Конечно, вполне справедливы суждения того рода, что сталинизм был ничем не лучше гитлеризма (а во многих отношениях и хуже). Что участию большевиков в борьбе с нациками можно уподобить лечение сифилиса малярией, практиковавшееся до изобретения антибиотиков. Что современная Россия уж точно не может претендовать на лавры победительницы фашизма, поскольку, во-первых, не имеет ни малейшего отношения к той Войне (за исключением немногих доживших ветеранов), а во-вторых - старательно пытается построить именно фашизм сейчас, но по причине крайней бездарности своей ныне правящей элиты не способна на воспроизведение даже столь незатейливого социально-политического устройства (к счастью, в общем-то).
Всё это правда. Но для меня этот праздник - он вообще немножко "не об этом". Это не была война племён - это была война идеологий. Один из эпизодов древней как мир битвы здравого смысла с мракобесным догматизмом. Лишь один из эпизодов - но весьма значительный. Гораздо более значительный, нежели победа одного народа над другим, коих были тысячи и кои ничего не меняли по существу. Эта - изменила, наглядно показав, чем кончаются в новое время попытки возвеличить свой народ военным путём лишь на том основании, что он такой классный и все должны под него прогнуться.
Для меня важно не столько то, кто был в числе победителей, сколько то, что оказалось побеждено. Одна из форм патернализма - националистический социализм. Не первая, не последняя, но до Войны она казалась весьма привлекательной и перспективной многим интеллектуалам не только в Германии. Сейчас - только конченые идиоты и маргиналы, да эпатажные подростки, могут находить нацизм привлекательным. Когда эмпирически доказано было, чем он заканчивается.
Но, конечно, в мире достаточно идиотов и маргиналов, не говоря уж об эпатажных подростках, поэтому "конец истории" по Фукуяме, возможно, вовсе никогда не наступит. Та или иная патерналисткая концепция всегда будет находить приверженцев-сектантов, всегда будет использоваться амбициозными негодяями для укрепления своей власти над теми придурками, которые им доверятся.
И тем не менее, семьдесят один год назад поле для охмурения лохов завиральными идеями - несколько сузилось. Ещё один шаг к свободе воли и разума, ещё один гвоздь в гроб патернализма (или хотя бы - в изгородь его загона). Это-то я и готов праздновать всей душой.
Хотя конечно, хватит и на наш век и воинствующих социалистов, и теократов, и этнически озабоченных уродов, и прочих недобитков "тёмных времён". Но сейчас с ними совладать гораздо проще, когда предельно доходчиво показано было, что бывает с теми, кто встаёт на пути у Цивилизации и пытается кидать ей подлянки.
Для России же самое отрадное в этой истории то, что многие в сорок пятом воспринимали немцев как какую-то безнадёжно испорченную нацию. Это сквозило не только в филиппиках Эренбурга, но и в англобуржуйской прессе - что немцы какие-то биороботы, а не люди. Оказалось - вздор. Только-то и надо было, что стукнуть хорошенько по башке - так мозги на место и встали. Теперешние немцы - вполне себе адекватные ребята. В этом очень утешительная новость для нынешней России. Но я надеюсь, что закрывая занавес за этой жалкой истерической комедией, какую представляют собой потуги нынешнего режима (агонистические, конвульсивные) изобразить величие путём мелкого пакостничества - мы обойдёмся без оккупационных войск со стороны. Россия сама справится с этой предсмертной горячкой Московии и выблюет её из себя. На сей раз - навсегда.