artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Categories:

Двухколёсное

Намедни в одной заметке я описал случай, как мой друг детства приятель «купил» и «диффамировал» одного не очень приятного придурка, корчившего из себя перед малышнёй великого спеца по всяким авто-мотоделам. Приятель попросил ненароком выжать сцепление на своём мопеде Карпаты, «подсунув» при этом правую рукоятку, а когда тот индюк повёлся - объяснил (и малышне в том числе): «Вот только сцепление — слева у всех мотоциклов. Потому что справа — газ. Это очень неудобно было бы, газ и сцепление под одну руку. А что ты нажал — это ручной тормоз». Чем, конечно, уничтожил дутую репутацию этого пустозвона, клянчившего с малышни ворованные у предков сигареты за несбыточные посулы (если б он просто трындел — мы б его не трогали).

И вот один читатель, признавшись, что нисколько не мотоциклист, поинтересовался: «Если ручной тормоз на руле справа, то где тогда ножной?»

Ну и я «на автомате» ответил: под правой ногой педалька. А потом задумался всё-таки.


Потому что, честно, я не бог весть какой байкер. У меня в 11-12 лет был мопед Верховина-6 (классная, очень красивая машина необычной раскраски — жаль, угнали от магазина... кхулиганы). Потом — чешский скутер Ява-20. Потом, уже в последнем классе школы - «взрослый» мотик Ява-638, на котором, впрочем, мне особо так поездить не довелось, свалил поступать в Москву, а машину — другу подарил.

Впоследствии — я, конечно, осваивал езду на мотоцикле, уже более-менее профессионально, в рамках общего развития личности для служебных нужд, но по жизни садился на байк — очень спорадически. Так, вокруг пляжа прокатиться. То есть, я не то чтобы эксперт, поэтому мне простительно кое-что упустить из виду.

Так вот, у Верховины (как и аналогичных Карпат, и у Дельты, и Риги... и это все имевшиеся советские мопеды, кажется) — управление было единообразное. Справа на руле — газ (крутится на себя, это у всех мотоциклов, обратно возвращается подпружиненным тросиком) и ручной тормоз, под правой ногой — ножной тормоз, слева на руле — сцепление. И если у советского мопеда ещё было предусмотрено переключение передач (как у моей Верховины и Карпат, но не у всякой Риги) — то оно осуществлялось поворотом левой рукоятки при выжатом сцеплении. Если не прижимать рычаг — то, конечно, ручка просто стояла намертво (а то ещё не хватало, чтобы передачи в дороге произвольно гуляли!)

Если правильно помню, вверх — первая, ниже — нейтраль, вниз — вторая. Не то, чтобы очень удобно, но придрочиться можно.

У явки (которая двадцатая, малолитражка «бесправная») - у неё уже «повзрослее» было организовано управление. Сцепление-то слева, как водится, но передачи — рычагом под левой ногой. И их было целых три, потому что моща — 4,2 силы против 2,5 у Ш-58 Верховины и примерно двух у V-50 Карпат.

Зато, правда, у Верховины была такая штучка, как декомпрессор. Чтобы экстренно двигло заглушить, когда оно перегретое и всё никак не уймётся. У Явы, теоретически, был замок зажигания, но на моей, купленной с рук, он не работал, и никто не морочился его ремонтом. Поэтому, чтобы заглушить — приходилось просто бросать газ и сцепуху, чтобы дёрнулся и заглох. Ну вот лень было куда-то там выключатель на электроцепь ставить.

Про надёжность же что советской, что чешской машинок — ничего плохого не могу сказать, только по мелочи приходилось чего-то латать. Ну, магнетто один раз пришлось у Верховины перебрать и в клею катушки высушить, когда притопил её. Ну, тросик сцепления как-то у явки выскочил из бобышки в рукоятке, но это просто распустил нити, продел, замотал вокруг согнутого гвоздика, всех-то делов. Ну, цепь перетянутую приходилось пару раз у явки менять за четыре года эксплуатации, когда я по тем ещё хлябям на ней рассекал.

