Хотя хорошо известно, что я являюсь признанным (не менее, чем самим собой) экспертом по многим жизненным вопросам (в этом легко убедиться, полистав данный блог), наиболее часто, пожалуй, знакомцы по реалу обращаются ко мне как к эксперту по здоровому образу жизни и физическому фитнесу. Не только потому, что у меня в семнадцать лет был второй дан карате, но потому, что и в тридцать семь я мог покуривать сигаретку, подтягиваясь на свободной руке, и пульс держался на шестидесяти бесконечно долго. Сейчас, правда, я бросил курить — но не по «здравоохранительным» причинам.
Ну и вот люди иногда спрашивают: «Что нужно делать, чтобы быть таким же красавцем, как ты, Тёма? Может, ты употребляешь какие-то секретные биодобавки?»
Приходится подтвердить: «Да, употребляю. Иногда. Но честно скажу, не советовал бы перебарщивать. Серьёзно, больше двух литров вискаря за день — не рекомендовал бы. Потому что наутро бывает состояние некоторой странноватой охуеватости, которую хочется полирнуть пивком, где-то на шестой банке приходит сознание, что жизнь прекрасна и безо всякой там занудной работы, а потом ты решаешь, что пора бы повысить градус, сохраняя верность ячменю, снова выжираешь два литра вискаря, получается некий такой день сурка, а через пару недель тебе всё-таки может позвонить работодатель, чтоб излить на тебя свою чёрную зависть».
Кроме шуток, я действительно считаю, что суточная доза больше двух литров крепкого алкоголя, даже очень добротного, - это вредно. Для большинства же людей — и литр будет вреден. А некоторым — лучше даже и не нюхать вискарь, ибо они и так дурные.
Но в остальном, следует отметить, человеческий организм — та ещё печка. Каждый из нас — это мобильный крематорий какой угодно жратвы. И есть, конечно, вещества, которые не переработаются, а грохнут организм практически гарантированно, вроде солей тяжёлых металлов, есть вещества, без которых организм будет чувствовать себя не комильфо, не сможет покрыть дефицит «из воздуха», но большая часть того, что мы закладываем в пасть — это просто источник энергии. Немного разные органические соединения — общий результат. Как в мультитопливном танковом двигателе, который умеет тонко подстраиваться под то, что конкретно в него заливают. Ну и с организмом — весь вопрос именно в том, способен ли он подстроиться под конкретную органику, которую ему надо расщеплять с наилучшим выходом энергии. И способен ли он в целом держать некий здоровый энергетический баланс, не допуская перегазовки на холостом ходу и прочего всякого засирания жиклёров.
Ладно, к чёрту красивые «моторизмы», скажу просто. В принципе, чисто биологически человек, будучи вееядным оппортунистическим хищником, может жрать практически всё, что угодно. И чувствовать себя превосходно. Могут быть йоги-факиры, которые годами не видели мяса, но при этом — в отличной форме. Могут быть какие-нибудь викинги, которые, охотясь в лесу, жрут преимущественно мясо, но тоже в отличной форме. Могут быть китайцы, которые готовы харчить всё, что шевелится или хоть как-то грызётся, и при этом показывать хороший кунгфу.
Почему? Потому, что форма соответствует содержанию. А энергетический баланс — сходится. «Печка» работает правильно. Сжигает жратву, не перегреваясь, а энергия на выходе — расходуется. Собственно, её и выдаётся от печки примерно столько, сколько нужно на расход. И при этом условии система легко может перенастраиваться с одного вида топлива на другое. Легко может терпеть флюктуации соотношения жиров-белков-углеводов в довольно широком диапазоне.
Апофеоз «правильной печки» - то, что принято называть «солдатским желудком». Регулярные марш-броски на полста километров в полной боевой выкладке — и он будет переваривать гвозди, а если в лесу повстречается медведь — значит, не повезло косолапому, но ему следовало бы знать, что он тоже съедобен.
С другой же стороны спектра — организм, наглухо ушатанный гиподинамией, до такой степени, что он сам не понимает, нахера ему нужна энергия, но вот в него чего-то закладывают, и ему это приходится переваривать (гробя при этом ЖКТ и поджелудочную избыточными нагрузками).
Если образ жизни именно такой, когда чел схватывает одышку, поднимаясь на третий этаж по лестнице — ну, очень комичны, конечно, рассуждения о том, какая пища могла бы быть для него наиболее здоровой (в смысле, могла бы прикончить его не так быстро).
