Все говорят о Евровидении — ну и я поддамся, что ли, стадному инстинкту, брякну чо-нить?
Итак, музыкальные конкурсы. Как известно, первый из них состоялся в Древней Элладе, когда сатир Марсий бросил вызов Аполлону. И, конечно, проиграл. Но в качестве утешительного приза с него содрали шкуру. Почему? Потому что Аполлон — живой символ всего прекрасного, воплощение добра и света. А значит — нефиг беспокоить сиятельного кифареда своей ерундой с пастушеской дудочкой и отвлекать от важных дел с нимфами.
С тех пор, конечно, условия изменились. Такой жести больше не происходит. Всё стало гораздо гуманней. Просто, если кто-то наберёт на Евровидении меньше некоего порогового значения баллов, то его страну лишат суверенитета, поделят между победителями, а жителей обратят в рабство.
Ну, я так думаю. Иначе — вовсе затруднительно понять, зачем и обо что этот конкурс. Продвижение молодых талантов? И кто из новичков приобрёл широкую известность после победы в нём? Да чего-то не припоминаю. Скорее, эта беда может похерить репутацию уже состоявшегося, маститого какого-нибудь кенора-тенора, поэтому уже раскрученные повелители голосовых связок крайне редко идут в Евровидение. Исключение — некоторые страны, которые, видимо, всерьёз думают, что их расчленят и поработят, если они не наберут достаточно "лайков", и потому они маниакально бросают на певучую арену своих самых элитных вокалогвардейцев.
Но показывать пальцем на такие страны не будем. Думаю, они и так на виду.
Теперь, значит, победила крымскотатарская украинка Джамала. Патриотическая общественность России негодует. Топает ногами и кричит: «Почему в топе тёлка без бороды? Мы ведь уже так привыкли к нашей ненаглядной Кончите Вурст! Что за измена европейским ценностям?»
Недовольны и многие другие. Особенно, почему-то, испанцы. И вряд ли это подкремлёванные тролли. Откуда у этих хлопцев испанская грусть и способность прикинуть карахо к нарисе на кастильском наречии? Да они и по-английски изъясняются так, что нативы угорают от онучёвого амбре руссизмов. Так что, испанцы, видимо, всамделишные. И негодуют.
Ладно, никогда не смотрел Евровидение сплошняком, но решил заценить тройку призёров.
Что ж, по хорошему счёту, они все недурны. В смысле, никто не фальшивит, петуха не пускает, не кашляет на сцене, не сбивается.
Лазарев — пристойная, удобоворимая попса, если по музыке. По тексту, правда, не очень удобоваримо. Канцелярщина какая-то. Говорят, ему шведы песню написали? Ну, они обычно английский хорошо знают, а всё едино — не родной.
«We will never let our loving go come undone” - это как-то не очень лирично. Зрителям, которые не англофоны, пофиг, но жюрей, видимо, всё-таки напрягло. Правда, спецэффекты интересные. Но это, естественно, песенку хитом не делает.
Австралийская кореянка — по вокалу да и общему художественному впечатлению «убер аллес». Серьёзно, она просто сильнее выступила. Но при этом понятно, что в Кенгуряндию из Европы на следующий год ехать никто не хочет. Чай, не восемнадцатый век, когда кандалы на конечности, в трюм да за море, утконосов файв-о-клоку учить. Поэтому девочку прокатили с первым местом.
С другой стороны, если говорить о силе, чистоте и «эластичности» вокала, так воткни туда приму даже провинциального ёперного театра — и она всех прочих соискателей уделает своими децибелами. Это как иерихонская труба против глиняной свистульки. «Есть такие голоса — дыбом встанут волоса». Но они и в проекте «Голос-Дети» есть. У меня Женька смотрит, ну и я иногда за компанию. Такие бывают сиреночки, лет двенадцати, а то и десяти, что хоть дрова под динамики подкладывай — и за трёхминутную песенку целая поленица.
Но Евровидение — конечно, немножко не об этом. Да, там необходимо наличие некой базовой техники извлечения звуков из гортани, но это не опера. И какой-то исполнительский «изюм», способный компенсировать частичное или полное отсутствие певческого голоса в ушах фанатов — тоже не особо приветствуется. Да и странно было бы иначе. «Здравствуйте, меня зовут Сид Вишес. Я представляю Великобританию, поскольку большой патриот своей страны. И в её честь я сейчас спою песенку «Боже, храни Королеву, потому что она в натуре не человек!»
Нет, Евровидение — это давно конкурс политкорректности и взаимной доброжелательности. Эпатаж допускается — но только «кошерный». В духе времени, в соответствии с моральной модой.
Итак, Джамала? Ну, голос, естественно, у неё есть — кто бы спорил. Хотя у кореянки-кенгурянки — помощнее было. А в целом это всё-таки как-то... «неспортивно», что ли, выступать на развлекательном конкурсе с такой мрачной песней о страданиях народа-мученика. Всё равно как если бы художник Суриков на выставку пасторальных пейзажей приволок своё «Утро стрелецкой казни». А на возражения отвечал бы: «Ну вот такие у нас пейзажи! А вам что же — всё облачка да лютики-цветочки?»
И тут, пусть не очень явно, но прозвучал всё же посыл: «И вы что же, останетесь равнодушны к мытарствам многострадального крымскотатарского народа, который снова гнобят, как тогда?»
И жюрики, конечно, не могли явить такую неделикатность.
Я — могу. Россия безусловно поплатится за то, что учудила с Крымом, и за притеснения татар в том числе — но это не значит, что я буду делать елейную физиономию и хвалить песню, которая не тронула, не пронзила, и вообще не понравилась. Как по мне, халтура всё же.
Вот фильм «Хайтарма» - он довольно ладный вышел. Особенно — на фоне прочих новейших поделок про ту эпоху. А песня эта — ну как-то вот... никак. Музыка не впечатлила, слова... Что ж, тюркскими языками не владею, поэтому не могу оценить то, что поётся на крымскотатарском. Но английские строки — они таковы, что рядом и какой-нибудь Пит Сигер покажется титаном лирики.
Нет, я нисколько не завидую успеху Украины (я желаю ей всех благ, а на саму по себе эту параолимпиаду в мире музыки мне как-то вообще фиолетово) — но просто говорю, что думаю.
Зато теперь я точно напишу текст для песни, которая победит в следующем году. Вот прямо сейчас и напишу.
Teetsi!
So many were slaughtered, so many are dead
Teetsi!
Too horrible things to be written or said
A total disaster
But no broadcaster
Would like to remind of that.
There's the only way, as I can it see
The only way is for you and for me
The only way to forgive and forget:
There's still too much whooto, and they must be dead!
Whooto!
We'll butcher them all!
Whooto!
Pale horseman is taking his toll!
And stabbing, and hanging, impaling them all
From Monday till Sunday, from winter to fall
And slitting their bodies apart
And eating their liver and heart.
Deteriorating the whole their race
Thus making this world so much better a place!
And when they are history, when we are done -
The rainbow smiles at the Earth and the Sun!
Этнонимы, упомянутые в данном тексте, конечно, вымышленные, а любое сходство случайно. Но если жюри не проникнется — можно пригрозить обвинением в расизме, чёрствости и бесчувственности.
Да, я очень циничен, если кто не знал.