artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Categories:

Искусство молчания

Намедни как-то решил посмотреть, что писала пресса Союзников о гибели адмирала Исороку Ямамото, главнокомандующего Объединённым Императорским флотом. То есть, в какой тональности отзывалась о смерти человека, который непосредственно спланировал и осуществил внезапное нападение на Пёрл-Харбор, и много ещё в каких операциях попортил немало крови Союзникам.

Для удовлетворения своего исторического любопытства выбрал австралийский правительственный архив, Trove, который очень удобен тем, что там сразу много газет и в довольно полном виде выложены в открытом доступе, с единым поиском по всем. При этом, понятное дело, сообщая о событиях планетарного значения осси, как правило, «копипастили» информацию из британских или американских источников. Ну, что-то лишь в оттенках могли добавить от себя, и тут интересна реакция именно австралийцев, потому что им-то Япония в Войне могла всерьёз угрожать не только военными поражениями, но и оккупацией.

Ввёл слово Yamamoto, получил подборку.

И это довольно занятно. Ну, я-то, конечно, знал обстоятельства гибели адмирала. Вкратце они таковы. В апреле сорок третьего, после ряда неудач, Ямамото решил лично проинспектировать войска и заодно поднять боевой дух, поскольку для них лицезреть столь великого человека, несмотря даже на его провал у Мидуэя, - это сразу +100 к банзаю.

Американская разведка перехватила переговоры об этом турне, расшифровала график посещений (а это, естественно, согласовывалось, чтобы обеспечить эскорты, чтобы не сбили грешным делом), и принято было решение попробовать воспользоваться случаем.

Была выбрана эскадрилья истребителей P-38 Lightning. А это, надо отметить, довольно уникальный был самолёт. Не только двухмоторный, но и двухфюзеляжный, как, скажем, немецкий разведчик Фоккевульф-189, в партизанском просторечии «Рама». То есть, у него кабина этак «висела» между двигателями, а в целом конструкция получалась сравнительно лёгкой и маневренной, с отличной тяговооружённостью, большой дальностью полёта и чудовищной скороподъёмностью. Это было важно для миссии, поскольку лететь им предстояло далеко за линию фронта, на бреющем над волнами, чтобы максимально затруднить обнаружение как визуальное, так и радарами.

И операция прошла очень успешно. «Кортеж» Ямамото был обнаружен, часть Лайтнингов связали боем истребительный эскорт, часть — атаковали два бомбера, где размещался Ямамото со штабом. Оба сбиты, амеры в бою потеряли только одну машину с пилотом. Сам адмирал обнаружен мёртвым рядом с обломками самолёта. Это случилось 18 апреля.

Это было безусловно большое достижение, которым Союзники по праву могли гордиться. И, казалось бы, впору было рассказать всему миру, и друзьям, и врагам, что вот, мол, как ни прячь свои секреты, как ни оберегай своих высших военных руководителей, а надо будет — всё вызнаем, всюду достанем.

Но читаем газеты. Первое сообщение о смерти Ямамото — видим 24 мая. Больше, чем через месяц после его гибели. Оно появляется в ряде газет, из одного, конечно, источника, и все отмечают: дело ясное, что дело тёмное. Мог, конечно, нарваться на истребители Союзников. А может, просто крушение случилось. А может, харакири себе сделал, от японских неудач. На этот вопрос мог бы пролить свет мистер Элмер Дейвис, директор американского Управления Военной Информации, но он только разводит руками и отмечает, что в японской версии о гибели адмирала в воздушном бою — много нестыковок. То есть, даёт понять, что американцам решительно ничего про это неизвестно, но японцам (которые уже признали гибель и сообщили о бое) — они не верят. Ну, если какой-то патруль где-то и сбил какие-то бомберы — то просто не поняли, значит, кто это был.

27 мая газеты сообщают о том, что назначены «государственные» похороны Ямамото, честь, которой прежде удостаивался только один японский моряк, адмирал Того (это который Цусиму организовал). И похороны Ямамото приурочены к годовщине похорон Того, и погребён его пепел будет рядом. Тон — не то чтобы очень грустный, мол, скорбим со всем японским народом о безвременной утрате, но сдержанно-нейтральный, без какого-либо ехидства.

2 июня сообщают, что могилу адмирала посетило 165 000 человек, и что, по сообщению Токио, Ямамото погиб в апреле, «непосредственно на линии фронта на юге» (где-то, как-то).

Примечательна заметка в The Northern Miner от 18 июня, где приводятся слова представителя Чунцина (тогдашняя столица Гоминьдана) о том, что, по некоторым сведениям, Ямамото не погиб в бою, а был убит в Маниле в ходе ожесточённого столкновения между японскими же армейскими и флотскими. Ну, типичный такой пропагандистский наброс, с целью показать, насколько у япов всё запущено и как они грызутся между собой, и другие издания, видимо, решили, что это слишком «толсто», эти китайские фантазии. И откуда бы вообще гоминьдановцам, сидящим в Чунцине, в глубине континента, знать, чего там у япов на Филиппинах?