А большая Ява, с 350-кубовым двиглом, - ну это уже взрослый мотоцикл был. Одно из самого крутого, что тогда фартовый пацан мог себе в Союзе позволить. Двадцать шесть сил, дикий «приём», и, правду сказать, на полной скорости по шоссе было страшновато. Вот на машине сто тридцать, даже на «барже» — для меня тогда комфортно было (когда предки рядом не зудят :-) ). На мотике, особенно, в отсутствие всякой специальной сбруи, только очки и шлем — да стрёмно, не стану отрицать. Ну, не байкер я, не стану и рисоваться.

А управление у этой большой Явы было точно такое же, как и у прежней маленькой. Только что скоростей четыре, а не три. Но газ и ручной тормоз справа под руку, педаль ножного тормоза — под правую ногу, сцепуха — слева на руле.

И точно такую же схему я впоследствии наблюдал у всех больших мотоциклов.

Но сейчас вспомнил, что это всё-таки не общий случай для всех двухколёсных моторизованных транспортных средств. Потому что помимо настоящих мотоциклов — есть и нынешний аналог мопедов нашего детства, скутера.

И вот у них, насколько знаю, просто нет сцепления как такового. Потому что нет и принудительного переключения передач. Там стоит вариатор, который сам подбирает оптимальные передаточные числа.

Во всяком случае, так было у Хонды моего Лёшки и у скутерков его дружков, насколько могу судить. И, опять же, насколько могу судить, вот его Хонда номинально здорово мощнее моей отроческой Явы-20 (семь сил против четырёх), и принимает-то она очень хорошо, но по максимальной скорости — видимо, там есть ограничение. На явке я разгонялся по шоссейке до восьмидесяти, рядом идущей машиной замеряли. При попутном ветре, правда, потому что там из-за этих скутерных щитков — парусность высокая. А Лёшкина Хонда — честно больше 60 не тянет (хотя их — набирает хорошо даже в горку). Но для ребёнка — даже и к лучшему. То есть, в 12 лет я бы считал иначе, но когда 12 моему сыну — приоритеты меняются :-)

Правда, недолго длилось моё спокойствие, потому что он упрямый, он за свои деньги взял кроссовый Ирбис со 125 кубами. Я сказал: «Давай в нашей семьи всё-таки не будет китайщины, пусть и более-менее качественной», и пришлось подарить ему такую же по параметрам кроссовую тоже Хонду. Надеюсь, не убьётся. Он реально хорошо водит и в безабашенные эксперименты не склонен впадать.

Да, и что я хочу сказать, вот у этих скутеров — у них нет ручки сцепления, а вместо неё с левой стороны на руле — рычаг заднего тормоза. То есть, у всех нормальных мотоциклов задний тормоз ножной, справа, а у этих тарахтелок — оба тормозных рычага вынесены на руль, чтобы ноги вообще ничем не морочились. Передний тормоз — справа, задний — слева.

И тут есть некоторая проблема, потому что у большинства велосипедов, собираемых в России (ну, тоже китайщина, понятно, но под российскими брендами) расположение тормозов — обратное. Задний — справа, передний — слева.

То есть, в нашем детстве с великами всё было просто. Передний тормоз как рычаг на руле мог быть, мог не быть, а так-то тормозили педалью назад, что заклинивало привод и заднее колесо наглухо (но, вероятно, и приводило к повышенному износу ступицы, поэтому такое явление, как «прокруты» - было частым).

Переключения передач на великах, естественно, тоже не было. Ни передней, ни задней перекидки. Всё — вот как в начале двадцатого века: просто и кондово.

Исключением был — велосипед «Старт-Шоссе». Такой водился у одного моего приятеля, тоже мажора, но наше отношение было довольно скептическое. Не завистливое, а именно скептическое. Ну, на шоссе-то он, понятно, всех делал, а вот на песке на этих узеньких шинах, как ты там ни мудри с передачами - да просто увязал. «Украина» или «Салют» - как-то надёжнее. А уж когда мы узнали, сколько стОит этот велик — покрутили пальцем у виска. «За такие бабки можно новый мопед купить!» Но его папа не то чтобы пижон был — а просто любил инновации.

Потом-то, лет в одиннадцать-двенадцать мы и обзавелись мопедами, и ездили в основном на них, хотя и на великах тоже, для здоровья (и когда денюжек на бензин не было :-) ). И на великах — старых-добрых «Украинах» да «Салютах». Которые, в случае чего, на коленке можно починить. А тот «Старт-Шоссе», опередивший своё время, поселился в сарае, когда у него просто отломилась задняя перекидка, а запчасти - дефьсит.

Но сейчас, понятно, нормальный велик для езды по разным «террейнам» - он должен быть многоскоростной. И всё гораздо доступней, гораздо проще сделалось. Тот же Майн Шкет с приятелями — они и в восемь лет, насмотревшись видеоуроков на Ютъюбе, запросто регулировали себе перекидки. Такие консилиумы устраивали — только что без пива :-)

А когда мы с Женькой купили Лёшке скутер и обнаружилось, что там по-другому ручки тормозов расположены, я предложил поменять на велике соответственно. Благо, это нетрудно.

На что Лёшка ответил: «А если негритянка встретится — в муке её извалять?» И добавил (пугающе) многозначительно: «Нет, мы должны ценить разнообразие жизни».

Ну, пока не навернулся как-либо опасно. Ни на велике, ни на скутере (ни на новом своём кроссаче). Ну и в любом случае, если теперь у него «взрослый» мотик, с принципиально другой схемой управления, - то и хорошо, что сызмальства приучился к разнообразию.

А то на машине-то — вообще всё по-другому. На двухколёсном чуть шевельнул рулём — вильнул тут же. На машине — немножко другая реакция. И корпусом хрен чего подправишь.

А самолёт — так вообще в штопор завалить можешь, если газ уберёшь и штурвал от себя, для обхода препятствия.

Так что, лучше действительно учиться разнообразию концепций управления — и уметь «загружать конфиг-файл» по обстоятельствам. Это как и с иностранными языками, собственно.

P-s.: тут спрашивают люди в личку, куда делись прешние Лёшкины "самокаты". Да невольничкам на Калужскую плантацию. Всё лучшее - детям, как говорится. А они там в автототехцентре переберут - да и выставят на продажу (или, что вернее, притырят в окрестных лесах для самоволок :-) ). В любом случае - юношеское техническое творчество, которое надо развивать.
Ещё спрашивают, что я имею против "Ирбиса" и почему называю его "китайщиной". Да ничего я, на самом деле, против них не имею, и даже всяческих успехов желаю, но что до "китайщины", то вот  "фирма, открывшаяся во Владивостоке, и сразу заполонившая рынок мотиками эксклюзивного дизайна". Ну, во Владивостоке - там же издавна были собственные КБ по мотоциклам, как в Минске, как в Ижевске. Нет? Но тогда, может, они подержанных японок под своим брендом гонят? Тоже нет. Им - именно что на заказ машины собирают. И где бы это могло быть?
Но на самом деле, кто этими Ирбисами пользовался, из моих знакомых, отзываются неплохо. В том смысле, что соотношение цена-качество - более чем удовлетворительное (иначе б я и невольничкам не сбагрил). Но вот просто для нашей семьи - этого немножко маловато. И моя жена уже три года на "копейке" ездит - не потому, что "Маруся-Моторз" себе позволить не может. А потому, что с этой бэшкой вообще никаких проблем не знает. А в лотерею с качеством изделий играть - ну... мы не настолько богаты. Хотя я думаю, что любой агрегат производства Ирбис - лучше аналога любого европейского бренда, выпущенного тридцать лет назад. Ну, с тех пор технологии немножко развились.

3 Ещё спрашивают, а как же Майн Шкет будет рассекать на кроссаче, когда 125 кубиков - это уже явный перебор над "бесправным" лимитом, а прав у него быть не может (нет, я бы мог оформить, но всё-таки детская мордашка в плавах - слишком вызывающе даже ля меня).
Честно скажу: его проблемы. Он прекрасно это знал, что по закону не может рулить большим мотоциклом, он купил себе тот Ирбис в любом случае, а я просто заменил на Хонду (иначе в следующий раз он спрячет от меня прикупленную по случаю Делориен с транслюкатором, он умный).
Ездить, естественно, подразумевается по нашим районам, где гайцов, во-вервых, с днём с огнём не сыщешь, а во-вторых - они у нас не идиоты, чтобы слишком напрягаться из-за малолетки на байке. Да и если байк свернул на просёлок - ну попробуй ты его попреследуй на патрульной машине.
Я вот сам, когда мне досталась большая Ява - не имел прав категории "А" (вообще никаких тогда не имел), но что б меня меньше в этом мире парило? Да я и на фамильной Волге тоже без прав ездил, что по Питеру, что по Области. И Волгу не стопили, поскольку она чёрная (тогда это имело смысл, даже сакральный), байк - потому что его хрен остановишь, хрен достанешь. В общем, у нас фамильное законопослушание.

Но я Лёшку всё-таки предупредил. Если всерьёз тобой займутся, подтянут другие машины, шмалять из окон начнут - сдавайся. А то грохнут ещё как террориста. И веди себя максимально "кооперативно" - только б позвонить дали. А там уж наши разрулят. Но не ко всеобщему счастью, конечно. Зато - жив останешься.

Но он действительно ездит только по нашему району, близ Сенской гасиенды, где и на шоссейках-то в самый голодный понедельник гайцов не бывает, да по близ Калужской плантации, где его любая псина в лицо знает - и тоже очень редко ментов на дороге увидишь.

Ps-4: А ты, Тёма, не допускаешь мысли, что и Ява-скутер, и большая Ява - были элементарно уграны, как прежде Верховина у тебя от магазина? Особенно, если на скутере, как ты говоришь, сломан был замок зажигания.
Ну как сказать? В первом случае бывшим владельцем явки-скутера был профессиональный хоккеист, надумавший свинтить в Канаду (тогда это уже можно было и скандала не вызывало, если это не звезда мирового уровня). Его все сады зналиИ он фактически даром машинку уступил, просто попросив у Олдмана рекомендаций насчёт толкового русскоязычного учителя языка (а мой Олдман - это ж профессорская мафия, распластавшая свои щупальца по всему миру; во всяком случае - подсобил).
А ключ - этот парень раньше по пьяни проебал, и пришлось напрямую соединить. Он ещё и кикстартер умудрился сломать, поэтому заводиться мне приходилось с толкача. Но когда маишинка весит кило шестьдесят - и для подростка ничего сложного. Толкнул, выжав сцепуху, прибавил газку - и оно поехала. Машинка по-любому классная была, делавшая влёгкую любой советский мопед :-)
А что до 350-кубовой явки - она принадлежала одному из владельцев кооперативной кафешки, с которой я сотрудничал. И у них тогда настроения были: "Вот немножко развернёмся, заткнём за пояс это самое KFC (это они от меня узнали, в Союзе тогда только Макдональдс как крутейший элитный ресторан был на слуху), будем на бетлях ездить по-любому! Вот только - с поставками курятины перебои".
А курятина тогда не то чтобы в жутком дефиците была (как красная или чёрная икра), но в торговой  сети да в Ленобласти - перебои. А на рынке у деревенских покупать - так там курица как член семьи продаётся. Как любимый член семьи.
А тут я привожу полсотни домашних бройлеров в среднем по два с полтиной кило живого веса. И я бы согласился подождать с оплатой, наверное, кого у них в кассе голяк сейчас, но парень пошёл на принцип: "Нет, вот тебе ключи от моего моцика, а за документами завтра заезжай - там всё тип-топ".
И я, честно, не знал, много это или мало за мотоцикл. Тогда вообще никто толком не знал, что чего стоит. Ну, начало девяностых. Потому что в магазе аналогичные венгерские куры как бы три семьдесят - но нет. Ява такая новая в магазине - тысячи полторы. Но - тоже хрен так просто купишь. Но вот у нас этих кур - девать некуда, а моцик - очень даже не помешает. Все девки - мои :-)
Ну и про парня этого в городе известно было, что это его мотоцикл, не так давно купленный.

А подозрительный какой-то агрегат - я бы просто брать не стал. То, есть, я не ангел был тогда (и сейчас остаюсь), но не покупаю магнитолы на автозаправке или "совсем дешёвые" мобилы в подворотне у мутных каких-то типов. Может, они и не ворованные - но ну его нахер. Не то, что юридических каких-то последствий опасаюсь, а просто противно. Профессорский сынок, как-никак.

Вот самому воровать спелые груши в чужих садах (в пятнадцать лет), пока там сердитая баба с клюкой не нарисуется, - всегда пожалуйста. Это прикол, это спорт. Мы ей потом дров наколем, если что. Но корыстно паразитировать на ворованном - нет. Это разрушает экономический базис нашего общества :)

Tags: за жисть, ностальгия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments