Но иногда – приходится уделять внимание и символам. Постольку, поскольку люди, их использующие, чего-то, возможно, хотят сказать о себе.
Например, свастика – древний общечеловеческий символ движения солнца по небосклону. И в индуистской, скажем, традиции – он сохраняет именно это значение. В Индии – сплошь и рядом встречаются свастики и в архитектурных орнаментах, и в рисунках на одежде. И это никого не напрягает.
А в европейской современной культуре – этот символ приобрёл несколько другое значение. Выставляя его напоказ, ты, с некоторой вероятностью, заявляешь, что симпатизируешь национал-социалистической идеологии. Во всяком случае, тебя так можно понять.
И я категорически против каких-то законодательных кар за слова и символы, но, честно скажу, я не приму, наверное, к себе на работу парня, который придёт на собеседование в футболке со свастикой. Поскольку он должен соображать, что этот символ – вызывает к себе неоднозначное, мягко говоря, отношение, и если его выпячивает, то – идиот, наверное? А нахрена мне идиоты нужны? Ну или – ему придётся ОЧЕНЬ хорошо постараться, чтобы объяснить, нахрена он эту футболку напялил, идя на собеседование.
Иные прочие покамест не приобрели такой зловещей ауры, как свастика, но – используются как-то странно.
Да, теперь я говорю о Георгиевской ленточке, оранжево-чёрной.
Мода на неё в России прижилась несколько лет назад, и, насколько знаю, инициатива шла от Суркова, а раздавали их на улицах нашистские и сопутствующие активисты (в основном – очень милые девушки и юноши… хотя немножко недоразвитые).
Но даже без этой информации, что это движение сверху, от Кремля (который нам не враг, впрочем) – я как-то довольно скептически относился к этим ленточкам.
Ибо, если признавать всё же за символами некий смысл, то это – цвета ордена Святого Георгия, который давался в Российской Империи за исключительную доблесть на поле брани.
И вот не важно, какие в своей истории вела войны Российская Империя, оборонительные или захватнические, справедливые или нет, - но Георгиевский Крест давался за ратную доблесть, и ни за что иное.
В моём роду (мне посчастливилось, что я знаю многих своих предков) – бывали люди, получавшие эту награду вполне заслуженно. И до сих пор сохранилась у нас коллекция орденов предков, пронесённая (честь и хвала прабабушке) через все голодные и огневые годы. Там много чего есть – и Анны, и Владимиры, и Мальтийский Крест, и Станиславы, и несколько Георгиев. И я про каждый могу рассказать, за что именно был получен.
Я знаю своих предков весьма «фрагментарно» (поскольку многие записи всё-таки потеряны были) – но среди них водились вполне себе героические ребята. Горжусь ли я ими? Скажем так: я на них оглядываюсь. Но прежде всего, я хочу прожить жизнь так, чтобы за меня не было стыдно ни предкам, ни современникам, ни потомкам. Звучит «пафосно» - но вот я действительно горжусь, что никогда не прогибался под тех, кого не уважаю, и лучше сдохну, чем прогнусь.
При этом – я никогда не служил в армии Российской Империи, и Шипку не удерживал, и Плевну не брал, и в Брусиловский прорыв не ходил.
Если б родился тогда – возможно, участвовал бы в этом. Но – я родился спустя сто лет. У меня лично нет и быть не может Георгиевского Креста. И я не хочу быть самозванцем.
И что бы я заявил, напяливая на себя георгиевскую ленточку? Что я – солидарен с героями и потому сам, типа, герой? Да вот же героизм, действительно: прицепить к себе или к своей тачке официально утверждённый символ и, типа, мы чтим память дедов!
Не, я не осуждаю ни в коем разе людей, которые из самых лучших побуждений эту ленточку привешивали – но не мог и отделаться от ощущения, что всё-таки это профанация. Даже – пошлость какая-то.
Орденские цвета – заслужить надо. Эта лента, чёрно-оранжевая – она кровью приобреталась. Доблестью перед лицом смертельно опасного врага. А не просто заверением: «Мысленно с вами, наши дорогие героические предки! Мы вам благодарны. Вы сложили головы за то, чтобы я сейчас взял кредитный «Фокус» и повесил на него эту ленточку».
Фронтовиков Первой Мировой, естественно, я живых не видел (я – 76 года рождения), но Второй Мировой – у меня до сих пор пример дедули по отцовской линии. Ему семнадцать только в сорок втором исполнилось, и потому он Войну не от и до прошёл, а всего лишь от Сталинграда до Бреслау.
Когда я был уже в сознательном возрасте (лет десять) – помню, как он, слегка выпив на Девятое Мая, комментировал всякий «патриотический» гон по ящику.
«Да-да, вот именно об этом мы и думали в окопах! Как бы нам отдать свою жизнь, чтобы народились новые говнюки, которых мы в проекте даже не предполагали! Вот все мысли об этом были! Как пуля рядом клюнет – так и думаешь: «Но зато через сорок лет какая-то шалашовка по телевизору скажет, что наша жертва была не напрасна!» Вру? Конечно, вру. Не было тогда у нас телевидения».
Ко мне обращается:
«Тём, попомни моё слово: тогда просто не было выбора. Была одна сволочь, родная, и пришла другая сволочь, чужая, и вот вся злость, какая была на родную сволочь – она на чужую вылилась. Ибо – нехер! А вообще, это была свобода, там, в окопе. Тебя в любой момент убить могут, так, что нечего бояться, – и ты кого угодно убить можешь. Но…»
Тут он, видимо, сообразил, что мне всего десять лет – и не надо бы слишком грузить. Но – я очень хорошо запоминал всё, что говорил Дедуля.
И вот я представляю, что бы он со мной сделал, если бы я тогда вырезал из консервной банки Золотую Звезду Героя, нацепил на грудь, и, типа, я тебя поддерживаю, дедуля. Хоть и немощен он был тогда – а пришиб бы, наверное. За такую профанацию.
На мой взгляд, такая же профанация – и ношение георгиевских ленточек теми, кто вовсе не совершал никаких подвигов, за которые давался этот орден с его лентами.
Хотя, повторю, у меня отношение к символам лёгкое, и потому, когда видел людей и машины с этими ленточками – понимал: «Они не хотят оскорбить память реальных кавалеров этого ордена, они не считают это профанацией, они чистосердечно полагают, что таким образом чтят память».
Но вот когда на Украине эта ленточка стала использоваться как отличительный знак сепаратистов – да, она оказалась «запомоена». Почти как свастика. Даже – хуже.
Ибо, каковы бы ни были войны Российской Империи, но солдаты её удостаивались Георгия за высшую доблесть.
И никогда, ни в какие времена, понятие «высшей доблести» не жило рядом с такой мотивацией, как «предадим-ка свою страну, когда у неё плохи дела, и перекинемся к соседней, которая, говорят, сытнее кормит дармоедов вроде нас».
Такая мотивация – внушает лишь презрение. Когда же для оформления своего предательства используется символ чужого героизма – увы, этот символ оказывается дискредитирован.
Теперь эта ленточка – символ «колорадов», тупых и жадных насекомых, понятия не имеющих ни о чувстве собственного достоинства, ни об ответственности за ту землю, на которой живёшь, ни о чести, ни о славе. Эту публику – и в России презирают, на самом деле, несмотря на все усилия Кисиль-ТВ.
И вот девятого мая и после – я, признаться, удивился, насколько МАЛО в Москве машин с георгиевскими ленточками. Раньше, помнится, до конца июня болтались они чуть ли не на каждой второй антенне. А уж в мае, сразу после праздника – на каждой первой машине были эти ленточки, и люди по улицам ходили с ними массово. Типа, чтим героев. Простодушно, чистосердечно.
В этом мае – на самом деле мало георгиевских ленточек в Москве, в сравнении с прежними годами. Это моё, конечно, субъективное наблюдение – но вот бросалось в глаза.
И я не думаю, что москвичи боятся мести «Правого Сектора». Я думаю, что многие люди всё-таки начинают понимать, что эта игра в официозный патриотизм – какая-то уже слишком грязная. И они просто не хотят в ней участвовать, дабы не замараться.