artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Category:

Машины старые и новые

Есть такое популярное мнение: «Вот раньше машины делали практически вечные. На них можно было ездить десятилетиями. А ныне, чтобы заставить людей раскошеливаться почаще, производители сговорились и стали делать машины ненадёжные, чтоб года через три — на замену».

Гхм. Всякий раз, когда я слышу про картельные сговоры капиталистов — мне ясно, что оратор чего-то не понимает в повадках мира холодного чистогана. Ну если всерьёз считает, что кто-то из капиталистов, имея возможность выпустить более привлекательный товар и захватить бОльшую долю рынка, воздержится от такой возможности. Да щаз! Единственный реально доказанный картельный сговор — это ОПЕК. И он нихрена не работает, потому что все участники, кроме разве лишь саудитов, всякий раз безбожно превышают квоты, о которых договаривались.

Ну а предполагать, что вот собрались автопроизводители и постановили выпускать только говёные и ненадёжные машины, а хороших и надёжных не делать, - это просто абсурд.

Нет, производитель ориентируется на спрос. В какой-то мере, конечно, и формирует его, выбрасывая всякие звучные слоганы, но автомобиль — это всё же такая вещь, которую не продашь одной лишь рекламной трепотнёй. Он должен обладать свойствами, которые востребованы целевой аудиторией.

Запросы же покупателей — они действительно немножко изменились за последние десятилетия. Сейчас, по хорошему счёту, мало кому и нужен автомобиль, который бы эксплуатировался десятилетиями. Вернее, такой запрос есть на большегрузные тягачи — ну они и делаются с таким ресурсом, что спидометра не хватит.

А легковушки, кроссоверы — они по определению морально устаревают через несколько лет, при нынешнем-то развитии бортовой электроники. Поэтому нет смысла вкладываться в какую-то сверхживучесть (что, естественно, повысит цену).

С другой стороны, есть смысл вкладываться в выживаемость (водителя и пассажиров). Потому что страховые компании недовольны, когда кто-то погибает в авариях, это отражается на государственных регуляциях по части безопасности, и автопроизводитель уделяет повышенное внимание этим вопросам, даже если самому покупателю и плевать, убьётся он или нет.

Поэтому раньше, конечно, бывали машины с практически «вечным» кузовом. Толщина металла — почти как у БМП, гнить — может до второго пришествия. Да, «долгоиграющая» тачка. Но по сути вот эти «броневики» середины прошлого века — это были машины-убийцы. Для своих владельцев. Любое серьёзное столкновение — и внутри фарш. Даже если сама машина — «почти как новенькая, только бампер чуток помялся».

В том-то и дело, что кузов очень жёсткий, не склонный к деформации — зато к ней оказывается склонно человеческое содержимое машины. И это не от хорошей жизни, на самом деле, было — производство таких машин. Просто не настолько развита была культура обработки металлов, штамповки, чтобы делать тонкие профили. Сейчас — это делают. Продумывают машину так, чтобы кузов был всмятку, восстановлению не подлежит, зато гасится импульс и люди выживают.

Но понятно, что если не следить за целостностью покрытия, если допускать коррозию — тонкий металл прогниёт быстрее, чем толстый. Поэтому, по жестянке, наверное, современные тачки и не такие долговечные, как те, что были в середине двадцатого века и даже в восьмидесятые.

Возможно, и двигло тоже имеет меньший ресурс, хотя это спорный вопрос. С одной стороны, сейчас гораздо больше снимается мощи с объёма, а потому, вроде бы, должны быть больше нагрузки. С другой — культура обработки металла несколько так выросла, меньше всяких каверн, пузырей в рубашке блока, всё как-то более предсказуемо по качеству.

Вообще же, миф о «вечных» машинах — он укоренился в конце восьмидесятых, начале девяностых, когда на просторы позднего Совка и раннего Пост-Совка хлынули орды подержанных меринов, бумеров, вольвух и тойоток (хотя дальневосточники с японками и раньше были знакомы), и это был некоторый культурный шок.

«Вау! Этой машине десять лет, у неё пробег семьдесят тысяч — и она, блин, выглядит и ездит так, как мы вообще ни разу не видели!»

Ну, естественно. Ибо видели-то — жиги да волги, а не машины. А это... ну, про Волгу — у меня тёплые, лирические воспоминания. У нас на закате Союза была семейная ГАЗ-2410, взятая из таксопарка и выхоженная лично моими тогда ещё почти детскими руками, и тогда, в самом начале девяностых, это было немеренно круто, время от времени парковать у школы свою личную Волгу (и менты никогда не стопили чёрную Волгу даже с частными номерами), катать на ней друзей и подружек, но всё же тогдашний девиз ГАЗа был: «Если из Волги не подтекает масло — значит, его там нет». И конечно, когда ближе к середине девяностых я стал ездить на Пассате — это было небо и земля.

Но при этом следует отметить, что бывшие советские граждане, столкнувшись тогда с подержанными немками, японками и прочими буржуянками, и восторгаясь ими, - имели дело с теми машинами, которые прослужили сколько-то лет и были годны ещё на продажу хотя бы в Пост-Совок. А тут, несмотря на всю технологическую дисциплину буржуйских производств, всё-таки имеет место момент казуальности. Проще говоря, какие-то машины всегда бывают изначально, индивидуально — удачными или не столь удачными. Вот более пряморуко собранными — или менее. И с теми, которые менее — с ними просто не сталкивались постоветские покупатели спустя десять лет после выпуска. Потому что они уже давно на свалке были. А те подержанные, которые дошли до нашего рынка — они, можно сказать, выдержали испытание временем. Потому и дальше радовали своих владельцев.

Это примерно то же самое, что вот сейчас доводится иногда слышать гимны советской всякой бытовой технике. «Да, она была кондовая, неказистая, но зато — надёжная. Вот у моей мамы на даче — до сих пор холодильник ЗиЛ, уже пятьдесят лет безупречно служит».

Угу. Есть такое дело. Но сколько тех ЗиЛов на помойке оказались, когда сгорал компрессор или трубки фреоновые нарушались? Этот — просто удачный экземпляр. Вот звёзды так встали, что по-трезвяни собран был, и комплектующие качественные оказались.

С некоторыми оговорками — это применимо и к буржуинским машинам производства восьмидесятых, которые ещё к середине девяностых были бодренькие и потому проданы в СНГ, и тут ещё долгое время радовали своих владельцев. Ну потому что конкретно они — изначально оказались удачными. Но это не значит, что ВСЕ машины той же модели, собранные на том же заводе, были такими же «вечными». Нет, большинство их — под пресс пошло по-любому, едва только они начинали доставлять владельцам какие-то проблемы.

С другой стороны, я, честно, не понимаю, в чём суть претензий к тачкам, сделанным в последние лет пятнадцать. Ну, что кузов у них сминается при аварии и восстановлению не подлежит — это «не баг, это фича». Для сбережения человеческих жизней, как сказано было. Но вот что они не такие надёжные, не таки живучие, как тачки образца восьмидесятых? Не знаю.

Вот я с начала нулевых — езжу преимущественно на Туарегах (в девяностые полюбил Фольксваген через Пассата, а как появился достойный внедорожник у них — пересел с Геленда на Туарег). Я их много сменил за эти годы, и «отработанные» - отдавал детям. Невольничкам на моей Плантации, чтоб учились водить.

