artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Category:

Вдогонку о музыках и конкурсах

Помню, когда мой сынишка учился во втором классе, у них в школе тоже был конкурс, где все желающие пели песенки на английском языке. И был один мальчик, который занял пятое место, а считал, что достоин первого. В связи с чем очень расстроился.

Видя это, завуч младших классов предложила: «А давайте учредим специальный приз для Андрюши, который будем вручать каждый раз только ему и никому другому! Таким образом он будет всегда на недосягаемой высоте и вне конкуренции».

Но Андрюша, подумав, решил, что это будет всё же как-то неправильно и малопочтенно. И забраковал идею, а заодно и отказался от мысли «подать жюри петицию в глаз». Потому что, напомню, это был уже второй класс. Возраст сознательный. Чай, не дошкольники.

Ещё же мне в связи с конкурсом Евровидение вспоминается, как весной девяносто девятого я, по служебной надобности, работал барменом. К слову, меня неплохо натаскали на это дело, я до сих пор могу с завязанными глазами соорудить Б-52 так, что слои «стекло режут». Серьёзно, я был хорошим барменом. А кабак — был так себе. Довольно-таки криминальный гадюшник на южной окраине Москвы. Но потому он нас и заинтересовал.


И вот тогда, весной 99-го, главный хит сезона был - «Владимирский централ» Круга. И сия композиция — как бы это сказать? Нет, ну не задолбала. Потому что задолбала — это когда десять раз подряд её заказывают. И не остоебенила. Поэтому что это — когда двадцать. Но когда полсотни раз за ночь её слушаешь — такого слово в русском языке нет, чтобы выразить своё к ней эмоциональное отношение.

Честно, «никогда ещё Штирлиц не был так близок к провалу». Каждый вечер перед сменой я мечтал о том, как бы прийти на работу с ксивой и пушкой и положить нахер мордой в пол очередных блатоватых утырков, которые закажут «Владимирский централ». И похер, что это не те, кто нам нужен. Сойдут и эти. Потому что, сцуко, это геноцид моих ушей — и это не должно оставаться безнаказанным.

Так это к чему я? Да к тому, что почти абсолютно все композиции, побеждавшие на Евровидении, - и в подмётки не годятся «Владимирскому централу». Как бы я ни относился к шансону вообще и к этой песенке конкретно тогда, но должен был признать, что если её заказывают раз за разом хотя бы бандиты (или мечтающие стать бандитами лопушки с района) — это успех. Реальный успех. Безусловный хит.

А вот композиции, побеждавшие на Евровидении — их как-то не гоняют ни в бандитских кабаках, ни на дискачах, ни даже на застольных посиделках. Но и до музыкального «от кутюра», «мелодий для эстетов» - они тоже явно недотягивают. По хорошему счёту, почти все они — выверенно техничные, «правильные» и... плоско-пресные. Редко всё же проскакивает какая-то изюминка, да и та обеспечивает «хитовость» максимум на пару недель, покуда не схлынет всегда политизированный ажиотаж от этого конкурса.

И я, конечно, не бог весть какой эксперт по истории Евровидения, но припоминаю только один случай, когда так совпало, что победитель конкурса оказался и реальным увесистым хитом в реальном мире. «Ватерлоо» Аббушек.

Но это была забавная история. Вообще-то, они подавали заявку в 72-м, когда их ещё никто не знал, и тогда их завернули на отборе с формулировкой «хуйня какая-то!» А за 73-й, «окольными» путями, эта композиция всё же пробилась к зрителю и стала занимать первые места во многих европейских чартах. И, видимо, организаторы Евровидения поняли, что это становится уже несколько скандально, такая уж явная оторванность от жизни их предприятия. Поэтому буквально выцарапали Аббу на свою сцену, когда у тех уже и не было никакой в том потребности — но по доброте не отказали.

Что до победителей последних лет — ну, вот этот норвежско-белорусский паренёк, Рыбак, довольно живенько выступил. «Что-то есть». Но для него это, скорее, было просто развлечение, а не «дело чести» что лососины, что бульбы. В общем-то, и весь этот конкурс позиционируется именно как развлечение, а не ворота в мир профессиональной массовой музыки. Притом, заведомо очень политизированное развлечение — иначе не было бы нужды выступать под национальными флагами.

Поэтому и есть некоторый диссонанс, когда там презентуют какие-то слишком серьёзные творения. Поэтому я не скрываю, что, при всех симпатиях к Украине и сочувствии к крымско-татарскому народу, считаю, что зря всё же Джамала со своей песней туда пошла. Здесь неизбежно появляется некоторый оттенок «морального шантажа». Хотя, конечно, я не вправе кого-то осуждать и указывать, кому что делать и как голосовать.

И тем более забавно, когда российская сторона, бросив на конкурс, аки грудь на амбразуру, Лазарева с ультрасурьёзной, пафосной (и при этом «никакой» всё же) песней «про лубофф» - искренне возмущается, уличает и требует «воздать должное». И не понимает, насколько это смешно и неуместно. Да как будто хоть кто-то, изображающий восхищение этой песней — в состоянии её намурлыкать за мытьём посуды или хотя бы опознать в передаче «Угадай мелодию!» Как будто кто-то у костра под шашлычки её врубит — или за рулём на трассе!

«Ватерлоо» Аббы и «Fairytale” Рыбака — они хоть и тоже «про лубофф», но довольно такие ироничные и ненапряжные были. Когда же про лубофф, про единственное-ненаглядное существо, но полиричней и посерьёзней — это к Визбору, «Ты у меня одна». Не бог весть какой сильный голос, но — подкупающая душевность, незамысловатая, но запоминающаяся мелодия, поэтически достойный текст с интересными образами и всё такое.

Чтобы про неразлучную лубофф и при этом охуительно красивая мелодия и приятный голос — это, пожалуй, My Love, We Are One. Главная тема саундтрека к кинофильму Orca the Killer Whale, который, по версии советского кинопроката, переводится на русский как «Смерть среди айсбергов» и после которого я, посмотрев его лет в семь, на всю жизнь полюбил орок (не «орков», а именно «орок»).

Если же текст и музычка попроще, но всё же удачная попса про амурные отношения — ну, скажем, «Два кусочека колбаски» из репертуара «Комбинации». И я не шучу: реально талантливая песня. А эти «два кусочека» - вообще гениально.

А вот то, с чем выступил Лазарев на Евровидении, при всём нежелании кого-то обидеть — ну, ни то, ни сё, ни Богу свечка, ни в Красную Армию. Как, собственно, и подавляющее большинство тамошних опусов.

Музыка — не окончательно убогая, но и ничего яркого, ничего «цепляющего». Текст - графомания, в общем-то. Стилистически абсурдный, но даже без намёка на какой-либо стёб, кич, «пост-модерн», какие-то «клэши» как художественный приём. Просто - «дубово-стружечный» текст.

По хорошему же счёту, насколько могу судить, большинство композиций, доходящих до финала Евровидения — они примерно равноценны по художественным достоинствам (или их вернее назвать «изъянами»?), они не имеют шансов стать по-настоящему известными и любимыми хоть в каких-то кругах, а потому голосование определяется именно политическими симпатиями и антипатиями. В чём нет никакого сюрприза. Исключения — редки. Обижаться же на подобное положение вещей — попахивает слабоумием. Но, увы, дражайшим компатриотам очень понравилось в последние годы обижаться на всё и вся, лелея свою ущемлённую как бы гордость. Поскольку же известно, где место обиженных, между собой мы эту дурацкую эпоху под лозунгом «Россия поднимается с колен» называем «петушиным бунтом» (к Лазареву, естественно, не относится, он приличный парень и не виноват, что его втянули в эти национальные самоутверждалочки).

P-s. Тут РИА Новости сообщает, что Кобзон выразил готовность выступить на Евровидении в Киеве, если с него снимут санкции, и даже спеть на украинском.
Я думаю, это будет чрезмерная жертва - чтобы уж целиком весь текст на украинском. Довольно будет и половины. Примерно так:

"Йшли селом, йшли селом партизаны
Пол-Европы прошагали, полземли
И у кожного зброя була за плечами -
Дни и ночи битву трудную вели"

Дарю, если что :-)

Tags: песенки
Subscribe

  • Про самодостаточность футболистов

    Не хочу слишком сильно давить на американские выборы, чтобы Трампу не пеняли в очередной раз на «русское вмешательство». Не хочу влезать…

  • Дети, пилы и костры

    Намедни виконт Алексей Артёмович обратился с просьбой: «Слушай, у тебя, случаем, нет здесь дистанционного замыкателя цепи?» Я уточнил:…

  • Про фильм "Реквием по мечте"

    Будете смеяться, но посмотрел этот фильм только сейчас. До этого — только слышал, что он пронзительный, даже шедевральный, что это самая…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Про самодостаточность футболистов

    Не хочу слишком сильно давить на американские выборы, чтобы Трампу не пеняли в очередной раз на «русское вмешательство». Не хочу влезать…

  • Дети, пилы и костры

    Намедни виконт Алексей Артёмович обратился с просьбой: «Слушай, у тебя, случаем, нет здесь дистанционного замыкателя цепи?» Я уточнил:…

  • Про фильм "Реквием по мечте"

    Будете смеяться, но посмотрел этот фильм только сейчас. До этого — только слышал, что он пронзительный, даже шедевральный, что это самая…