artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Category:

Air less thin

Научные фантасты середины двадцатого века, представляя себе реалии наших дней, считали само собой разумеющимся, что к этому времени мы не только колонизируем Луну, Марс, Венеру, но и на Земле будем пользоваться исключительно воздушным транспортом. Забудьте о пошлых ползучих автомашинах — только винтокрылые или ещё какие летательные аппараты.

С колонизацией даже небесных тел Солнечной системы (не говоря уж про дальний космос, к которому вообще никто не знает, как подступиться), следует признать, вышла некоторая заминка. Да, наша Цивилизация произвела поистине гигантскую Цифровую Революцию, такую, о которой вовсе не могли мечтать фантасты эпохи «компьютерного детства», но вот с космическими полётами мы немножко их обломали.

Нет, конечно, развиваются разные программы — но, по хорошему счёту, они имеют пока что преимущественно научный или «романтический» интерес. Практическое значение колоний на Луне или Марсе (даже при том, что создать их было бы не так сложно) — под большим вопросом. Пока что мы и близко не исчерпали возможности добычи ресурсов на Земле-матушки — и только-только приступили к их добыче со дна морского, что составляет три четверти поверхности планеты.

Ещё того хуже, казалось бы, обстоит дело с массовостью летательных аппаратов, которую фантасты недавнего прошлого полагали само собой разумеющейся в наши дни.

Нет, конечно, есть и самолёты, и вертолёты — но и в самых богатых странах лишь единицы могут похвастать персональной «леталкой». Основная же масса людей — по-прежнему, по старинке пользуется «приземлёнными» колёсными машинами. Хотя, конечно, это всегда было заманчиво для человечества — оторваться от земли, обрести независимость от дорог, прянуть ввысь.

Но есть некоторые нюансы, которые мешают массовой «икаризации» населения. Я их хорошо понимаю, поскольку не понаслышке знаком с вопросами эксплуатации летательных аппаратов.

Современные двигатели, используемые в маломоторной авиации — весьма совершенны. Но это двигатели внутреннего сгорания, что влечёт определённые проблемы.

ДВС — это довольно сложное устройство. Более того, в самое конструкцию его заложена подверженность деталей очень высоким термическим и механическим нагрузкам. Чтобы парировать их разрушительный эффект — приходится ещё более усложнять конструкцию. Когда же речь идёт о летательном аппарате — требования к надёжности возрастают многократно.

Ну, думаю, любой автолюбитель сталкивался с ситуацией, когда его «ласточка» глохла на дороге будто бы без видимых причин. Когда речь идёт о колёсном транспортном средстве — в принципе, ничего страшного. Даже если это случилось на трассе - прижаться к обочине, используя инерцию, открыть капот, почесать затылок, покурить, вызвать эвакуатор (в крайнем случае).

На летательном аппарате первый же отказ движка в воздухе запросто может стать и последним. Даже такую неприхотливую машину, как Сессна-172 — не всегда есть, где посадить на местности в аварийной ситуации. А уж успешно, без серьёзного ущерба, посадить на авторотации заглохшую вертушку — это такая удача, после которой и заядлые атеисты дарят ближайшему храму свечной заводик.

Поэтому, естественно, требования к авиационной оснастке — несколько жёстче, нежели к автомобильной. Что неизбежно сказывается на цене. Маломоторные самолётики раза в три-четыре дороже автомобилей той же грузоподъёмности, вертушки — на порядок.

То же касается и обслуживания. В машину — ты запросто можешь сесть, продержав её пару месяцев в гараже, протереть руль от пыли, завестись и поехать. В самолёт или вертолёт — ну только если совсем жить надоело. Когда же мало-мальски дружишь с головой — естественно, требуется профессиональный сервис, регулярные предполётные проверки. А это стоит денег, так или иначе.

Ну и расход топлива — всё же существенно выше у летательных аппаратов по сравнению с наземными. Когда речь идёт об огромных реактивных лайнерах, переносящих сотни пассажиров на тысячи километров за считанные часы — удельные затраты на транспортировку могут оказываться меньше, чем если бы перемещать этих людей автобусами. Во всяком случае, люди готовы оплачивать дополнительные расходы на топливо, ценя своё время, когда это дни против часов.

Но оплачивать прожорливость лёгкого самолёта или, тем более, вертолёта на малых дистанциях, когда он даёт не такой уж существенный выигрыш времени по сравнению с автомобилем — это могут себе позволить всё же редкие пижоны, которым просто плевать на пару-тройку лишних тысяч баксов, которым важнее ощущение независимости. Но таковы, конечно, далеко не все жители даже очень богатых стран.

Таковы, собственно, главные причины того, что воздушный персональный транспорт покамест и близко не вытеснил автомобильный. Наименее же важной из этих причин, вопреки мнению некоторых, являются регулятивные препоны со стороны государств. Нет, когда что-то оказывается по-настоящему выгодно — надуманные юридические препятствия ломаются к чёртовой матери. Иногда — вместе с государствами, которые были слишком самонадеянны, препятствуя тому, что по-настоящему выгодно.

Вот, скажем, в России до сих пор очень зарегулирован сегмент частных воздушных полётов. Теоретически — ты должен получать разрешение на каждый вылет и согласовывать его. Практически — обладатели маломоторных самолётов и вертушек плевать на это хотели. И многие мои знакомые летают безо всяких разрешений не только что по территории РФ, но и свободно пересекают границу. «Партизанят» на высоте метров 50 — и хрен какое ПВО чего может поделать. Но это — те, кто имеет в пользовании самолётики-вертолётики. Что, повторю, недешёвое удовольствие.

С другой стороны, в Штатах — очень либеральные правила в отношении частных летательных аппаратов. Да, требуется получение лицензии, но дальше — просто не суйся в зоны вокруг аэропортов, чтобы не столкнуться с лайнером близ земли, не забирайся в высокие эшелоны, избегай военных баз, а так-то летай себе на здоровье. Но сколько-нибудь массово частными самолётами владеют лишь там, где это себя оправдывает. На Аляске, скажем. Вот там во многих приморских городках и посёлках — чуть ли не у каждой семьи свой гидроплан. Потому что им бывает удобнее добираться до нужного места, чем на джипе. Настолько удобнее, что оно себя окупает. В остальных же штатах, где всё-таки выгодней колёсный транспорт, персональные самолёты-вертолёты остаются уделом энтузиастов-романтиков и богатеньких пижонов. Потому что всё-таки дорогое и хлопотное это дело, содержание и эксплуатация летательного аппарата.

Но вот как раз сейчас мы подходим к моменту, когда всё может измениться.

В то время как упадочные всякие пессимисты пророчат очередной конец света (или «Закат Европы») только потому, что в урны понакидали бумажек с неугодным им тем или иным политиканствующим клоуном, на самом деле происходят действительно фундаментальные, тектонические сдвиги, которые способны коренным образом изменить лицо нашей Цивилизации. До такой степени, что вообще пофиг будет, какого там клоуна выбрали какие-то лохи. Это просто сделается ничтожно на фоне коллапса территориальной государственности как таковой. Что станет возможным благодаря, в том числе, Транспортной Революции.

Вот сейчас уже состоявшимся фактом сделалась Революция Цифровая. Возможности хранения, распространения и обработки информации — возросли в миллионы раз за последние три десятилетия.

Следом — подтягивается Энергетическая Революция. Всё новые источники энергии (или улучшение использования старых), стремительно нарастающие возможности её хранения и высвобождения.

Ну и очередная Революция Материалов. Лёгкие и очень прочные конструкции из повсеместно доступного сырья, со свойствами, задаваемыми на молекулярном уровне.

В сборе — вся триада ключевых элементов. Информация, Энергия, Материалы. И всюду — революционные подвижки. «Идеальный шторм прогресса», можно сказать. Такого ещё ни разу не бывало в истории человечества, чтобы в столь короткое время происходили все три революции в базовых, определяющих областях. Ей-богу, счастливы все, кто жив сейчас и может это видеть. Даже если мы устроим такую тотальную войнушку, что всё же угробим планету — всё равно это стоило видеть :-)

Ладно, шучу. Не устроим и не угробим. Именно потому, что пошли на качественно новый виток материальной культуры. А это всегда означает ещё большую рационализацию бытия, ещё меньше места для той животности, которую иные отмороженные шизофреники называют «духовностью». Поэтому они сейчас так и бесятся, вот все ущербные твари от джихадистов до какого-нибудь Дугина, что чувствуют, как ход истории неумолимо смывает их в унитаз со всеми их бреднями, которые всё меньше нужны людям.

А что нужно людям? Ну вот «суверенные» летательные аппараты — нужны. Да, мечта о крыльях Дедала — никуда не делась за прошедшие тысячелетия. Просто это было слишком дорого, персональные «крылья», даже когда в принципе-то сделались реализуемыми. Дорого и хлопотно — содержать свою леталку.

Но что может измениться? Да много чего. Компактные и ёмкие аккумуляторы. Возможность их подзарядки всё более дешёвой энергией даже в «глухих» местах. Электродвигатели, которые по определению совершеннее и надёжней ДВС.

Сейчас своего рода иконой прогресса заделался Илон Маск — и он, конечно, молодец во всём, что делает. Не только благодаря своим собственным достижениям, но ещё потому, что в принципе символизирует направления, по которым развивается сейчас научно-техническая прикладная мысль. Хотя понятно, что не он один работает по данным направлениям.

И вот представьте, уже в обозримом будущем. Летательный аппарат, чей корпус изготовлен на основе лёгких и сверхпрочных графеновых нанотрубок (переплетённых так, чтобы выдерживать разнообразные нагрузки лучше самой прочной стали). Источник энергии — сверхъёмкий аккумулятор, дающий часы полёта. Двигатель — электрический. Для надёжности — несколько их. Непосредственно же тяга может обеспечиваться нетрадиционно по нынешним меркам. Не винты и не наружные турбины, а, скажем, одна внутренняя, в закрытой трубе - и воздуховоды, регулируемые заслонками, что оптимизирует управление воздушными потоками вокруг аппарата и внутри него.

Это может быть штуковина достаточно компактная, чтобы не требовать специальной площадки. Достаточно надёжная, чтобы даже престарелая домохозяйка могла ей пользоваться (ну, автомобилями бабушки-домохозяйки тоже не прямо со времён Бенца стали пользоваться). Достаточно экономичная и вообще экономически оправданная, чтобы ею стали пользоваться массово.

Какой же самый значимый будет эффект в социально-политическом плане, когда такие штуки получат широкое распространение (а они получат, когда окажутся выгодны)?

Конечно, много будет прочих позитивных эффектов, но самым значимым я бы назвал — КОНТРАБАНДУ.

Yeah, I love it, red hot hunky-dory contraband.

Вот за что не люблю иных застенчивых российских «либералов» - так это за их лепет «свободный рынок, свободная торговля — это, как нам кажется, лучшее средство к достижению всеобщего благополучия».

Да какого чёрта? Для меня свобода торговли — это не средство, а ЦЕЛЬ! Свобода торговли — это и есть свобода в широком смысле. Это альфа и омега. Это необходимое условие для любой и всякой свободы — возможность по своему усмотрению договариваться с другими людьми об обмене плодов трудов, обеспечивая себе частный экономический ресурс. Именно из этого — произрастают все прочие свободы в сколько-нибудь существенном виде.

И плевать на «всеобщее» благополучие. Это лишь побочный эффект свободы торговли, что она повышает благосостояние даже для тех, кто этого не заслуживает, просто потому, что преумножает благосостояние общества в целом. Но цель — это именно свобода для тех, кто хочет её. А кто не хочет, кто предпочитает над собой хозяина, который бы объяснял им, чего им хотеть, - ну вот для тех частное рабовладение должно быть. Особо отмечу: частное.

Потому что, честно говоря, даже в целом симпатичные (на фоне прочих) современные государства — немножко подзаёбывают своей склонностью лезть в частные дела во имя «общего блага». На мой либертарианский взгляд — они слишком много на себя берут. Они слишком беспардонны. И они делают это — поскольку имеют возможность контроля экономических потоков.

В утрированном виде — мы наблюдаем в современной России, во что превращается государство (и граждане, ставшие его холопами), когда берутся под августейший контроль ключевые аспекты экономики (в российском случае — экспорт углеводородов).

Это — грозное предупреждение всем прочим дебилам, кто грезит о «большом государстве». Но и Россию легко можно было бы исправить, когда бы оспорить монополию государства на экспортно-импортные товарные потоки. А для этого лучшее лекарство — контрабанда.

Десятки, сотни тысяч дешёвых и практичных летательных аппаратов, переносящих через границу, в самых разных местах, столько груза, что государство просто не может с этим бороться. Это не дороги на суше, которые хоть как-то можно взять под контроль (включая те, что ведут от побережья). Это — апокалипсис таможенной службы. Это — истощение чисто финансовых возможностей любой властной братвы для беспредела. Попробуют противодействовать — только разорятся быстрее.

Это, конечно, не только России касается. Да, любой протекционизм в любой стране станет невозможен, когда границы пересекаются так легко. И это — зер гут. Как и наркотрафик, и ввоз нелегальных иммигрантов — всё это зер гут. Если это востребовано, если люди за это платят — хорошо, когда желания реализуются с минимальными издержками, а самонадеянные государства, пытающиеся стоять на пути экономических процессов — сметаются к чёртовой матери.

Серьёзно, сама по себе концепция территориальных государств уже давно устарела, лишь тормозит развитие Цивилизации — и давно пора противопоставить ей нечто такое, с чем территориальные государства не могут совладать. Контрабанду новыми транспортными средствами.

Но что до конкретно России (а это моя страна, и как бы я ни презирал нынешнее наше государство, но люблю страну) — так ей в целом очень пойдёт на пользу появление сравнительно дешёвых и автономных (подзаряжаемых где угодно) летательных аппаратов.

Нынче абсолютно бОльшая часть населения России жмётся друг к дружке в нескольких десятках крупных городов — которые хуже любых других городов просто потому, что всё те же бетон и стекло, но холодные. Это умаляет ценность проживания в России. Ибо если уж ты живёшь в городе — невольно будешь мечтать о жизни в более тёплом городе.

Но всё может измениться, когда людям не надо будет кучковаться здесь в городах, чтобы успеть на работу к девяти утра, сев в метро в восемь. Когда для них нормально будет вылететь из своего коттеджа в пол-девятого, просвистеть сотню километров и посадить свой говнолёт на крыше офисного здания, где работают.

А место постоянного жительства — оно комфортно удалено от города и любых скопищ людей. Серьёзно, это понятно, какие обстоятельства вынуждали людей кучковаться в городах, и само слово Цивилизация связано с «городом», но ведь обстоятельства меняются. При нынешнем развитии информационных коммуникаций, при нарастающих возможностях автономности индивидуального жилища, при грядущей транспортной революции (простые и дешёвые летательные аппараты) — уже совершенно не надо будет людям сидеть друг у друга на ушах в многоярусных бетонных клетках.

И в этом смысле Россия внезапно может оказаться очень привлекательной страной просто потому, что у нас очень дохера бескрайних просторов. Которые так и не связали толком дорогами — но дороги не нужны будут, когда есть дешёвые леталки.

Короче, мы стоим на пороге кардинальных преобразований, когда переосмысленно будет очень многое. И процесс переосмысления, на фоне утраты влияния территориальных государственных юрисдикций, повлечёт ещё одну малую «производную» революцию. Оружейную.

Но об этом — в другой раз.

Tags: Россия, грядущее, технологии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments