artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Categories:

Китай и транспорт

В последние дни в российском медиапространстве много разговоров о китайском проекте «Нового Шёлкового Пути». Что неудивительно, ибо только что прошло внушительное сборище в Пекине, где Солнцеликий снова играл на фортепиано.

И все говорят, что Китай очень заинтересован в развитии железнодорожных коммуникаций, в том числе через Россию, чтобы поставлять в Европу свои товары. Таким образом он рассчитывает преодолеть некоторый экономический спад (в смысле, падение роста).

Но никто не задаётся вопросом: «А какие, собственно, у Китая проблемы с доставкой своей продукции на европейский рынок?»

Китай имеет незамерзающие круглогодичные порты — и Европа их имеет. Морской транспорт как был — так и остаётся самым дешёвым. И по вложениям в капитальную инфраструктуру, и по операционным издержкам. Построить порт — это не совсем то же самое, что прогрызать тысячи километров железнодорожных путей через трудные местности. И огромные контейнеровозы в десятки тысяч тонн дедвейта управляются командой в дюжину человек, а скоро могут быть вовсе безлюдными.

Конечно, морской транспорт несколько неторопливый, но максимум за месяц судно доходит от Китая до Европы. И куда, спрашивается, спешить? Могут быть редкие случаи, когда бы скорость доставки имела значение. Скажем, выход какой-нибудь очередной и долгожданной серии айфонов. Но с таким специфическим товаром будут вполне оправданы и воздушные перевозки. Основная же масса китайского экспорта — это промышленная продукция той или иной степени паршивости, которая вполне переживёт путешествие в несколько недель, как переживут его и рынки. Их можно наполнять в рутинном порядке при помощи морского транспорта, а если его вдруг не хватает — построить больше контейнеровозов, больше портов.

Поэтому, когда говорят, что создание железнодорожной инфраструктуры позволит радикально увеличить китайский экспорт в ЕЭС, поскольку возрастут объёмы и скорость поставок — на таких «ыкспертов» приходится смотреть в недоумении. Как будто бы рост издержек на транспортировку повысит привлекательность китайских товаров, берущих прежде всего низкой ценой. И как будто бы ЕЭС гарантирует свою готовность быть рынком сбыта для китайского ширпотреба. Нет, это довольно протекционистски настроенная структура, которая и сейчас не пускает на свой рынок многие китайские товары, а в любой момент может расширить список запрещёнки под любым предлогом. И при таком раскладе — вгрохивать огромные бабки в строительство железнодорожных путей именно на Европу? Это как-то не очень прагматично, мягко говоря. Морской транспорт — всё же гораздо более гибкий. Не захочет принимать твой товар один рынок — переориентируешь свои «караваны» на другой. С переносом рельсов — так не получится.

Другой же момент — эти «эксперты» чего-то коренным образом недопонимают в перспективах роста китайского индустриального экспорта. Им кажется, что если он стремительно рос последние четверть века, по «каким-то» причинам, то так должно продолжаться и впредь, и всё дело будто бы в доставке товаров до потребителя (с чем, на самом деле, никаких проблем нет).

В чём есть проблема на самом деле — Китай в принципе обречён в скором времени перестать быть самой быстро развивающейся «мастерской мира». Вернее, этот процесс уже идёт несколько лет, поскольку девальвируются факторы, ранее делавшие Китай настолько заманчивой инвестиционной площадкой.

И факторов этих, в сущности, два. Первый — наличие многочисленной рабочей силы, не только дешёвой вследствие общей бедности страны, но, что важнее, хорошо дрессированной. Не склонной создавать шантажистские банды под названием «профсоюзы», устраивать всякие забастовки и творить прочие глупости, вредящие конструктивному партнёрству.

Второй же фактор — сравнительно стабильная и предсказуемая политическая система, которая лишь формально называет себя «коммунистической», а на деле доказала свою способность отстаивать законные интересы частного собственника и в буквальном смысле размазывать по асфальту левацкий протест за «социальную справедливость».

Однако стабильность и предсказуемость эти — довольно условные. Китай — это всё же не Швейцария и не Штаты, где уважение к частным правам имеют историю в несколько веков, являются краеугольным камнем политической культуры, несмотря на все попытки красножопиков расшатать это дело.

Да, последние десятилетия Китай действительно будто бы твёрдо встал на путь капиталистического развития. Но всего полвека назад это было совершенно сектантское коммунистическое государство, смотревшееся отмороженным даже на советском фоне. И никто не может дать гарантии, что при некоторых обстоятельствах Китай снова не вернётся в это или какое-то иное безумное состояние. Об этом, разумеется, инвесторам приходится помнить, оценивая привлекательность данной страны для размещения и развития производств.

С другой же стороны, хотя дешевизна китайской рабочей силы, возможно, несколько отсрочила наступление роботизации промышленных процессов, но она всё равно прогрессировала и сейчас наступает такой момент, когда современное производство уже не требует сколь угодно дешёвых человеческих трудовых армий, а может обходиться немногочисленным штатом высококлассных специалистов, занимающихся настройкой и обслуживанием автоматизированных комплексов, которые теперь обходятся дешевле даже самых непритязательных работяг-людей.

И размещение таких производств в принципе возможно где угодно, но наиболее комфортны для него места, как ни анекдотично — максимально удалённые от того, что раньше рассматривалось как индустриальная рабочая сила. Ибо близкое соседство с пролетариатом, остающимся не у дел и склонного к погромным, неолуддитским настроениям — уж точно не радует ни собственника предприятия, ни малочисленный высококвалифицированный его персонал.

Вполне вероятно, что уже в недалёком будущем основные производственные мощности будут размещаться на каких-нибудь островах, естественных и искусственных. Морской подвоз сырья, отгрузка продукции тоже морем, электростанции, достаточные для опреснения воды и обеспечения производственных процессов... наёмный фрегат под флагом какого-нибудь формально существующего государства, патрулирующий воды так, чтобы какие-либо борцы за «социальную справедливость», желающие устроить диверсию, терялись в тумане. Вот образ светлого будущего, которое реально ждёт реальную индустрию. И если прежде пролетариат всю дорогу скулил на то, как его эксплуатируют, то что ж, этой эксплуатации скоро будет положен конец, а пролетариату, чтобы выжить, придётся выучиться быть чем-то более приличным, нежели биологические приставки к станкам. В видеоблогеры, хотя бы, податься.

Какие при таком развитии перспективы у Китая? Ну, вряд ли стоит ожидать прямо уж коллапса его промышленного производства, но точно — не стремительного развития экспорта, которое бы настоятельно требовало новых транспортных путей. Скорее, китайский экспорт просядет и по ценам, и по объёмам.

Понимают ли это руководители КНР, которые не производят впечатления идиотов? Вероятно, да. Но зачем тогда Китай продвигает эти весьма амбициозные проекты, предусматривающие, в частности, строительство скоростных железных дорог в сопредельных странах?

С одной стороны, думается, китайским товарищам просто по-человечески приятно закрепить за собой региональное лидерство. С другой же — всё-таки бывают ситуации, когда скорость доставки грузов играет важную роль. Когда без обеспеченной логистики потеряешь темп продвижения.

И вряд ли, наверное, строительство магистралей на территории России может закончиться тем, что в Москву просочатся десяток-другой дивизий НОАК. Но всё-таки в вопросах торговли с Сибирью — по ряду соображений китайским товарищам может показаться выгоднее договариваться с Сибирью, а не с Москвой. И если обстоятельства сложатся так, что там внезапно возникнут сепаратистские настроения — могут появиться и небольшие группки в один-два миллиона добровольцев (предположительно - бурятских), которые поддержат выбор народов Сибири своей массовкой.

Несколько лет назад подобный сценарий казался абсолютно немыслимым, поскольку на Китай, несмотря на его нынешнюю приверженность цивилизованному образу существования, смотрели с изрядной подозрительностью. Её не могла не внушать такая огромная страна с таким стрёмным политическим анамнезом в двадцатом столетии. Поэтому любое хоть сколько-то экспансионистское движение со стороны Пекина — тут же было бы встречено в штыки и в Европе, и, что важнее, в Штатах. А потеря американского рынка сбыта — это для Китая будет точно экономической катастрофой.

Но после аннексии Крыма расклад коренным образом изменился. Сейчас - «большие мужчины» могут посмотреть даже благосклонно на желание Китая покупать лес, нефть и алюминий напрямую у дружественной «Сибирской Народной Республики», а не у Кремля. Буде такое желание возникнет.

И если оно возникнет — конечно, Китаю интересно иметь подконтрольную ему транспортную артерию, по которой «бурятские» добровольцы со своим «военторгом» смогут добраться до Новосибирска.

Что ж, я лично по-прежнему против расчленения РФ. Но многие мои друзья считают, что потеря Сибири с её ресурсными богатствами благотворно скажется на менталитете основной по населению, европейской части России, когда оно наконец лишится иллюзий и перестанет уповать на те самые богатства, на которых якобы можно жировать. Исходят при этом из того соображения, что «одно русское государство — это было как-то не очень хорошо на протяжении веков, несколько русских государств было бы лучше, и всё к тому шло до монголов, так пора вернуть историю на путь естественного развития».

Да, трудно не согласиться, что кабы не монголы, чёрт бы их побрал, то не было бы и никакой Московии, а были бы суверенные государства, вырастающие из княжеств, «вменяемого» размера, и каждое в отдельности было бы избавлено от этой великодержавной дури. Однако не уверен, что на эти круги своя можно вернуться сейчас. Тем более, фактически отдав Сибирь китайцам, что, в общем-то, охотно делает нынче Кремль, поскольку ради продления своей агонизирующей власти хоть на чуть-чуть — он бы и марсианам Волгу продал, если б тем она была нужна.

Но пока, впрочем, насколько могу судить, не заключены даже никакие предварительные договорённости о совместной с Китаем модернизации Транссиба. И, к слову, хорошо, что на этот раз к услугам Солнцеликого был рояль, позволивший скоротать время ожидания аудиенции, музицируя. Но что, если не окажется? Думаю, пора ему возить с собой какой-то инструмент. Лучше всего, наверное, гусли. Никто толком не знает, как играли на гуслях в старину, а значит, и щипковую технику Солнцеликого никто не уличит в несовершенстве.

Tags: Китай, Россия, геополитика
Subscribe

  • Скоро будут выбора

    Да, уже скоро. 19-го сентября, если не ошибаюсь? И как всегда — титаны оппозиционной мысли с пеной у рта защищают свою стратегию…

  • Афган и Ишаки (не афганские)

    Понятно было, что амеры рано или поздно уйдут из Афгана, но от того, как(!) это делается сейчас — ей-богу, хочется напиться, чтобы не видеть…

  • Лука и Люка

    На днях в киевском парке обнаружили повешенным главу Белорусского Дома в Украине. Естественно, подозревают белорусские спецслужбы — благо, СБУ…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • Скоро будут выбора

    Да, уже скоро. 19-го сентября, если не ошибаюсь? И как всегда — титаны оппозиционной мысли с пеной у рта защищают свою стратегию…

  • Афган и Ишаки (не афганские)

    Понятно было, что амеры рано или поздно уйдут из Афгана, но от того, как(!) это делается сейчас — ей-богу, хочется напиться, чтобы не видеть…

  • Лука и Люка

    На днях в киевском парке обнаружили повешенным главу Белорусского Дома в Украине. Естественно, подозревают белорусские спецслужбы — благо, СБУ…