artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Categories:

Логопедический случай

Я не единожды упоминал эту историю в своих заметках, вскользь, и потому, видимо настала пора изложить её целиком, в отдельном посте.

История сия приключилась с человеком, которого я знал с раннего детства и которого не без приятства считаю своим близким другом.

Достоверность сей повести я, разумеется, не могу подтвердить ничем, кроме того факта, что  на моём сетевом аватаре значится крейсер «Варяг». Я ничего из того, что рассказываю в Сети о себе и своих друзей, — не хочу и не буду кому-то доказывать, даже если б был способен. Это принципиальная позиция. Воля читателя принимать или не принимать.

Покончив же с сим лирическим отступлением, перейдём, собственно к истории. Она — о возможностях человека, тех, что он и сам в себе не чаял. А в каком-то роде - «логопедическая».

По каковой причине иные люди, заслышав эту историю, рассказанную прежде вскользь, поспешили обидеться за логопедов. Но я, ей-богу, вовсе не собирался бросать на них тень. Речь немножко о другом.

Итак, был (и есть) у меня друг, Дима. Мы знакомы с очень раннего детства и ходили в одну школу. А то была, следует признать, довольно «мажорская» спецанглийская школа. Из числа тех, что официально назывались «с преподаванием ряда предметов на английском языке», но на самом деле, сколько сведущ, отродясь в таких школах не преподавались на иностранном языке хоть какие-то предметы, кроме собственно английского (ну и английской литературы, и технического перевода в старших классах).

Естественно, там встречались довольно такие «непростые» детишки. Я-то ещё всего лишь сынком профессора ЛГУ был, а вот Димка — сыном зампредисполкома. Ну, ближе к концу. В начале, понятно, его папка шишкой помельче был. А была, допустим, девочка Ира, которая до школы на самом деле жила в Иране и чего-то даже помнила, вроде зигзагов зенитных ракет по ночному небу. Потому что её папа был атташе, но потом его перевели в Питер, передавать опыт.

А были дети из вполне заурядных советских семей, но прошедшие по отборочному конкурсу (довольно суровому для первоклашек). Собственно, все его проходили. И не скажу за другие спецанглийские школы, но в нашу попасть чисто по блату — было нереально.

При этом дети, конечно, срались-мирились, формировались кружки по интересам и «друзья навек», но это не имело никакого отношения к социальному происхождению. Да, и всю эту байду про иерархию школьного класса, типа есть альфа, при нём беты, и дельты, претендующие на роль бет, и как бы неприсоединившиеся гаммы, и всеми чморимые омеги — я не наблюдал ни в нашей школе, ни в каких-либо ещё, с какими доводилось иметь дело. По-моему, это просто перенос армейских отношений на школьные. А школе — там, для начала, детишки разных возрастов обитают. И будь ты ботаном-омегой, но который в общешкольном шахматном кружке — там придут ребятишки парой лет постраше и так всё твоему альфе объяснят, что больше быковать уже не захочется.

Ещё говорят частенько «дети жестоки» - но так говорят те, кто в глубине души думает, что если какое-то человеческое существо мелкое и вроде бы безобидное — то оно должно быть сущим алгелочком. А это не так. Это — человеческое(!) существо, имеющее свои амбиции, свою «самость», свои обиды, когда считает, что его амбиции ущемляются. И пусть дети жестоки — но бомбу на Хиросиму уронили всё-таки не дети.

А так — да, ребёнок по-любому чувствует себя в каком-то роде ущемлённым хотя бы потому, что любой взрослый — сильнее. Поэтому дети зачастую (или почти всегда) отыгрываются на тех, кого считают ещё слабее себя. В том числе — на одноклассниках, раз уж это детское стадо, совершенно против его воли, запрессовали в один коллектив (и я не говорю, что это плохо, я просто называю вещи своими именами).

Поэтому в классе — конечно один ребёнок будет чморить другого, так или иначе, поскольку тот не может уйти из песочницы.

Но вот кокретно в нашей школе, сколько ни было разборок как таковых, не припомню, чтобы кто-то чересчур одиозно ставил на вид статусное превосходство своих родаков. Может, потому, что чем круче они бывали — тем чаще чадушко слышало с кухни: «Живём, блин, в дерьме, если вдуматься. Хуже докера бомбейского» (потому что бомбейский докер, чисто теоретически, мог накопить деньжат или выиграть в лотерею и укатить развеяться на Каррибы, ни у кого не спрашивая разрешения, а даже очень крутому советскому номенклатурному хряку это категорически невозможно; и это вопрос именно качества жизни, а не уровня).