Но обыватель не любит слышать о себе правду, вроде того, что его губит его же лень, нежелание потратить десять минут в день на элементарную гимнастику в целях «энергетической настройки» организма, ему гораздо приятнее слышать, что его губит какая-то неправильная жратва (возможно, созданная врагами с целью его геноцида, ибо он настолько значителен, что кому-то каким-то образом мешает жить).
Что ж, наука бывает вполне сервильна в таких случаях (особенно же — околонаучная публицистика), поэтому она всегда готова радовать аудиторию сообщениями о поимке очередного «гастрономического диверсанта, прокравшегося в ваш ЖКТ».
В этой роли успело побывать мясо в широком смысле, животный жир, гидрогенированный растительный жир, всевозможные пряности, «острости», копчёности, «жарености», некоторые овощи и фрукты, ну и это, на самом деле — нескончаемый сериал, поскольку он постоянно редактируется.
«Раньше мы думали, что всякий холестерин вреден, но потом узнали, что есть действительно плохой холестерин низкой плотности, такой, как в свином сале, а есть очень даже хороший холестерин высокой плотности, такой, как в красном мясе. Но тут мы подумали ещё, и выяснили, что на самом деле свиное сало — тоже бывает очень даже полезным. Так показывают наши новейшие исследования».
Вот к этим исследованиям на тему полезности/вредности жратвы — относиться нужно очень осторожно. Потому что они давно не проводятся так, как подобало бы проводить подлинно научные эксперименты. Когда непредвзятыми жрецами храма Тота берётся две группы примерно равных по физической кондиции рабов, и одной скармливают, скажем, севрюжину с хреном, а другой — фазанов с трюфелями. А потом смотрят, как кому похорошело или поплохело.
Но в нашем мире эти исследования проводятся иначе. В них берутся группы, которые САМИ решают, что им жрать. И вот кто-то не отказывает себе в шампуре шашлычка под бокальчик красненького, а кто-то — изучает этикетку, как Штирлиц шифрограмму, чтобы отгородить себя от холестерина, от ГМО, от антиоксидантов, и, конечно же, правильно посчитать калории.
Надо ли говорить, что первая группа похуистов-гедонистов — в целом имеет лучшее здоровье и качество жизни, особенно, в долгой гонке? А блюстители здоровья, помешанные на подсчёте калорий и защите от вредных веществ, запросто могут загнать себя до невроза.
Между тем, поскольку человек — не просто зверушка, а самая разумная зверушка, влияние сознания на физиологию, возможно, имеет гораздо бОльшую значимость, нежели наоборот. И значение нервных стрессов — может быть гораздо выше, чем у «вредного» питания и образа жизни.
То есть, вполне возможна такая ситуация, когда есть некий дядечка с комплекцией и жизненным подходом «Бени» Коломойского, что явно не очень здорово, но он собой доволен, у него позитивный настрой, и потому, возможно, он переживёт очень многих из тех, кто маниакально считал граммы холестерина и калории. Потому что они-то — психотики. Они сами себя заводят, сами накручивают — им может хватать всех микроэлементов в их здоровом меню, но категорически не хватает похуизма.
Вообще говоря, подсчёт калорий в жратве — это, наверное, одно из самых идиотских занятий, придуманных человечеством. Ну потому что вот ты выпиваешь чашечку горячего чая, запивая обед — и у тебя резко возрастает усвояемость жратвы. Эта энергия, тёплой воды — она не может сама по себе образовывать жировой слой, ибо не из чего, но когда она подкрепляет расщепление какой-то «вещественной» хавки — там отдача в жир будет гораздо выше.
Это элементарный совершенно момент, совершенно очевидный — но его напрочь не учитывают и не хотят учитывать маньяки, носящиеся по супермаркетам с выпученными глазами в поисках «наилегчайшего» кремового тортика.
Вообще, никогда не следует недооценивать деструктивную силу человеческой мнительности. Она способна помножить на ноль любые завоевания в борьбе за здоровье.
Помню, как-то отдыхали на речке с приятелями-одногруппниками, я был со своей тогдашней барышней, было несколько «свободных», и было два парня. Один, скажем, Вася — реально очень такой спортивный, хорошо накачанный пацанчик. Пресс кубиками, бицепс чёткий, всё, как положено. А другой, Жора, был довольно рыхлый такой юноша, уже тогда — с изрядным пузиком, но при этом остряк-балагур, душа компании. И вот девицы вились вокруг него, а Вася недоумевал: «Но почему? Они ведь даже не знают, что он грузин! Он же коренной московский грузин. Но они что, это чувствуют, кавказские корни?»
Пришлось объяснить: «Да нет, тут дело в другом. Просто, зря ты поскупился на оливковое масло. Надо было прямо на пляже и натереться. Чтобы подчеркнуть рельеф. И уж когда сгибаешь руку — ты поворачивайся так, чтобы точно битку разглядели!»
Вася был не идиот, поэтому намёк понял, и дальше дела его пошли успешней, когда он сделал «лицо попроще». Но вообще, это забавно очень наблюдать, этот непроизвольный «бодибилдерский автоэротизм», когда любое место становится подиумом. Девиц, правда, это напрягает. Нет, в целом-то атлетизм их привлекает — но когда естественен, а не нарочит и натужен. И вот накачанные парни делятся на тех, кто это понимает рано или поздно, что не надо делать сакрального культа из своей мускулатуры, и тех, кто насмерть задрачивается перед зеркалом (это если не прибивает себя стероидами).
Люди вообще обожают гробить себя и своё благополучие, выдумывая себе комплексы, мании и фобии на совсем, казалось бы, ровном месте. Обожают заморачиваться какой угодно хернёй, только бы расчесать себе нервы.
«О боже, я убил человека!»
«Ну да. Ты целился в человека, ты стрелял в человека, ты убил человека. Это логично. Вот если б ты убил ворону на соседнем дереве — это было бы странно. По меньшей мере — повод проверить прицел».
«Я не то хотел сказать! Я только что убил человека — и не испытываю почти никаких эмоций. Мир не перевернулся, понимаешь? Я что, какое-то чудовище? Я — монстр?»
«Нет. Ты просто заурядный современный мудак, который обчитался сочинений великих философов и психологов, которые никогда никого не мочили, но много размышляли об этом теоретически. А потому им кажется, что это должно быть нечто невероятно крышесносное. На самом деле — это часть нашей биологической программы, уничтожение существа одного с нами вида, распознанного как противник».
«И я не должен раскаиваться, как-то угрызаться?»
«Можешь сказать ему: «Встретимся в Валгалле, брат!» Этого достаточно для соблюдения достоинства. И ему будет приятно».
Серьёзно, совершенно бесполезно заботиться о каких-то физиологических аспектах, вроде диеты, когда имеешь растрёпанное психическое здоровье, склонен впадать в стрессы и депрессии по любому поводу, рвать волосы, кусать локти. При таком раскладе, что бы ты ни жрал — ушатаешь пищеварение одной только ипохондрией.
Поэтому для начала рекомендуется заиметь позитивный и благодушный подход к жизни в целом. Вроде того, что по этой планете в любой момент может ёбнуть очередной астероид, и ты будешь иметь глупый вид, когда предстанешь перед Петром, и он скажет: «Да, ты не ел младенцев, но, вероятно, только потому, что боялся ихнего липопротеина».
Когда такой подход обретён — желательно, конечно, поддерживать минимально пристойную физическую форму. Я не говорю, там, отжиматься в стойке на руках, как это принято у нас, но соточка отжиманий в упоре лёжа — не помешает никому. Более того, способствует сохранению позитивного и благодушного подхода к жизни. Человеку гораздо проще быть благодушным, когда знает, что в случае чего — одним ударом свалит с копыт любого среднестатистического двуногого бычка.
Когда же даётся хотя бы такая умеренная нагрузка, пара-тройка сотен отжиманий в день, пробежки по лестнице (забудьте о лифтах!), немного попинать макивари — люди уже перестают паниковать из-за каждого лишнего съеденного пирожного или хот-дога. Да всё впрок пойдёт.
Хотя некоторые вещества, конечно, объективно вредны. Скажем, цианистый калий. Обычно его не подают в общепите без ведома клиента, но если у вас есть основания полагать, что кто-то может устроить вам заказ с сюрпризом — советую носить с собой несколько кусочков сахара рафинада. Вопреки «детективной» мудрости, от цианида не умирают мгновенно, полминуты у вас будет, и если почувствовали симптомы — можете успеть разгрызть и заглотнуть сахар. Говорят, помогает. Нейтрализует. Но, понятно, далеко не все, кто так говорит, ставили подобные эксперименты на себе. И далеко не все, кто ставил, до сих пор что-то говорит. Но у вас будет хотя бы надежда в эти последние секунды.