Ну и как - «отработанные»? Ну, типа, «пепельница переполнилась, пора менять». Ладно, тысяч через тридцать где-то я сдавал в автопарк Плантации. И дальше там эти Туареги — конечно же, юные опездолы, учащиеся вождению, ушатывали, как могли. И на оффроаде, в том числе (ведь чем мне нравится Туарег — он только с виду паркетник, а так-то может быть довольно серьёзным говномесом, уж точно не хуже Хантера, но при этом и на трассе отлично держится). Но вот даже первый мой «пустынничег», 2002-го, кажется, года выпуска — до сих пор жив и неплохо бегает. И даже ничего серьёзного там ремонтировать не пришлось, даже коробку не меняли (автомат, по определению уязвимый к дурному вождению в сложных условиях).

А Женька, супружница моя, она вообще последние шесть лет ездит на одной и той же «копейке». Уже, вроде, сменили баварцы эту серию на F-22, но Женька говорит, что, мол, не хочу я менять, не хочу какого-то спорткаровского вида, чай, не школьница, а просто вот её устраивает сравнительно «цивильная», маленькая и юркая машинка с трёхсотсильным двиглом. И насколько в курсе — с этой бэхой никаких проблем вообще за эти шесть лет. То есть, Женька заезжает раз в три месяца на ТО, там делают диагностику, чего-то доливают, куда надо — и всё.

Но и в ценовом сегменте «попроще» — да тоже знаю много примеров, когда люди брали сравнительно дешёвые машины (а сравнительно с двадцатым веком — они все сейчас очень дешёвые) и много лет не парились.

Благо, общаюсь с людями на своей Сенской гасиенде, наблюдаю их автомобильные проблемы (или их отсутствие). Ну и просто есть приятели, те же подкрышные коммерсы, которые «поршаки об осины не долбают».

Вот один такой уже лет пять ездит на Шкоде Йети. Забавный такой кроссовер, по внешнему виду, а по сути — Тигуан, только, возможно, лучше Тигуана. В очень жёстких условиях парень свою эту Йетю гоняет, набег за полторашку — и никаких серьёзных проблем.

Другой — фанат Форда Мондео. Была проблема со вторым поколением, когда у него села батарейка в брелоке, и зажигание, соответственно, не включается. Я тогда случайно поблизости оказался, мимо проезжал, где он в лесу завис, и сказал: «Ну, я могу, конечно, попробовать взломать тебе всё, что придётся, и напрямки соединить, но — сам понимаешь. Давай лучше посмотрим в Инете: может, какие более разумные способы есть на этот случай?»

Ну и оказалось, что там прямо в брелоке есть выдвижная металлическая пластинка, которая вставляется в специальное хитро спрятанное отверстие на рулевой колонке, и вот так машина заводится, когда кончился заряд в брелоке, идентифицирующем хозяина.

Но в остальных отношениях (кроме неспособности хозяина почитать инструкции) Форд Мондео считается дешёвой, но очень качественной машинкой. Дешёвой — для своих габаритов, для своего класса.

И вот я знаю много примеров, когда и машины двадцать первого века особых хлопот своим хозяевам не доставляют в течение многих лет эксплуатации. А жалобы на ненадёжность идут — ну, когда реально говно какое-то покупают. Ну вот Камри российской сборки — очень сильно рискует оказаться говном. Хотя бэхи в Кённиге — вроде, ничего.

То есть, тут, перед покупкой машины, нужно потратить время, чтобы изучить данные не только о модели, но и о специфике того или иного её местного производства. Поскольку это тоже очень сильно влияет на качество, на надёжность. Это если автомобиль — всё-таки значимая статья расходов, значимое приобретение.

Хотя про любой современный легковой автомобиль следует помнить, что в какой-то мере его «долгоиграемость» приносится в жертву безопасности. И это так делается, поскольку в целом приветствуется как покупателями, так и страховыми компаниями, так и государством.

Здесь, конечно, отрадно вспоминать реалии начала девяностых. Когда всем в России вообще насрать было на безопасность, ибо - «зачем скупая жизнь нужна, ведь завтра может быть война».