Так или иначе, сколько помню, в нашей школе группировки возникали по каким угодно причинам, но только не вследствие «тоже крутого» происхождения родаков.

И то, что мы с Димкой (я — сынок выездного профессора, он — горкомовский отпрыск) оказались за одной партой — не имело ничего общего с нашими папашами. Да просто интересами и характерами сошлись.

И то, что дети злые (потому что слабые) и норовят заклевать другого, пользуясь его ещё большей слабостью — в принципе могло бы вести к тому, что Димку травили бы.

Потому что — теперь, наконец-то, собственно логопедическая часть — он обладал редким и потенциально раздражающим дефектом речи.

Когда-то, в раннем детстве, у него была просто картавость (как у многих детей). И неразличение «в» и «л» (Что на самом деле не столь уж резко различающийся звук и что, в частности, дало разные формы записи в современных русском и украинском языках).

Подготавливая к школы, его годиков с пяти стали водить к логопедам. Что ж, «в» и «л» привели в норму быстро. И картавость, можно так сказать, тоже убрали. Никакого мягкого «грассирования». Его научили, как ставить язычок, как выдувать воздушный поток — и получился совершенно чудовищный звук «ндр». То есть, смесь жёсткого «р» с носовым.

И вот что делать с этим звуком — логопеды решительно не знали. Нет, я не отрицаю, что мог бы найтись такой логопед, который бы с ним справился. Но вот к кому ни обращались — без толку.

А вы ж понимаете, что не последний (уже тогда) работник Ленинградского Горисполкома — много к кому обратиться мог. Тут дело даже не в «стукнуть кулаком по столу» - но, думаю, не надо объяснять, какие выгоды любая больница могла бы получить от благодарности такого человека?

Поэтому старались врачи добросовестно, а не тяп-ляп (да врачи обычно всегда добросовестно работают, тем более, когда речь идёт о лечении ребёнка).

Но вот всё — всуе.

И я не пытаюсь очернить или как-то принизить логопедов. Да нет, я уважаю их труд, их навыки.

Но когда мне говорят что-то вроде «Да любой логопед за пять минут решил бы проблему, просто поставив язык, куда надо» - то иди-те вы, по хорошему, в жопу :-)

Это поставить произношение английских th (глухого и звонкого) — делается за пять минут. Я сам это сто раз делал. Просто — чуть прикусываем кончик языка резцами и пытаемся сказать «с» или «з». Магия (хотя не могу исключать того, что когда-нибудь наткнусь на индивида, с которым это не сработает). Ну это как сто раз принять роды у кошки или посадить Сессну — а сто первый будет какой-то подвох.

Но «Р», вот наша раскатистая руссская Р — это вообще не очень простой звук. В английском R очень мягкая. Во-французском — этакая «гортанная». В немецком (в хохдойче, во всяком случае) — тоже довольно мягкая. Отсюда, наверное, и фирменная еврейская картавость, когда их прабабушки говорили на идише, глубоко переработанном диалекте немецкого, и сто лет уже никто в их семействе не говорит на идише, а особенность мягкого произношения «р» - сохраняется.

Лишь в испанском Р близка к нашей. Но - «хоть похоже на Россию, только всё же не Россия». Потому что в испанском акцент с «Р» по-любому уходит на ту напряжёную гласную, которая следом.

В общем, наш полноценный, раскатистый звук «Р» - он непростой. Возможно, это достояние северян. Потому он, скажем, есть у скоттов, но отсутствует у бриттов.

А Димке, так или иначе, этот звук упорно не давался. Он всё время говорил «ндр».

Дразнили ли его в школе? Конечно. Но это не становилось каким-то идефиксом. В школе — обычно всегда есть, кого из-за чего дразнить. А к Димке просто привыкли, что вот так он говорит. Это даже пропускалось мимо ушей, автоматически. И когда он к тебе обращался — ты просто понимал, что он говорит, просто и прямо, не принимая во внимание это «ндр».

Ну, когда знакомились с другими какими-то ребятами — их предупреждали, что, мол, один из наших вот очень странно говорит, произносит «ндр» вместо «р», но это у него такой «фефект фикции». И они успокаивали: «Не, ну мы тоже как бы не звери, понятие имеем. Был бы человек хороший». Типа того.

А с незнакомыми людьми Диман старался изъяняться так, чтобы ему вовсе избегать слов с «Р». Что тоже, по-своему», хорошая «Зарядка для хвоста».

Но всё усложнилось, когда возникла надобность общения (непринуждённого!) с незнакомыми девчонками, которых хочешь сделать знакомыми.

И как-то, вскоре после своего пятнадцатилетия, Диман на переменке, своих дружков на ближней чертвёрке парт, развернув журнал, порадовал нас известием (вроде того), что:

«В классе Гран-Туризмо открывается новая выставка-продажа Феррари производства прежних периодов».

И мы, хотя все, конечно, интересовались крутыми тачками, были в недоумении: «Ну и чо? Себе, что ли, прикупить надумал?)

Да, по тем временам «мажор» - это вот было что-то вроде меня, когда я приезжал в школу на Батиной чёрной Волге (купленной из таксопарка и отреставрированной преимущественно моим седалищем под), а «Феррари» - это что-то из империи Звёздных Войн.

И, ей-богу, нам понадобилось секунд десять, чтобы осознать: «Димка выговорил все множественые «р» в приведённом пассаже — аболютно, безупречно чисто».

Естественно, его стали пытать: «Тебя, Диман, в какой-такой секретной лаборатории зловещим опытам подвергали?»

Но оказалось всё тривиальней. Просто, родаки подарили ему переносной магнитофон, «Юнисеф» (кажется, так). Раньше — не хотели дарить. Говорили: «Шпана отнимет».

Ко когда показал свою каратистскую круть (он вместе со мной занимался), расфигачив вертушкой яблочко(в брызги), то родаки смилостивились: «Ты хоть понимаешь, охламон, сколько теперь говна на коврах?»
И подарили вертушку.

И вот забавляясь с нею, Димка решил записать свой голос (ну как видеоблоги сейчас делают все, кому не лень).

«Здндравствуйте! Я веду свой ндреподртаж...»

И отшатнулся: «Что это? Это вот я на самом деле так говорю? Нет, я знал, что у меня есть некоторый дефект, что букву «р» я произношу как-то небезупречно... но вот чтобы ТАК?»

И он, будучи парнем целеустремлённым, стал записывать себя, прослушивать, пытаться сказать как-то лучше — снова записывать.

Поскольку нужно было ещё домашнюю работу по школе делать — у него ушло на увсё про всё два дня, по полтора часа занятий с магниофоном.

Но результатом стало то, что ему удалось очень сильно удивить и нас, своих одноклассников, и педсостав, когда он после выходных заявился в школу. А его «р» в русском — было просто эталонным.

Естественно, эта история не претендует ни на какую правдивость (как и всё, что вы видите на «неверифицированных», надёжным для вас образом, сайтах в Инете).

Но я говорю то, что наблюдал сам, относительно человека, которого сам знал довольно близко как друга и школьного приятеля.

И я не в коей мере не ставлю под сомнение компетентность профессиональных логопедов. Безусловно есть случаи, где они способны помочь.

Но вот в некоторых случаях помогает также (а не вопреки) запись своей речи и ей прослушивание. Особенно в том, что касается постижеия иноязычной речи.

Tags: психология, язык
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Что мы будем делать после нас?

    Наткнулся у Митрича на занятный мысленный эксперимент. В двух словах — вводная такая. Некая развитая цивилизация решила угробить…

  • Как бы я продвигал вакцину от Ковида

    Как не спадает эпидемия Ковида в России — так и не утихают страсти вокруг вакцинации. Оба лагеря, ваксеров и антиваксеров, соревнуются в…

  • О рабах и пирамидах

    Не раз и не два доводилось встречать в околоисторических публикациях примерно следующую сентенцию: «Вот раньше считалось, что египетские…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

Recent Posts from This Journal

  • Что мы будем делать после нас?

    Наткнулся у Митрича на занятный мысленный эксперимент. В двух словах — вводная такая. Некая развитая цивилизация решила угробить…

  • Как бы я продвигал вакцину от Ковида

    Как не спадает эпидемия Ковида в России — так и не утихают страсти вокруг вакцинации. Оба лагеря, ваксеров и антиваксеров, соревнуются в…

  • О рабах и пирамидах

    Не раз и не два доводилось встречать в околоисторических публикациях примерно следующую сентенцию: «Вот раньше считалось, что египетские…