artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Categories:

Истории Добра

Я люблю историю и считаю, что даже при сокращении школьной программы её стоило бы оставить хотя бы как факультатив. Это полезно для детишек. Что бы ни говорили, история всё же учит тому, что все глупости, какие могли бы тебе казаться оригинальными, совершались уже сотни раз, и ты едва ли прославишься, делая их.

Но что авторы школьных учебников истории, что учителя - норовят слишком сгустить краски, описывая события и нравы далёкого прошлого. Выпячивают наиболее мрачные факты, будто бы для контраста с нынешним гуманным временем. Будь я учителем истории, я бы напротив старался выделить примеры милосердия и великодушия, коих множество. Навскидку решил сделать небольшую подборку.












1.

Нынешняя Европа, изнеженная и эгоистичная, стонет от наплыва мигрантов из менее благополучных стран, хотя наплыв этот не составляет и одного процента от коренного населения. Между тем Античный мир с лёгкостью и с охотой давал пристанище такому огромному числу мигрантов, что порой их бывало вдвое-втрое больше коренных жителей. И несмотря на скудные по нынешним меркам экономические возможности, все они обеспечивались крышей над головой и хлебом насущным, для всех создавались рабочие места, и никто не роптал на засилье чужаков.

Нынешняя Европа норовит отгородиться от беженцев из Сирии и Турции, а римский полководец Помпей Великий самолично посещал эти страны с гуманитарной миссией, дабы помочь тамошним несчастным жителям перебраться в Италию. То же делал и Цезарь в Галлии, тогда дикой и неблагоустроенной, и Траян в Дакии. И не было никакой ксенофобии: Рим рад бывал всякому гостю.

2.

Воспитание юношества в Спарте было известно своей суровостью. Апофеозом её можно считать регулярную порку в храме Артемиды, служившую не наказанием за проступки, а своего рода экзаменом на мужество. Мальчиков секли так, чтобы их кровь окропила алтарь, а от них требовалось соблюдение тишины.

Этот обычай может показаться несколько жестоким, если не знать, что алтарь Артемиды в любом случае требовалось регулярно окроплять кровью. В том была духовная скрепа спартанского мира. Но если раньше для этого людей приносили в жертву, убивая, то царь Ликург, великий реформатор, решил смягчить обычай и заодно совместить его с образовательным процессом. Так милосердие нашло себе место даже в таком жёстком обществе, как спартанское.

3.

Гай Юлий Цезарь на заре своей политической карьеры как-то совершал морское путешествие и попал в плен к пиратам. Будучи обаятельным человеком (и притом особо ценным заложником), он хорошо с ними поладил, почти подружился. Но будучи честен, как истинный римлянин, он предупредил их, что они умрут на кресте, ибо такова была кара за пиратство. Когда выкуп за него был уплачен и Цезаря отпустили, он снарядил экспедицию для поимки своих недавних пленителей, изловил их и действительно распял. Но, будучи великодушен и помня о хорошем с ним обращении, велел тотчас заколоть распятых копьём, избавив от скучной и тоскливой смерти на кресте.

4.

Византийский император Василий Второй вёл долгую и трудную войну с болгарами. С переменным успехом. Но в 1014 году в сражении при Беласице ему посчастливилось одержать крупную победу и взять целых пятнадцать тысяч пленных.

Будучи православным христианином, Василий не убил их и даже не стал удерживать. Он их отпустил. Но, конечно, принял некоторые меры предосторожности. А именно: конфисковал у них не только оружие, но и органы зрения.

При этом, на каждую сотню ослеплённых был оставлен один поводырь, у которого изымали только один глаз. Столь велика была забота Василия Болгаробойцы даже о врагах.

5.

В 1579 году английский публицист Джон Стаббс, возражая против возможной женитьбы Елизаветы Великой и герцога анжуйского Франсуа, написал памфлет, где заявил, что королева слишком стара, чтобы иметь детей, а потому брак сей будет не более, чем профанацией.

Если учесть, что Елизавета ранее приказала убрать из дворца все зеркала, дабы они не напоминали ей о возрасте, не приходится удивляться, что поначалу она требовала отрубить дерзкому борзописцу голову за подобную бестактность. Удивительно, скорее, что не сварить в кипятке — но Англия уже в то время была цивилизованной страной.

Когда же монарший гнев поутих, Елизавета согласилась довольствоваться тем, что Стаббсу отрубят кисть руки. А наборщика — и вовсе помиловала. Ибо она была не только великодушной правительницей, но также покровительницей литературы и поборницей свободы слова.
















































Tags: гуманизм, история, школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments