artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Categories:

В защиту вандалов

Как-то (и не один раз) я упоминал, что слово "вандалы", возможно, связано с "венедами", обозначением славян в римской традиции со времён Тацита, происходящим от их самоназвания, звучавшего примерно как "уандж" (откуда и "вентичи"-"вятичи", и "анты" в византийских источниках, и "Венайя"-Россия у финнов). И не один я высказывал предположение, что вандалы были, вероятно, не чисто германским, а германо-славянским племенным союзом.

Некоторые люди, шутейно, заявляют, что это грязный поклёп на славян, будто бы они как-то связаны с отморозками, чьё имя стало нарицательным синонимом варварства, бессмысленного насилия, разнузданного грабежа, маниакального уничтожения культурных ценностей.

Ну, что касается перечисленных милейших вещей - всё это бывало в истории славян и без вандалов. Так-то они милашки, пока сидели в своих лесах и болотах да прыгали через огонь в веночках из цветочков на праздник лета, но когда, набухнув, выплеснулись в шестом веке на юг и вторглись на Балканы - это, конечно, было зрелище не для слабонервных. Но, собственно, любые варвары, впервые пришедшие в цивилизованные земли и чувствующие себя захватчиками, а не попрошайками - поначалу ведут себя несколько нескромно и даже хамовато. Жгут, грабят, насилуют, сажают на кол, всякое такое. Это общее место.

Однако же в том, что именно название вандалов (кто бы они ни были этнически) стало общим синонимом варварства - действительно имеется некоторая несправедливость. Поскольку как раз вандалы с самого своего появления как единого племенного союза и на протяжении всей истории вели себя вполне культурно и цивилизованно.

Вероятно, костяк этого союза составляли германские племена, которые уже имели опыт общения с Римом, испытали на себе его влияние, а оно неизменно приводило к тому, что "дикари" начинали желать не разграбить и уничтожить Pax Romana, а "вписаться" в него, занять место, которое им казалось достойным, обрести некий высокий статус в этом обществе.

Таковы были готы ко временам Алариха (который только-то и хотел, что заделаться римским главнокомандующим). Таковы были и вандалы, один из которых (по отцу), Флавий Стилихон, к тому времени и стал главнокомандующим Западной Империи, и много поспособствовал её защите.

В этом смысле разборки римлян и давно знакомых с ними германцев ничем принципиально не отличались от разборок между собственно римлянами во многочисленных гражданских войнах. По сути, это и была разновидность гражданской войны, только с примесью германского военного элемента да ещё на фоне когда явного, когда тайного соперничества Западной и Восточной Империй, которые обе норовили использовать "варваров" в своих целях друг против друга (а "варвары" использовали, естественно, римских политиков для укрепления своих позиций в Pax Romana, который они и в мыслях не имели уничтожать).

Но таковы были "окультуренные" варвары, давно уже находившиеся в орбите римского влияния, зачастую - христиане (арианцы, как правило). Бывали, конечно, и голимые дикие отморозки, приходившие из дальних земель чисто чтобы пограбить, пожечь, побезобразничать. И когда заявлялась очередная такая ватага - и римляне, и "прирученные" варвары вместе норовили дать отпор, как, скажем, помянутый Стилихон разгромил сбродную орду Радагайса, а позже Аэций в союзе с галльскими весготами остановил нашествие гуннов на Каталаунских полях.

Вандалы - изначально были именно "окультуренными" варварами (по крайней мере, их предводители), искавшими в Империи признания и выгодных условий сотрудничества, склонными договариваться, а не чинить погромы из какой-то пубертатной страсти к деструкции.

Они даже собственно Италию и не трогали изначально: довольно мирно прошли через Галлию и Испанию (тогда контролировавшиеся вестготами) в Африку и осели в современном Тунисе, где когда-то был древний Карфаген (город с таким названием существовал и после Пунических войн, но это был "новодел").

Там в пятом веке образовалось вандальское королевство, имевшее с Римом скорее союзнические отношения, нежели какие иные. Это и неудивительно: провинция Африка, наряду с Египтом, была главнейшим поставщиком зерна для Италии, и они критически зависели друг от друга. Для вандалов Рим был основным рынком сбыта, для Рима Африка - источник провизии.

И лишь один эпизод немножко омрачил эту историю дружбы и сотрудничества. Причём - по вине скорее римлян, а не вандалов.

Случилось это в 455, и предыстория конфликта была следующей.
Дабы скрепить уже установившуюся дружбу с Западной Римской Империей, император Валентиниан Третий и вандальский король Гейзерих договорились о помолвке своих детишек - Евдокии и Хунериха. В целом - это был очень разумный шаг со стороны римской дипломатии, хотя прочие действия Валентиниана сложно назвать разумными. Говоря честно, это был феерический мудак - как и большинство императоров позднего Рима.

Так, Валентиниан предательски грохнул военачальника Флавия Аэция, недавнего спасителя Рима от гуннов. Ну до то можно было считать сложившейся традицией позднего Рима: император коварно мочит лучшего своего генерала. Потому что традиция раннего Рима - лучший генерал возвращается со своими победоносными легионами, низлагает политиканов (иногда - прямо в Тибр) и провозглашает себя диктатором или императором.

Прежде точно так же Гонорий грохнул уже помянутого Стилихона, ну и Валентиниан, значит, решил, что популярность Аэция в народе и войсках - не к добру. И замочил его.
Нельзя сказать, что все были от этого в восторге, и вскоре Валентиниана грохнули самого. Его преемником сделался предводитель заговора и бывший верный соратник Петроний Максим.

Я сказал, что большинство поздних римских императоров были "феерическими мудаками" и это подразумевает, что какие-то всё же были чем-то иным? Да. В частности, Петроний Максим был мудаком не феерическим, а запредельным. Едва заняв трон, он хапнул себе вдову предшественника Лицинию Евдоксию, мотивируя это неистовой любовь к ней (похоже, без взаимности). А императорскую дочку Евдокию, обручённую с вандальским принцем, пожелал выдать за собственного сына.

И вот многие историки пишут, как под копирку: "Воспользовавшись смертью Валентиниана и смутой в Риме, вандалы высадились в Остии и разграбили Рим". Это, мягко говоря, довольно странное освещение событий.

Что значит "воспользовавшись"? А что им ещё было делать, когда какой-то беспредельщик гасит твоего контрагента и, заняв его место, безо всякого согласования ломает уже утверждённый династический брак? Утереться? Ну и кто уважать после этого будет?

Нет, Гейзерих был немножко другого склада личность - и весьма выдающаяся. Он потратил много сил на то, чтобы закрепиться на стратегической позиции в Африке, чтобы отбиться от притязаний Восточной Римской Империи и наладить отношения с Западной - и вовсе не для того, чтобы любой прохвост, учинивший дворцовый переворот, мог вытирать ноги о добытые немалым трудом договорённости. Да что он им - мальчик, что ли?

Поэтому он показал, что римляне немножко не в том положении, чтобы так беззастенчиво и нахально кидать союзников. Он пришёл с большим вандальским флотом (у римлян, к тому времени, флота, можно сказать, и не было), высадился в Остии (основной хлебный порт в устье Тибра) и дал понять, что недоволен. А как бы вы поступили на его месте?

Рим охватила паника, Петроний Максим пытался бежать, не просидев на троне и четырёх месяцев, но народ на всякий случай растерзал его и утопил в Тибре, полагая, что это понравится вандалам. И в целом они это действительно одобрили. Ещё больше их умилостивило обращение Папы Льва Первого, призвавшего воздержаться от напрасных кровопролитий и погромов. И вандалы в целом воздержались. Вступили в Рим вполне мирно и организованно, после чего в течение двух недель столь же организованно и методично изыскивали в нём "компенсацию за моральный ущерб".

Да, они сняли золочёную кровлю с Пантеона и прочих культовых сооружений, они изъяли много ценных статуй, угнали пленников в рабство с прицелом на последующий выкуп - но всё это они делали спокойно и культурно, без шума и пыли, без криков без пожарищ без массовых убийств и полового террора. Гораздо культурнее, чем сами римляне когда-то обошлись, скажем, с Коринфом.

Между тем, вероятно, именно вандальская методичность и деловитость произвела наиболее неизгладимое впечатление на римлян. Варваров, которые жгут и грабят хаотично - они насмотрелись предовольно за свою историю. Но варваров, которые с дотошностью судебного пристава аккуратно обдирают золочёные листы с куполов и заносят в опись изъятого имущества - видели, возможно, впервые. И эта-то упорядоченность грабежа - послужила появлению слова "вандализм", вскоре обернувшемуся противоположностью тому, что выражало изначально.

Но на месте римлян я бы не был в претензии к вандалам. Сами напросились. Если способствуешь тому, чтобы тобой правили запредельные мудаки, кидающие всех направо и налево - будь готов к тому, что заявятся геополитические партнёры, чтобы вернуть должок. И вандалов можно понять. Не отреагировать на такое кидалово они не могли, а сама по себе военная операция такого масштаба стоит немалых средств, которые нужно хотя бы компенсировать. Что вандалы и сделали максимально беззлобным образом, хотя и порядком "раздели" Рим.

Среди их пленников, увезённых в Африку, были и вдова Валентиниана, Лициния Евдоксия, и её дочка Евдокия. Но поговаривают, что для выражения скорби по этому поводу им бы пришлось съесть не меньше, чем полкило сырых лимонов. А иные поговаривают, что собственно Евдоксия и подговорила Гейзериха устроить эту "вразумительную" экспедицию, мстя за убиенного супруга. Хотя вряд ли вандальский король нуждался в сколько-нибудь настойчивых уговорах, когда ему фактически плюнули в бороду, когда какой-то выскочка, усевшийся на императорский престол, столь бестактно разорвал помолвку августейших детишек.

Так или иначе, всё кончилось хорошо. Евдоксию вандалы вскоре отпустили в Константинополь без какого-либо выкупа, Евдокия сочеталась таки с Хунерихом, вандальским принцем, впоследствии - королём, и родила ему сына. Историки пишут: "Лишь через семнадцать лет удалось ей сбежать из плена в Иерусалим" - но знаем мы, как семнадцать лет "пленницы монаршьеого алькова" всё бегут-бегут, да сбежать не могут. Сын подрос - вот и поехала прошвырнуться по святым местам. К слову, её с Хунерихом сын, Хильдерих, впоследствии сам сделалася королём вандалов, что вряд ли было бы возможно, считайся его мамаша "неблагонадёжной", "беглянкой".

Западная Римская Империя, конечно, пала, но это случилось на четверть века позже. Да и спорный вопрос - считать ли её падением тот факт, что германские генералы, более чем вписавшиеся в римский истеблишмент, перестали ломать комедию, терпя влясть "истинных римлян", каковы б то ни были дегенераты, а взяли бразды правления в свои руки официально. Падение Рима, каким мы его знали и любили, скорее, свершилось гораздо раньше, когда он, отупев и охренев, изменил своему логичному и в целом светскому мировоззрению и воспринял восточный мистический культ в качестве государственной религии.

Что до вандалов - их государство в Северной Африке просуществовало недолго, в шестом веке пало под натиском Велизария, генерала Византии, пытавшейся при Юстиниане возродить былую империю в полном объёме. Но и византийцы недолго там задержались, имея собственные проблемы в "метрополии".

Кто именно были вандалы - сказать сложно. Дошедшие до нас имена правителей и знати - конечно, германские. И язык их был в основном германский, когда не латынь. Но нельзя исключать, что значительную часть этого союза составляли и славяне, наиболее прочих уже тогда продвинувшиеся на запад и сошедшиеся с германцами в поисках новых приключений.

Что до манер и повадок вандалов - можно, конечно, поставить им на вид "крохоборство" при "разграблении" Рима Гейзерихом, но едва ли буйство и дикость. Скорее, строго наоборот, что выгодно отличало их от многих других варваров, действительно необузданных и по-детски деструктивных. Нет, вандалы были как раз очень спокойные и здравые ребята. И, кстати, неизвестно, сколько богачеств при том разграблении умыкнули именно они, а сколько - те же церковники под шумок, чтобы потом кричать "здесь прошли вандалы" :-)
Tags: Рим, история, славяне
Subscribe

  • О рабах и пирамидах

    Не раз и не два доводилось встречать в околоисторических публикациях примерно следующую сентенцию: «Вот раньше считалось, что египетские…

  • Памятка воину

    Отрадно идти в бой, зная, что се есть решительная битва в великой войне, от исхода коей зависят судьбы мира и героев коей потомки будут помнить и…

  • О будущем солнечных батареек

    Многие достойные люди, в целом презирая левацкий тоталитарный дискурс (особенно, в «гретинических» его проявлениях) — весьма…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

  • О рабах и пирамидах

    Не раз и не два доводилось встречать в околоисторических публикациях примерно следующую сентенцию: «Вот раньше считалось, что египетские…

  • Памятка воину

    Отрадно идти в бой, зная, что се есть решительная битва в великой войне, от исхода коей зависят судьбы мира и героев коей потомки будут помнить и…

  • О будущем солнечных батареек

    Многие достойные люди, в целом презирая левацкий тоталитарный дискурс (особенно, в «гретинических» его проявлениях) — весьма…