artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Categories:

Либертарианский подход к филантропии

Беседовал намедни с князем А. От конкретных наших дел — перешли к политфилософии общего плана.

Он спрашивает: «Вот скажи мне, как либертарианец либертарианцу — что бы ты сделал, узнав, что твой сосед, скажем, дурно обращается со своими рабами?»










Пожимаю плечами: «Дурно — это как? Тут, знаешь ли, если держишь рабов — приходится держать их крепко. А это подразумевает некоторое... притеснение. Пусть не такое, как в российской тюрьме или армии — но всё же достаточное, чтобы они совсем уж не разбалтывались и не садились на шею. Это может означать и физическое воздействие, и даже ограничение пользования телефоном и Интернетом на какое-то время».

Князь А. смеётся: «Я имею в виду несколько другое. Если он ведёт себя реально как маньяк, как какой-нибудь там Влад Цепеш».

«Вдоль дорог на колья своих невольников рассаживает, что ли? В этом случае у меня появляется достаточный повод, чтобы ему предъявить. Ибо он вторгается в публичное пространство, являя мне такие зрелища, которые я вовсе не хочу наблюдать. А уж тем более — чтобы это видел мой сын. Пока ещё не в полной мере изучен вопрос воздействия на детскую психику таких картин, но есть резонное подозрение, что вряд ли это воздействие будет благоприятным. А значит, он совершает наезд на меня и мою семью, и я могу ответить».

«Но, допустим, в публичное пространство он не вторгается. Творит свои зверства у себя, в тайне».

«Но я всё равно об этом узнал? Что ж, тогда это несколько более сложный вопрос. Как бы, это его территория. А я не нанимался в спасители мира и защитники всех угнетённых. Будем честны: если можно на что-то закрыть глаза — скорее, я воспользуюсь такой возможностью, нежели полезу в драку хрен знает за кого без какой-либо выгоды для себя. Я же, в конце концов, мирюсь с существованием КНДР или с порядками в Саудовской Аравии? Но, пожалуй, я деликатно поговорю с этим субъектом, поделюсь своими соображениями о правильных методах рабоводства, как парень, имеющий немалый и успешный опыт по этой части. Намекну даже, что если он доведёт своих рабов до крайности — они могут восстать. Ибо это люди, разумные, а потому самые опасные животные. То, что они имеют рабский статус — не должно вводить в заблуждение ни на секунду. И если ты убиваешь или калечишь своего раба — это может восприниматься им как нарушение пусть не писанного, но очевидного контракта, по которому ты гарантируешь ему жизнь. Ради чего он и согласился быть твоим рабом, in the first place. А если контракт аннулируется и рабы восстают — это становится уже не только его, моего соседа, частным делом. Это становится и моим делом, поскольку мне тут в округе разгул спартаковщины нахер не нужен, и мне же придётся как-то решать эту проблему. Которую вызвал он своим неумным тиранством».

«Но допустим, - упорствует князь А., - он не прислушался к твоим словам. Допустим, он реально маньяк и самодур».

Усмехаюсь: «Ты что хочешь услышать? При каких условиях я натравлю на него ментов? Ни при каких, естественно. Нет, я уважительно отношусь к государству, я признаю его неизбежность в сколько-нибудь крупном сообществе, но именно по причине уважительности — предпочёл бы не вмешивать его ни в какие свои дела. Пусть оно существует где-то там, в параллельном мире».

«То есть, вообще ничего не сделаешь с тем маньяком-изувером?»

«Этого я не сказал. Нет, если он творит свои зверства не по наивности, как это бывает с начинающими хозяевами, разочаровавшимися идеалистами, если он не прислушивается к моим советам, если ему удовлетворение своих садистских наклонностей дороже практических соображений — значит, он хреновый бизнесмен. Не умеет владеть собой, даёт волю эмоциям и страстям, подчиняясь им — всё это образует его уязвимость. А значит, я легко смогу его разорить, вогнать в долги, и он отпишет мне своих рабов, ещё и за бесценок. Вот тут — я возьмусь за дело, поскольку вижу свою выгоду».

Князь А.: «Ты пытаешься изобразить себя бОльшим жлобом, чем ты есть».

Возражаю: «Я не жлоб, я рационалист. Я просто следую максиме: «Не суй свой нос в чужой вопрос, если не преследуешь при этом некую неиллюзорную собственную выгоду». Иначе — потом трудно будет обосновать, какого хера ты вообще вмешался в чужие дела, когда выяснится, что никто от этого не рад и никому не стало лучше. По этой, собственно, причине, я не рвусь освобождать угнетённых Кимами крестьян Северной Кореи или зачмырённых имамами женщин Востока. Ибо не представляю себе, что с ними делать дальше, когда освободишь. Слишком там закоренелые дефекты мозга, чтобы можно было использовать такой материал ко своей выгоде. Да и внимание международного сообщества, опять же, будь оно не ладно. Но вот по-тихому отжать у самодура его рабов — это может быть перспективно. Они не родились в рабстве, они, скорее всего, тяготились своим положением под его жестокой властью, а потому есть шанс, что будут ценить мою, разумно гуманную. Хотя, конечно, при торге я использую по максимуму то соображение, что своим изуверством он загнал их до невроза, чтобы сбить цену».

«Значит, just business?”

“Знаешь, Дим, за свою жизнь я пришёл к убеждению, что даже если нечто для тебя не только бизнес, если даже к этому лежит душа — лучше всё равно думать об этом, как и о бизнесе, в том числе. Иначе это получается иррациональная прихоть. А так и самому маньяком недолго стать. И во фразе «бабло побеждает зло» - гораздо больше мудрости, чем кажется. То есть, это, конечно, круто, побеждать то, что кажется тебе злом — хотя у Верхнего Парня могут быть свои соображения на сей счёт. Но эта победа будет дутой, если ты не можешь мотивировать свою войну своекорыстным интересом».

Подумав, князь А. сказал: «А ведь не будь российская тюрьма так ужасна, не будь там столько маньяков и садистов — тебе было бы труднее покупать уголовников к себе в невольники».

«Хочешь сказать, в моих интересах сохранение статус-кво в российской пенитенциарной системе, чтобы она продолжала оставаться такой же бессмысленной и беспощадной? Ну, уж к этому я точно не прилагаю и не буду прилагать никаких усилий. Государство само заботится о том, чтобы все его учреждения устроены были максимально идиотски и некомфортно. И это одна из причин того, что я стараюсь не впутывать в свои дела государство. Каких-то отдельных его служащих, с которыми имею личные отношения — да, но не «его величество Закон», прости господи. Да и потом, ко мне в рабство пошли бы и вместо швейцарской тюрьмы, а не только что российской. Тут дело даже не в калориях рациона или производительности кондиционеров на кубатуру. Скорее, в открывающихся перспективах. Рабство у меня — это такой социальный лифт, что Итон и Оксфорд выглядят фабрикой лузеров».

С этим-то, конечно, было трудно поспорить.

Что же до добрых дел и спасения всяких несчастных — да тут, блин, любой участковый мент вам подтвердит, что хуже нет, чем спасать, скажем, забитую жёнушку от её быковатого муженька, который бьёт её смертным боем. Впишешься по-серьёзному, прижмёшь его — так она ж потом на тебя заяву и накатает. Поэтому в таких делах всегда нужно быть уверенным в том, что оно реально ТЕБЕ зачем-то нужно. Что тебе выгодно влезать. Чтобы потом не чувствовать себя дураком, а иметь возможность сказать: «Да поебать мне на обиженных и угнетённых, но я увидел здесь возможность извлечь пользу для себя».










































Tags: либерализм, рабовладение, философия
Subscribe

  • Стишок про крокодильчика из "Алисы". Перевод.

    Разучили с Киркой для садика стишок про крокодила из «Алисы» (нет, всю «Алису» целиком она пока не читает, дождёмся уж пяти…

  • Error no object

    Просматривал как-то свою заметку о «неделикатных» вопросах в инглише — и обратил внимание на What do you do for living ? Обратил…

  • Полфунта романтики к Празднику

    Наступает любимый день товарища Сухова под лозунгом «Женщина — она тоже человек!» И с этим трудно не согласиться: в умелых руках…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments

  • Стишок про крокодильчика из "Алисы". Перевод.

    Разучили с Киркой для садика стишок про крокодила из «Алисы» (нет, всю «Алису» целиком она пока не читает, дождёмся уж пяти…

  • Error no object

    Просматривал как-то свою заметку о «неделикатных» вопросах в инглише — и обратил внимание на What do you do for living ? Обратил…

  • Полфунта романтики к Празднику

    Наступает любимый день товарища Сухова под лозунгом «Женщина — она тоже человек!» И с этим трудно не согласиться: в умелых руках…