Как знают люди, почитывающие мой блог (или хотя бы прочитавшие прикреплённый пост), Дядя Тёма — немножко шпион. Ну, в дополнение к тому, что я политик, бандит, бизнесмен, литератор, рабовладелец и мыслитель. Я многогранная личность и, честно скажу вам, страшный человек, чо уж там :-)
Но сегодня у меня был хороший день, у меня прекрасное настроение — поэтому, пожалуй, поделюсь кое-какими шпионскими тайнами, которые, возможно, успокоят излишне впечатлительных людей, боящихся всевидящего ока Большого Брата. Сиречь, государственных спецслужб, которые, как заявляется, контролируют всё и вся.
Да, безусловно, у этих ребят имеются большие возможности, у них имеются полномочия, у них имеются бюджеты — и кое-что они могут (особенно удачно, правда, у них получается осваивать свои большие бюджеты на борьбу за... ещё бОльшие бюджеты).
Но, рискну утверждать, при всём при этом государственные ребята неизбежно страдают некоторой косностью и зарегулированностью мозга. То есть, приходя в какую-то контору, они могут быть весьма творческими, инициативными людьми, энтузиастами своего дела, но годы работы в режиме «за тебя есть, кому думать, а ты не умничай тут и не высовывайся» - накладывают отпечаток. Это сужает способность к нестандартному, нешаблонному взгляду на вещи. Вызывает зашоренность сознания.
Чтобы не быть голословным, приведу пример, который мы называем «тестом на минимальную цивилизационную адекватность».
Да, полагаю, ни для кого не секрет, что многие сотрудники той секретной Корпорации, к которой я имею честь принадлежать — бывшие альгвазилы и нукеры государственных контор (не только российских). И как правило, это-то как раз наиболее разумные и креативные ребята из тех сфер, которым сделалось невесело под погонами ходить. В смысле, ксивы и погоны эфэсбэшные или какие угодно ещё — и мы им предоставим, но вот маразмом бюрократическим задалбывать не будем. И люди идут к нам, чтобы с бОльшим удовольствием послужить обществу (и себе).
И кем бы чел ни был на госслужбе (опер, следак, технический специалист, боец) — мы проводим довольно широкое тестирование, чтобы лучше узнать его возможности. В том числе — аналитические. А конкретно тот тест, о котором речь, выглядит следующим образом.
Ты — получаешь доступ к ящику электронной почты, которым пользуется выявленный агент противника (или просто какая-то интересная личность). Твоя задача — не обнаруживая себя, предположить, как именно осуществляется связь с использованием этого ящика.
Ну и человек начинает просматривать входящие-исходящие, отслеживать контакты. Мы не звери, поэтому содержимого там не много. Всего три адресата, всего две рассылки по всем трём. Обе — письма с заголовком «зацени прикол» и с какими-то весёлыми картинками в аттаче.
Естественно, соискатель догадывается, что в эти картинки вложена какая-то информация. Простёгана стеганографией. Но выудить оттуда шифр, а уж тем более взломать его — от него не требуется, боже упаси. Грамотные шифры — нынче не ломаются в принципе, вне зависимости от задействованных мощностей.
Поэтому чел начинает пробивать контакты. Первый — вечно юная девица, поэтесса, этакая «эльфийка», судя по всему — вполне реальный персонаж. С тем же мейлом фигурирует в соцсети, где постит свои стишки и фотки. Живёт в Калифорнии. На рассылки отвечает: «Прикольно :-) )» и «Спасибо, улыбнуло».
Второй адрес — мейл консалтинговой конторы, зарегистрированной на Кипре. Так, средней паршивости, но вроде как работает с клиентами. Даже отзывы на сайте имеет. Не чистой воды помойка. Возможно. На картинки — оттуда не отвечают.
Третий — нигде в Сети не светится. И тоже не отвечает.
Если соискатель, типа, кулхацкер — он начинает пытаться взломать этот третий ящик. И тут его приходится тормознуть. «Эй, парень, ты их все будешь взламывать? И всё читать? У поэтессы — там тысячи писем. А у фирмы — десятки тысяч. И допусти на секундочку, что в рассылке было бы не три адреса, а сто».
Ну и вот, чтоб не соврать, даже из людей, которые дружат с современными коммуникативными технологиями, дай бог процентов десять сразу делают то, что надо сделать.
Остальным — приходится подсказывать. «Вот ты сейчас сидишь в чужом ящике и просматриваешь его».
Если человек не соображает и сейчас — ну, возможно, он двери лбом хорошо открывает, в штурматуру сгодится. Большинство-то — соображают. «А, Семён Семёныч! Шпионам-то — совершенно не нужно реально слать письма с мейла на мейл. Им достаточно просто иметь доступ к одному и тому же ящику».
«Угу. Поэтому что надо проверить первым делом?»
Ну, если чел компьютерно грамотный — смотрит свойства того и другого отправленного письма. И убеждается, что исходные айпишники — разных провайдеров, даже разных стран. Это два разных человека так обмениваются посланиями между собой. А рассылка — просто прикрытие. Ширма. Реально, сотню адресов туда вбить — ну и шерстИ их все. «Улыбок тебе, дед Макар», что называется.
Это поразительно, но даже ребята из более-менее технических отделов государственных служб — зачастую просто не представляют себе этой очень простой концепции. Один ящик — расшаренный доступ. А уж как обменяться логинами-паролями — это дело нехитрое.
Причём, если письма отправляются — можно выявить, что их отсылают с разных айпишников. А вот если сохранять черновиками — по-моему, нет. Ну, насколько я сведущ. Лично я — не кулхацкер. У нас по этой части другие люди имеются.
«Здравствуй, дорогая Маша! Наконец-то я набрался духу, чтобы признаться в своих чувствах и шлю тебе это письмо. Наконец-то я чего-то достиг в этой жизни, чтобы быть достойным тебя. Посмотри на мою новенькую бэху в аттаче...»
И не решается отправить. И всё переписывает по-новой. И всё новые фотки прикрепляет. Такой вот нерешительный паренёк. Это подозрительно? Может быть. Если выйти на этот ящик и читать его. Но сначала — надо на него выйти.
Большой Брат бдит? Эшелон? ПРИЗМ? СОРМ?
Да, там немало бабосов вгрохано в фильтры, реагирующие на фразу «завтра грабим короля». А если таких слов нет? А если и переписки как таковой нет? Просто — передача инфы с твоего домашнего компьютера на твой же почтовый ящик. Совершенно безобидной с виду инфы.
Большой Брат всё равно установит, что на этот ящик заходят с подозрительно разных айпишников? Для этого, если сметать письма в черновики — ему нужно иметь доступ к логам почтового сервера. Что ещё возможно, когда речь идёт о ФСБ и Яндексе, несколько сложнее — когда про NSA и Гугл, но практически нереально в «смешанных» комбинациях, когда спецслужба и сервер находятся в разных, нынче не очень дружественных юрисдикциях.
Но будет внимание к личности, на которую вышли оперативным путём? Ну, если уже личность привлекла внимание — это, конечно, серьёзно. Но всё равно не проблема слать шпионские письма прямо у них под носом. Левая симка, отдельный комп, никак не связанный с твоим обычным (так, чтобы вообще никаких пересечений не было в сетевой активности). И можешь строчить свои послания — что Ленин в тюряге молоком из хлебных «чернильниц», в рассказике Зои Воскресенской (кажется).
Мало-мальски серьёзные в конспирации люди — это всё-таки не Хиллари Клинтон, которая путает личный сервак со служебным. А байки про всемогущество государственных спецслужб (любых) — они сильно преувеличены.
