Знаете, их, кажется, несколько уже проектов такого рода расплодилось на российском телевидении. Называется что-то вроде «Тютелька в тютельку» или «Два сапога», как-то так.
Смысл: одни эстрадные звёзды изображают других эстрадных звёзд. Максимально близко. Стремятся копировать голос, манеру исполнения, пластику, мимику – и даже гримируются аки Фантомас.
Я, помнится, смотрел один из первых выпусков – и было даже забавно. В каком-то роде – свежо. Этакие милые шаржи.
Но когда число выпусков перевалило за полсотни, да ещё и в нескольких проектах – как-то оно перестало быть свежим и прикольным. Ну то есть, я не понимаю уже, в чём прикол. А так-то любители, конечно, есть. Вот и Светлана Владимировна, Женькина матушка.
Чтобы не терять её общество, говорю: «Да уж давайте здесь включим».
Женькин батя ворчит: «Была охота! Не, Свет, серьёзно, тебе правда, что ли, это нравится? Верещит какая-то прошмандовка – и, типа, Уитни Хьюстон. И эти клоуны в жюри такие: «Да, это была настоящая Уитни! Родная мать не отличит!» Ну вот если такая Уитни – то езжала бы в этом самый, который Хьюстон, штат Техас, и попробовала бы там повыступлять!»
Тёща: «Ну чего ты завёлся? Мне – нравится. Вкус такой низменный. Эстетическое чувство недоразвитое. Но я вам-то не навязываю, я в другую комнату перебазируюсь».
Говорю: «Наша база, Светлана Владимировна, не может себе позволить такой потери».
Беру пульт, включаю.
Женька: «Предлагаю компромисс. Смотреть, но без звука».
Ну да, сразу видно лойершу.
Смотрим, тем не менее, со звуком.
Светлана Владимировна «адвокатствует» (вся в дочь): «Но ведь стараются же! Ведь похоже получается!»
Думаю: да, в принципе похоже. Хотя, когда кого-то из реальных звёзд изображают – натужно выходит. А главное, хоть убей, всё равно не понимаю: в чём смысл? Шарж, пародия – дело одно. Но когда артист раз за разом целенаправленно и сосредоточенно просто пытается копировать других артистов? То есть, не собственные перепевки делает, не кавер-версии, - а вот чистосердечно «мимикрирует», изживая из себя собственную творческую самобытность? Зачем?
Ещё подумалось, более масштабно (я ж философ, етить!):
«Да вот будто бы это всё явления одного порядка! Музыкальные шоу, где артисты имитируют друг друга, а публика восторгается, как «неотличимо похоже» получается (хотя на самом деле – нифига не похоже). Ледовые покатушки, где звёзды шоу-биза изображают из себя фигуристов – а публика рукоплещет, умиляется. Ой-ты, оно три месяца как встало на коньки – а уже вровень с олимпийскими чемпионами, занимавшимися этим делом всю жизнь! Надо ли удивляться, что и в политике – всё то же самое? Искристые фейерверки фальшивых свершений, искреннее лицемерие зрительского восторга».
«Тут ведь и сложно сказать, что первично, что вторично. Шоу-биз или политика. «Автокаталитично» - так будет сказать вернее. Какая-то третьесортная певичка изображает из себя Уитни Хьюстон – а зрители рукоплещут сходству, будто бы не понимая, что Уитни стала той, кем стала, не потому, что у неё мощный голос, а потому, что она – живая, натуральная, оригинальная.
Какой-то третьесортный политик (ладно, «второсортный») изображает из себя Сталина и Гитлера в одном флаконе – и словно подмигивает: «Да ладно брюзжать и критиканствовать! Это ж шоу-биз, это ж понарошку! Это ж постмодерн, понимать надо!»
Как бы то ни было, ключевое слово – «второсортность». Вторая свежесть севрюжины с хреном заместо конституции. «Тошнота», чисто по Сартру, как главный стимул, как главный суицидальный мотив российской официозной элиты.
Вот честно, со школы прикидывал, как будет загибаться Московия (которая тогда ещё была в ипостаси «Совка») – но не предполагал, что решительный, окончательный её коллапс будет происходить до такой степени жалко. Плаксивые судороги целлулоидных театральных масок в слабеющем пламени газовой зажигалки.
Возможно, я чертовски наивен, но и в преддверии крушения Совдепа мне казалось, что есть люди, готовые за него драться. Ведь они так пылко, так страстно заявляли о своей готовности защищать своё убогое извращение до последней капли крови. И мы были готовы удобрить эту землю их кровью, до последней капли. Готовы были к гражданской войне… «за джинсы и кока-колу», если угодно (хотя, вообще-то, за то, чтобы этих блядей здесь не было, которые норовят указывать, какие штаны носить и какие прохладительные напитки употреблять).
Но выяснилось, что они пошутили. Они не готовы были драться. Что вы, что вы. Всего лишь пафосная трескотня с их стороны. А коли так – ну, живите, что ли, пиздоболы?
А сейчас? Сейчас эта пафосная имперская трескотня – даже и не претендует на какую-либо серьёзность. Любого «пылкого патриота Московии» пальцем малешко ткнёшь – он тут же скулить начинает: «Да ладно, это просто прикол такой! Троллинг! Постмодерн! Понимать надо!»
Ну что ж, на данный момент можно констатировать, что с Московией покончено, в общем-то. Её поборники и защитники от свирепых волкодавов выродились до той-терьеров, которые ссутся и валятся в обморок, стоит на них рявкнуть. «С проклятием, преследовавшим ваш род, сэр Генри, покончено навсегда». Неожиданный финал этой Суки Баскервильской, Московии. Неожиданный – в смысле её беспомощности, бездарности и плачевности.
Итак, здравствуй снова, Господин Великий Новгород!
Россия Московитская – да, она имела славные моменты в своей истории (даже в советской ипостаси), но всё-таки над благородными деяниями отдельных людей довлело это ощущение коллективного подордынского блядства. И это-то ощущение – всё сводило на нет, превращало в дерьмо. Отсюда – все эти метания лучших русских мыслителей: то ли мы самый разумный и свободный народ, то ли самый тупой и раболепный.
Для простоты: это просто два тесно переплетённых, но взаимоисключающих начала. Условно говоря: «новгородское» и «московитское».
И вот сейчас «московитское начало» – приходит к краху. А условный «Новгород» – берёт реванш. И мы, «новгородцы», - вполне способны дружить с Киевом. Вполне способны дружить и с нашими ганзейскими братьями. Более того, мы кровно заинтересованы в этом. Поскольку мы – торговцы, купцы, прежде всего. А значит, смотрим на вещи миролюбиво и прагматично.
Такие вот мысли прошествовали в моей голове, пока Светлана Владимировна смотрела свои песенки.
P-s.: Да, ну и я не хочу быть понятым неправильно, будто бы считаю свою тёщу какой-то недалёкой, примитивной тёткой, которая хавает зомбоящик со всеми его сомнительными развлечениями, кричит "Крымнаш!" и молится на Путина.
В действительности, как раз из-за Путина мы с ней, бывало, ругались. Посколько Светлана Владимировна - почти что ненавидит его, а я - отношусь довольно ровно. Для меня Путин - это прежде всего "крысолов". Мальчик с дудочкой, поднявший и увлекший за собой несметные стаи серых паразитов, до его прихода затаившихся по норам.
Мы должны быть ему благодарны за то, что он умудрился засветить абсолютно всю мерзость, какая была только в Московии. И мракобесную поповщину, и красножопую совковщину, и охреневших от злости нациков, и оборзевших реальных пациков. А также всякое иное пидарьё, холопьё, троглодитских вождей и перманентных блядей. И вся эта шушера - утонет вместе с ним, хочет он того или нет. После чего, наконец, Россия очистится и вернётся к истинным своим истокам. К "новгородчине" (что, конечно, несколько умозрительное понятие, но я под ним подразумеваю здравомыслие, вольнолюбие, доброжелательность и рационализм).
А Светлана Владимировна говорит на это, что он сам "крыса гэбэшная". Да я и не спорю. Но в данном случае это не важно. Нам с ним - детей не крестить.
А музыкальные эти передачки? Ну да это уж - дело вкуса. Светлане Владимировне нравится, как ловко изображают одни певцы других - и кто я такой, чтобы осуждать её пристрастия? Но для меня даже в этом, в обилии таких передач, видится какой-то тотальный "кризис жанра", усталость от потуг на творческую оригинальность. Может, я и слишком мудрствую, но - вот такое ощущение. Что эта страна - устала сама от себя такой, какой она заделалась в последние годы. Всем всё обрыдло - потому и орали столь самозабвенно "Крымнаш!" Хоть какое-то свежее впечатление, хоть какой-то "свежий ветер". Потому и, как верно отмечает Кашин, у нас нынче нет собственной внутренней политики, а есть лишь подглядывание в замочную скважину за украинской. Где - реальная движуха. Там - всё по-настоящему. Здесь - всё эрзац, бутафория из папьемаше.
Ничего. Скоро всё изменится - и скучно не будет :-)
А если не изменится - значит, нас завоюет Украина. Поскольку она-то на подъёме, а Россия - в глубоком упадке. Почти что в обмороке, что бы иное ни казалось со стороны.
Но я бы предпочёл, чтобы мы сами разобрались со своими проблемами. И вот тогда вполне приветствовал бы конфедеративный союз Киева и Новгорода. А лучше - и с Европой объединиться. И в НАТО вступить. А потом - в эпоху транснациональных корпоративных юрисдикций, где бы люди делились не по роду-племени, а по тому, за что они готовы стоять и с кем. Но это уже отдалённые мечты :-)