artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Category:

Илон Маск и грузовики

Не так давно проскакивала информация, что Илон Маск, словно бы мало ему было всех имеющихся мегапроектов, озаботился разработкой большегрузных электромобилей. И эта новость вызвала недоумение у многих людей. Что понятно. Поскольку на первый взгляд коммерческие перспективы такого новшества весьма сомнительны.

Когда речь идёт о легковушке или джипе, преимущества электромотора, при достаточно практичных «батарейках», вполне очевидны. Преимущество в динамике, экономия на топливе — Теслы определённо пользуются спросом и, казалось бы, следует сосредоточиться на расширении их производства, поскольку рынок огромен.

Но большегрузные фуры? Они, вроде бы, неплохо чувствуют себя и с дизельными двигателями. Их ресурс огромен, на сотни тысяч, даже миллионы километров пробега. Расход топлива? Он может иметь значение, когда движок в четыреста сил таскает одну-две задницы. Но в раскладке на двадцать тонн груза восемнадцатиколёсной фуры издержки на топливо можно считать пренебрежимо малыми. И какая-то сногсшибательная динамика большегрузу тоже не требуется.

Поэтому многие восприняли эти изыскания Маска примерно так же, как попытку поставить на рыболовный траулер силовую установку эсминца и придать ему соответствующие ходовые качества. В принципе возможно, но вопрос: нафига? Такое судно чухает себе свои двенадцать узлов — и вполне тем счастливо. То же представляется и с большегрузными фурами: кто станет покупать заведомо более дорогие электромобили, когда и десятилетиями проверенные дизельные вполне справляются со своими задачами?

Тем не менее рынок сбыта возможен. Ибо тут всё зависит от конкретной постановки задачи по транспортировке грузов. Она же может быть такова, что тебе желательно осуществить её, привлекая как можно меньше внимания. Притом, что недоброжелательно относящиеся к тебе лица обязательно будут это внимание проявлять, и самое пристальное.

Конечно, ты будешь осуществлять перевозки преимущественно ночью и без фар. Благо, современное оборудование вполне это позволяет, и даже без участия водителя-человека. Конечно, ты будешь противодействовать попыткам обнаружить твою колонну на марше. Имея господство в воздухе, ты быстро засечёшь любой летательный аппарат с включённым радаром или лазерным сканером. Это активные и очень заметные источники излучения, ты их увидишь, отработаешь авиацией и ракетами.

Но, предположим, твой недоброжелатель — не совсем дикий. Вернее же, в нашем мире и весьма дикие люди запросто могут обзавестись кое-каким современным снаряжением. А что до технических средств наблюдения и разведки, то нынче в моде тепловизионные сенсоры. Это — пассивное устройство, которое ничем себя не выдаёт. Но улавливает инфракрасное излучение от источников с повышенной температурой даже сквозь облачность. Поскольку инфракрасные волны рассеиваются гораздо меньше, чем в видимом спектре. Поэтому, скажем, в тёплых широтах самыми коварными считаются пасмурные дни, когда солнца будто бы нету, но обгореть можно запросто.

Любой двигатель внутреннего сгорания — это довольно мощный источник теплового излучения. Как ни пытайся охлаждать его и его выхлоп — всё равно будет светиться. Такое количество тепловой энергии не спрячешь. А это значит, что твою колонну грузовиков любой не совсем уж пещерный противник может обнаружить с малозаметного дрона и накрыть ракетным ударом на марше, при наивысшей её уязвимости.

Конечно, у тебя имеются тактические средства ПРО, и постоянно совершенствуются, но ничто не может дать гарантии, что какие-то вражеские ракеты не прорвутся к цели. А даже одно накрытие колонны кассетными бомбами с ракеты вроде смерчевской или Точки (и их аналогов) — может привести к жертвам, прежде всего человеческим, которые ты считаешь неприемлемыми. Да и просто тебе не хочется, чтобы твой оппонент знал о твоих логистических усилиях, их масштабах и направленности. Зачем ему такая информация?

И в данном случае тебе могут пригодиться грузовики с электродвигателями, имеющими гораздо, на порядки меньшее тепловыделение, нежели ДВС. Их — вполне реально спрятать от тепловизоров противника. И серьёзные люди думают об этом уже сейчас, осознавая возможность наличия даже у сравнительно «недоразвитых» оппонентов наблюдательных дронов с тепловизионной аппаратурой.

Вообще говоря, чуть ли не все проекты Маска уже давно имеют не только гражданское, но и более чем очевидное военное применение. Многоразовые транспортные ракеты, резко удешевляющие вывод на орбиту не только спутников (среди которых тоже встречаются военные), но и многих других интересных вещей, позволяющих конструировать в космосе не совсем «конвенционные», но довольно практичные сооружения.

Грузовой корабль «Дракон», которому ничто не мешает работать и орбитальным бомбардировщиком, действующим вне досягаемости имеющихся нынче систем ПВО.

Ну а вот большегрузные электромобили — это разработка прежде всего(!) для военных, а не коммерческих целей. Именно там она будет востребована в первую очередь.

И пока одни кормят свою паству байками про уникальные, не имеющие аналогов военные разработки (при ближайшем рассмотрении оказывающиеся чистейшим шарлатанством), а на практике демонстрируют эффективность своего оружия худшую, чем была во времена ВМВ, другие, пропагандируя исключительно мирный характер своих прорывных инноваций, весьма интенсивно готовятся к тем военным конфликтам, и довольно масштабным, какие ожидаются в уже недалёком будущем, когда даже дикари смогут иметь в значительных количествах БПЛА с тепловизорами.

И такую подготовку нельзя не одобрить. Действительно, в последнее время, злоупотребляя пацифизмом цивилизованных буржуазных игроков, на этой планете распоясалась всякая троглодитская сволочь, определённо нуждающаяся в целительных пиздюлях. И я имею в виду далеко не только Путинскую РФ, переживающую нынче чуть ли не самый позорный период во всей российской истории. Против неё-то как раз вряд ли Штаты всерьёз замышляют масштабные военные операции, поскольку Российскую Армию, дошедшую до пределов импотентности и некомпетентности, разбить было бы несложно (это не 41-й год), но никто не может ответить на вопрос, что делать с Россией потом (это и для меня с друзьями по-прежнему самый сложный из всех вопросов). К тому же, Московия исторически доказала, что практически незамедлительно за всплеском джингоистского тщеславия она всегда «сдувается» сама. Внешнее же чересчур грубое воздействие скорее укрепляет её, нежели расшатывает, заставляя встать на защиту «трона» даже тех людей, кто не испытывал никаких симпатий к здешнему образу правления.

Однако, есть некоторые режимы и организации, чьё существование не то что нежелательно, но уже давно попросту неприемлемо. Рано или поздно придётся с ними что-то делать, и при этом очень похвально, что амеры заботятся о минимизации собственных потерь, в том числе своих транспортных колонн на марше. И я думаю, вполне можно ожидать в ближайшие годы появления не только армейских грузовиков с электродвигателями, но и самоходок, и танков. Именно армия будет первым и главным заказчиком качественно новых силовых агрегатов для них, а как быстро американцы умеют разворачивать массовое производство новой военной техники, ещё вчера существовавшей только в чертежах, - они показывали не раз.

Tags: Цивилизация, Штаты, технологии
Subscribe

  • Украина, Россия и Чехов

    Многие сейчас всерьёз приморочились будто бы неминуемым обострением российско-украинского конфликта. Иные эксперты уж инструкции публикуют, как…

  • Байден, Зеленский, Путин

    Разговор Байдена с Зеленским длился целый час. Правда, двадцать минут из этого времени президент США вспоминал, кто такой Владимир Зеленский, и ещё…

  • О предустановке российского софта

    С первого апреля наконец-то вступает в силу давно вымученный закон о том, чтобы все мало-мальски умные девайсы, продающиеся в России, имели…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 99 comments

  • Украина, Россия и Чехов

    Многие сейчас всерьёз приморочились будто бы неминуемым обострением российско-украинского конфликта. Иные эксперты уж инструкции публикуют, как…

  • Байден, Зеленский, Путин

    Разговор Байдена с Зеленским длился целый час. Правда, двадцать минут из этого времени президент США вспоминал, кто такой Владимир Зеленский, и ещё…

  • О предустановке российского софта

    С первого апреля наконец-то вступает в силу давно вымученный закон о том, чтобы все мало-мальски умные девайсы, продающиеся в России, имели…