишок цитировать).
В физике материалов всё новые какие-то штучки придумывают. Последний писк моды — графен и нанотрубки из него, по многим параметрам превосходящие сталь.
Пока это очень дорого? Да первые мобилы, знаете ли, тоже не для всех были. И размером с кирпич. А сейчас — чуть ли не в кольцо вмонтировать можно, только кому это нужно?
Это всё экстенсивное развитие, а не «прорывное»? Ну, графен, может, потом и «прорывом» объявлен будет. Сейчас-то сложно сказать. Когда товарищ Мартен свою первух домну раскочегарил — тоже ещё сложно было представить, во что это выльется. В сотни тысяч километров рельсов, небоскрёбы на желебетонной основе... пистолеты многозарядные.
И нет при этом прорывов в автономных источниках питания, что в солнечных панелях, что в аккумуляторах?
Да прорывов нет — так просто, за двадцать последних лет выросла можность солярок с площади вдесятеро, цена удешевилась в разы, отчего они сделались реально коммерчески рентабельны, а вот судьбоносных прорывов — действительно нет.
С аккумуляторами даже похуже, может быть. Там прирост не такой ощутимый — но всё же достаточный, чтобы сейчас электромобиль уже всерьёз мог рассматриваться. Теслы — уже вполне коммерчески востребованные модели с достаточной автономностью и очень неплохой динамикой.
Тут говорят, что электромобиль всё равно никогда не станет по-настоящему массовым, поскольку — электричества на всех не хватит. Ведь это только сейчас его выгодно подзаряжать ночью, но если их станет больше — тогда среднесуточное потребление выровняется.
Мне вот интересно, а троллейбусы, трамваи, метропоезда — они имели шанс стать массовыми, составить значительную долю в общественном транспорте? Во многих городах — составили. И вот железные дороги почему-то в основном эликтрифицированные, а не чухалками-тепловозами щеголяют. Потому что это выгодно, запитывать силовые агрегаты от сети, а не топливо откуда-то возить. Только что здесь постоянный контакт имеется (на что потратиться ещё нужно), а электромобиль того не требует. На специальной станции (или дома) запитался — и в путь.
Что до выработки энергии — ну так безо всякого даже перспективного термояда с положительным выходом, безо всяких там солярок и ветряков (которые тоже неплохо развиваются, несмотря на правительственную помощь, которая обычно губит такие дела) — мы ещё близко не подошли даже к намёку на исчерпание топлива. Надо будет — поставят и новые ТЭС, и новые АЭС, а всяких «зелёных» ссаными тряпками разгонят, когда это действительно выгодно.
И в принципе-то это по-любому выгодно — иметь некую центральную станцию, в каких-нибудь ебенях (которые не так уж жалко), а от неё ЛЭПом гнать липиздричество. И экологически, даже если на тех же нефтепродуктах станция работает, это чище будет, чем следить за выхлопом у каждой судороги. Тут-то централизация оправдана. Поэтому, был бы спрос — а липиздричество лишнее найдётся. И если элекромобили создадут такой спрос — ну, понастроят новых энергостанций.
Поэтому вся проблема с электромобилями — это в аккумуляторах. И хотя нынешние уже довольно хороши, то вот чуть-чуть их допилить — и их можно будет использовать не в автомашинах, а в летательных аппаратах с человеческой начинкой внутри (в дронах-то давно используются).
Сейчас, конечно, тоже доступны летательные аппараты, но тут есть ряд нюансов. Они всё-таки сравнительно дорогие и связано это с тем, что их двигло должно быть ОЧЕНО надёжным. Это на машине в пути можно заглохнуть — и фиг с ним. А в воздухе? Особенно это касается вертушек, поэтому даже самые простенькие — ну где-то в лям баксов обойдутся. И требуется ОЧЕНЬ тщательное обслуживание, проверка перед каждым вылетом — если ты не самоубийца. А не то что сел и поехал.
С «летающими электрофенами» - там всё может быть проще. Электродвигатель по определению проще и надёжней. А даже если один откажет на твоём квадрике — на трёх сядешь спокойно.
И вот это действительно будет революция, массовая пересадка людей с машин на «летаки». Революция, сравнимая с урбанизацией аграрных местностей — только наоборот. Люди будут расселяться по просторам, обзаводиться «ранчо» во всеми удобствами, а до работы — полчаса лёту. Это будет интересный процесс. И я в него верю, поэтому уже сейчас не вкладываюсь в многоэтажные дома посередь душных городов.
В целом же, я верю в прогресс. Я могу иногда говорить, что меня достало это мифическое Глобальное Потепление, которым весь мозг выели люди, называющие себя «прогрессистами», я могу говорить, что иногда меня корёжит от «зелёного идиотизма» (когда, скажем, дом в Англии обшивают хрен знает каким сайдингом, ради теплоизоляции, а потом он сгорает, как свечка). Но это всё неизбежное шарлатанское паразитирование на реальном прогрессе — так было и в девятнадцатом веке и вообще всю дорогу, когда слово «прогресс» приобрело коннотацию «круто».. А по сути — да, много что было создано уже на моей памяти, и мир меняется так быстро, как никогда раньше. И меняется — в лучшую сторону.
Иные тут говорят, что реальны-то темпы прогресса были в двадцатые-пятидесятые, а теперь замедлились? Почему? Потому, что тогда самолётики учились летать всё бысрее, а сейчас даже откатились от ранее доститнутого максимума? О да, это показатель.
Но вот скорость дорожного велосипеда — принципиально не изменилась годов с семидесятых девятнадцатого века. Хотя перекидка очень помогает лучше выбрать режим. И ведь такая простая идея, казалось бы. Но, боюсь, до определённого времени просто материалов под неё не было. А появились они — угадайте, когда.