Потом долгое затишье, о Ямамото подзабыли, потому что каждую неделю какие-то более свежие и судьбоносные события (война, как-никак) — и только 31 июля 45-го появляются заметки, проливающие свет на обстоятельства гибели адмирала. Поскольку в плен попал японский корреспондент из агентства Асахи, он поведал американским коллегам, как там всё было (ну, насколько японская сторона знала) — и это опубликовали. В том числе — заявление, что японцы догадывались об осведомлённости американцев о маршрутах поездки Ямамото и считают это намеренным перехватом. Возможно, тут и американская военщина дала прессе добро на вскрытие карт, ибо — чего уж тянуть-то?

Но вот два года до этого, прекрасно зная о причинах гибели адмирала, они делали морду кирпичом и кормили прессу невразумительной туфтой. «Япы заявляют, что Ямамото погиб? Да может, приболел просто? Нет, точно погиб? Ну, япам-то верить нельзя, они хитрые. Но коли так — то даже не знаем, чего сказать. Но вот что они говорят про какой-то воздушный бой — чушь какая-то, вроде. Полно «дыр» в их версии». И ни единого намёка на свою причастность к одной из самых блистательных в истории операций по устранению весьма значимого военного лидера.

Почему такая маниакальная «скромность»? Потому, что амеры считали критически важным в максимальной мере скрывать тот факт, что они не только перехватывают японские сообщения, но и наловчились взламывать шифры. Чтобы не подталкивать противника к радикальной реорганизации своей связи.

Они многими своими успехами (начиная с Мидуэя, который разведка вычислила в ходе интересной радиоигры как главную цель японского наступления) обязаны были именно тому, что оказались способны ломать японские коды. И вот очень желательно было не утратить такой козырь. Заставить японцев думать, будто бы удачные меры со стороны американского командования (вроде своевременной переброски всех наличных авианосных сил к Мидуэю, как и перехват эскорта Ямамото) — просто совпадения, а так-то амеры «ну тупые».

И до поры им это удавалось, производить подобное впечатление. Но летом сорок пятого, за неделю до Хиросимы, это уже перестало казаться такой уж актуальной задачей, поскольку было понятно, что японцы давно начали что-то подозревать и принимали контрмеры, какие могли.

Тем не менее, полностью материалы по проекту Magic (перехват и дешифровка японского секретного трафика) и по операции Vengeance (собственно нападение на эскорт Ямамото) были раскрыты уже хорошо так после окончания войны (и вовсе не факт, на самом деле, что именно полностью).

Эти ребята, разведывательное сообщество, на самом деле очень не любят светить не только свои успехи, но и, прежде всего, свои возможности. Вернее, они потому и очень осторожно относятся к хвастовству успехами — что это может намекнуть на их возможности по сбору информации. Поэтому они темнят и скрытничают во всём, что касается не только конкретных каких-то каналов, резидентур (пароли, явки), но и принципиальных своих методов работы. И это нормально для разведки, занимающейся реально серьёзными делами.

Поэтому, всякий раз, когда я вижу какого-то политикана или отставного старпёра в форме, которые вещают, как старые друзья из разведки чисто по секрету поведали им некие удивительные вещи — ну, это в цирк ходить не надо.

Тут одно из трёх. Либо разведывательное сообщество данной страны деградировало до крайней степени, если хрен знает кому сообщает истинную секретную информацию, сделавшуюся ему доступной. Либо оно сообщает строго то, что считает нужным сообщить именно в качестве наброса, возможно, маскируя степень и характер своей истинной осведомлённости. Либо этот клоун просто нагло врёт, пудря мозги обывателям и пользуясь тем, что никто из разведсообщества, естественно, не полезет его опровергать.

Ну и когда слышите нечто подобное, типа, у меня есть друзья в военной разведке и они поделились со мной кое-какими секретами — вспоминайте эту историю с ликвидацией Ямамото. Которая могла бы оказаться очень важной для пропаганды, для поднятия боевого духа у Союзников, как демонстрация выдающихся возможностей американской разведки, но вот сочтено было за лучшее стеснительно помолчать.










Tags: военщина, история, пропаганда, спецслужбы
Subscribe

  • Коран, Кадыров, кризис Кремлёвщины

    Некоторый резонанс вызвало видео, где кадыровский сынок избивает в СИЗО парня, привлечённого за «оскорбление чувств верующих» и…

  • Псковские самолётики

    Говорят, случились какие-то неприятности с транспортниками, Ил-76, на псковском аэродроме. Говорят, что и в некоторых других местах тоже были…

  • Снова о дрончиках

    В последнее время много разговоров о таком чуде российской военной промышленности, как дрон-камикадзе Ланцет (особенно — более тяжёлый…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments