Разговорились давеча в благородном собрании влиятельных мужчин о проблеме алкоголизма. Ну, навеяло, конечно, этим иркутским инцидентом с боярышником (которое средство для принятия ванн).
Конкретно по этому поводу могу сказать одно. Если для тебя существенна разница в цене между коньяками Отар и Хеннесси Паради — возможно, тебе лучше не пить ни того, ни другого. Но если для тебя критична разница между более-менее проверенной магазинной водярой за двести рублей и более дешёвым пойлом на боярышнике, а не пить ты не можешь по каким-то "религиозным" соображениям — возможно, причины твоих финансовых проблем коренятся не в воздействии неких тёмных внешних сил и даже не в экономическом кризисе.
А в целом я либертарианец по убеждениям, и потому считаю, что всё, что человек делает в своей частной жизни — это его личное дело. Его право — и его же проблемы. Когда то не образует посягательства на других людей — то, в общем-то, похер, чего он там с собой делает и как живёт. Никто не обязан о нём заботиться, ограждать его от собственной дурости и слабоволия — но никто и не вправе ему запрещать хлебать всякую потраву на свой риск (хотя если на этикетке этого дивного средства значился этанол, а реально метанол — тут, конечно, есть нарушение, но это другой разговор).
Однако ж, в реальном мире главный камень преткновения — всегда бывает в том, чтобы разграничить, где оно сугубо частное пространство и личное дело, а где — уже посягательство на права других людей, вторжение в их(!) частное пространство.
Но применительно к бухалову — я бы сказал так. Если кто-то изволит усосаться у себя дома (да хоть и обкуриться, хоть нанюхаться) — это его личное дело. При условии, конечно, что он не врубает музон на полную и не ругается с женой так, что это мешает соседям. То есть, для музыки есть наушники, для ругани с женой можно использовать чат, по нашим-то временам.
Но если некое тело соизволяет вывалиться в сильно(!) нетрезвом состоянии в публичное пространство, на улицу, где его вынуждены наблюдать посторонние — то, как по мне, это уже(!) образует посягательство на их права. Хотя бы — на право быть избавленными от созерцания этакого блуждающего биоробота. От того, чтобы их дети были избавлены от таких зрелищ и не получали того вредного представления, будто бы это нормально для человека, претендующего на социальность, нажираться до синих соплей и разгуливать в таком виде по улице.
Не знаю, может, я слишком строг к людям, может, и зануда, но для меня это просто дико, когда взрослый, заведомо имеющий опыт человек (а не школьник-экспериментатор) накидывается бухлом до того, что у него заплетается язык, гуляет вестибуляция и подкашиваются ноги. И ладно бы дома — но когда он вот так на людях появляется.
Ведь будучи именно взрослым человеком — он давно должен был бы знать свою дозу. Своя доза — это когда вот потребитель оказывается на пороге того, что у него начнёт заплетаться язык и подкашиваться ноги. Почувствовал такое — всё, дальше не надо пить. Спатеньки надо ложиться. Особенно, если ты не один дома, а на людях, и твой вид может начать напрягать этих людей (но, конечно, речь не идёт о дружеских попойках, где все хороши, все толерантны).
По хорошему счёту, появление в сильно нетрезвом состоянии перед людьми, которые не давали своего согласия на то, чтобы тебя таким видеть, - это примерно то же, что расхаживать в пачкающей или дурно пахнущей одежде. Не побоюсь этого слова, но такое поведение — безнравственно.
Вот если б по улицам ходили голые девушки (желательно — следящие за собой, конечно) — я бы не назвал это вызовом общественной нравственности. Ибо — а что в этом плохого, в голых девушках? Какая от них угроза обществу? Скорее, угрозу обществу могут представлять люди, считающие, что голые девушки — это плохо, но покуда они не буйствуют — имеют, наверное, право на свои предрассудки.
Однако ж, лунатично шатающиеся помятые колдыри, невнятно бормочущие, рыгающие над ухом у пассажиров общественного транспорта и разящие термоядерным перегаром — это безнравственно. Это должно наказываться.
Особо отмечу, речь идёт именно о состоянии сильного опьянения. То есть такого, когда оно очевидно, когда оно не может быть незаметно. И то, что человек выходит на улицу в таком состоянии — это неуважение к другим людям и это свидетельство того, что он патологически не умеет пить. Ибо умение пить, повторю, - это способность знать свою дозу и не превышать её.
При этом сама по себе доза у разных людей — может очень сильно варьировать. Кого-то — и с пяти бутылок пива развозит в лоскуты (честно, видал таких). Кто-то и после литра крепкого — так, немножко «задумчивый», но никак не «безобразно пьяный», вполне адекватный. В глазах малознакомых людей — вполне и за трезвого может сойти, разве что немного тормозного.
Самый тяжёлый, пожалуй случай (особенно в России, хотя и не только) — это, типа, крутые мужики, мнящие себя мастерами спорта по литрболу. И физически-то они могут много в себя влить, но при этом на самом деле теряют адекватность уже где-то после поллитровки водяры. Начинают быковать на ровном месте, безобразничать. Потом, схлопотав в рыло и ещё немножко загрузившись — будут весь вечер лезть с покаянными соплями, изливаясь в своей душевности. Что особенно напрягает, потому что вроде и в рыло второй раз не за что втащить, и хрен отделаешься.
Таких персонажей — особенно много среди ментов и вояк, но на самом деле не только. И такие люди — ну, точно нежелательны в публичном пространстве. Создают реально много проблем, и что хуже всего — могут создать их неожиданно, со своими непредсказуемыми перепадами настроения под бухлом.
Поэтому, при всём либертарианстве, я бы ввёл ощутимые такие штрафы именно за появление в публичных местах в чрезмерно «одухотворённом» состоянии. И я бы сделал так, чтобы менты были заинтересованы в реализации этого запрета, во взимании штрафов. Как заинтересовать? Да элементарно. Отписывать долю со штрафа патрульным, оформившим протокол и предъявившим доказательства. Законным образом (и для них это может быть комфортней и выгодней, нежели обшаривать карманы алкашей по беспределу).
Но при этом, во избежание слишком вольного и широкого толкования «чрезмерной одухотворённости» - прописать конкретную процедуру оценки адекватности клиента. Помимо стандартных психомоторных тестов — устраивать и блиц-викторину на интеллектуальное состояние. И всё снимать на камеру, разумеется.
Скажем, задаётся вопрос: «Назовите десять самодержцев из династии Романовых». Если не может — ну, значит, совсем в говно бухой. Ибо любой хоть чего-то соображающий человек моментально выложит хотя бы Александров и Петров, по три штуки, Екатерин и Николаев, по две штуки. Вот и десяточка.
Ну или, там, «Напишите на листочке, что получится латиницей, если при включённой английской раскладке набрать «Я не пьян» (Хорошее, кстати, упражнение на связывание моторной и «смысловой» памяти).
Или - «Какая нота выше по звучанию в октаве: ми-диез или фа-бемоль?» От блондинок, в принципе, можно принять ответ «А это не одно и то же?» :-)
Кто-то скажет, что некоторые люди не пройдут такие тесты даже по-трезвяни?
Ну, это печально, если такая тупость — естественное, трезвое состояние для индивида. Тогда, значит, ему и в трезвом виде лучше среди людей не появляться без сопровождающего. И будет, значит, платить штрафы за интеллектуальную недостаточность. Думаю, уж в России — давно пора. А то скоро вовсе разучатся мозг включать и хоть к каким-то знаниям стремиться. Уже, блин, идиотизм масс (и их кумиров) дохрена проблем создал, отнюдь не частного свойства.
Да, самый важный вопрос в таких уличных «интервью» должен быть - «Хорошо ли, что Путин взял Крым?» Если ответ положительный — сразу лям штрафа, продавай хату и вали нахер в свой Крым. А на любые препирательства — ответ один. «Ну вот видишь? Для тебя это оказалось плохо. Значит, не угадал ты с ответом на очень простой вопрос. Значит, бухой так, как реально нельзя нажираться. И пофиг, что в твоей голове не алкоголь, а какое-то другое говно, но ты реально асоциален».