И вот банкирский сынок, мой приятель, хвастует: «Батя дал штуку баков на восемнадцатилетие, типа, тачило себе купи, ну а я решил оптимизировать расходы, и купил за сто баков вот это. Остальное — можем как-то по-другому потратить?»

Хлопает по капоту совершенно уёбищной жиги- «пятёрки». То есть, от неё ещё не отлетают крылья — но лишь потому, что притянуты проволокой сквозь ржавчину. Но - «на скорость не влияет».

Мы тогда поехали на дачу к его другу, тоже студенту-финансисту, двумя машинами, и вторая была Москвич-41, Димки, парня, с которым мы подружились по переводческим делам и у которого я отвисал на хате. И нам всем было 18 плюс-минус. И это было прикольно. Эту пятёру, как оказалось, нужно периодически «накачивать» насосом в бензобак (потому что у неё не работал топливный насос и нигде в пути не удалось найти ремкомплект). А у Москвича — периодически слетал или измочаливался ремень генератора, потому что он в целом был стукнутый углом, и соосность нарушена. Но тут-то запасные ремни Димка, по счастью, при себе имел.

Повторю, это было прикольно. Вот своей безбашенностью. Сейчас-то мы сделались стары и унылы. Тот прикольный опездол, банкирский сынок на стобаксовой пятёре, ныне один из топовых инспекторов одной из топовых аудиторских фирм, Димка свои серьёзные бизнесы имеет, ну а я всего лишь генерал ТНК силового профиля и по совместительству — тоже бизнесмен (и рабовладелец).

И вот сейчас представить, чтобы мы позволили своим детям или рабам ездить на таких машинах — да это нереально. А тогда — это нормально было даже для родаков из высшего класса: «Ну ты это, сынок, если и разъебашишь — то вот это недорогое железо, пока учишься».

Сейчас такая постановка вопроса кажется дикой не то что для богатеев, но и для сколько-нибудь среднего класса. Нет, разумеется, машина должна обеспечивать максимальную безопасность, особенно — в руках неопытного юного водителя.

И оно обеспечивается. Да, системы курсовой устойчивости, умная ABS – это великое дело. Особенно полезные вещи для начинающих водятлов, хотя, должен честно признать, и я, как довольно опытный автогубитель, с многомиллионным накатом, близко не смог бы сделать на Волге то, что могу на Туареге. Ну просто не так слушается машина.

А что новые машины не так долговечны, как старые-любимые «буржуинки» из восьмидесятых? Да во-первых, не факт, на самом деле (всё сказанное выше про казуальность выживших), а во-вторых — они в любом случае уступают современным по своим свойствам в глазах большинства приобретателей. Ну, кому сейчас нужна машина без парктроника, без периферийных камер и центрального монитора, без автоматического подруливания при сложных манёврах?





Tags: машинки
Subscribe

  • Украина, Россия и Чехов

    Многие сейчас всерьёз приморочились будто бы неминуемым обострением российско-украинского конфликта. Иные эксперты уж инструкции публикуют, как…

  • Байден, Зеленский, Путин

    Разговор Байдена с Зеленским длился целый час. Правда, двадцать минут из этого времени президент США вспоминал, кто такой Владимир Зеленский, и ещё…

  • О предустановке российского софта

    С первого апреля наконец-то вступает в силу давно вымученный закон о том, чтобы все мало-мальски умные девайсы, продающиеся в России, имели…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

  • Украина, Россия и Чехов

    Многие сейчас всерьёз приморочились будто бы неминуемым обострением российско-украинского конфликта. Иные эксперты уж инструкции публикуют, как…

  • Байден, Зеленский, Путин

    Разговор Байдена с Зеленским длился целый час. Правда, двадцать минут из этого времени президент США вспоминал, кто такой Владимир Зеленский, и ещё…

  • О предустановке российского софта

    С первого апреля наконец-то вступает в силу давно вымученный закон о том, чтобы все мало-мальски умные девайсы, продающиеся в России, имели…