Без лишнего хвастовства могу смело сказать, что мы, частники, гораздо более профессионально и креативно работаем. Но нас не боятся. Что, в общем, правильно. Мы же добрые. Взять хотя бы меня: я ж и со своих невольничков всё-таки не три шкуры сдираю, даже когда очень накосячат, а максимум полторы :-)
Но все боятся государства. «Оно всё прослушивает, оно всюду подсматривает, у него всё под контролем!» Ага, хуй там! В действительно сложных случаях — и ФСБ, и ГРУ, и NSA, и FBI – все обращаются к нам. Ну и когда речь о каком-то благородном деле идёт, о борьбе с реальным терроризмом, с киднепперами, с ещё какими отморозками — мы помогаем. Вернее, они нам помогают, если называть вещи своими именами :-)
К слову, о системах связи. И о возможностях их контроля. К чёрту всякие законы и полномочия — это всё легко обходится.
Но вот представьте: вы сидите в кабаке, и подходит к вам очаровательная барышня, этакая застенчивая студенточка, и говорит: «Прекрасный сэр! А дозволено ли будет несчастной девице с разряженным аккумулятором воспользоваться вашей мобилочкой? А то моя маменька вельми, уж должно, переживает».
Ну конечно. Вы же джентльмен.
Она берёт вашу трубу, набирает номер. Какой? Своей маменьки? Нет. Номер для напоминания вашего номера (сорри за тавтологию чи плеоназм чи ещё какую пофигень). Он у разных операторов разный — но у всех есть.
Потом говорит: «Что-то никто не отвечает. Можно, я тогда хоть эсэмэску отправлю?»
Конечно, можно. И она отправляет. Своему подельнику, который сидит за компом. И он заходит на сайт сотового оператора, и...
Скажи, дорогой читатель: у тебя есть личный кабинет на сайте твоего сотового оператора? В большинстве случаев — нихрена нет. Или — ты очень редко им пользуешься.
А у этой девочки — теперь есть. Доступ к ВАШЕМУ личному кабинету. Она скинула своему другу ваш номер, он ввёл его на сайте, установил пароль, на ваш телефон пришёл запрос на подтверждение («О, мама наконец ответила!») - и она подтвердила. А потом вытерла, конечно, всю эту переписку. Ну, у разных компаний немножко по-разному этот процесс может выглядеть — но он очень прост, когда у тебя в руках телефон.
И барышня в любой момент может заказать сводку по вашим контактам, с кем говорили, сколько говорили (то, чего добивалась NSA от компании Verizon через FISC, Суд по надзору за спецслужбами, и что было единственным документом в «оглушительном разоблачении» от Святого Сноудена).
Да, конечно, вы в любой момент можете изменить пароль на доступ к своему личному кабинету. Если в принципе им пользуетесь. Если вообще заморочитесь этим.
И барышня, конечно, не получит доступа к содержанию ваших разговоров. Не таким образом. Но если ваш телефон хоть немножко «умный», какие-то программы разумеет, то она, взяв его в руки, запросто может открыть блютус и качнуть специальную спайварь от дружка в дальнем конце кафешки. Всё — под видом отправки эсэмэски мамаше. После этого ваша мобила может начать отсылать по нужному адресу и записи разговоров. И перемещения ваши светить, если оборудована джипиэсом.
Что делать, чтобы такого не случилось? Ебашить любую милую барышню, просящую мобилу, тростью по голове?
Дело вкуса, но я предпочитаю просто вторую мобилу иметь. Предельно кондовую, но с долгоиграющим аккумулятором. Где вот никаких контактов, никаких разговоров с неё, никаких художественных излишеств. Именно на тот случай — когда какие-то незнакомые люди просят дать позвонить. Жлобом-то быть не хочется, но и свою основную мобилу — я лишь после Глока в чужие руки отдам. Ибо Глок-то серийный, а мобила — слишком уникальна по своему личностному содержанию. Поэтому — я ношу в наружном кармане куртки вторую, простецкую такую трубочку. Чего и всем желаю, чтобы в дурацкие ситуации не попадать. В конце концов, даже просто просмотр списка ваших контактов посторонним человеком - может быть не очень желателен.
И это не паранойя — это предусмотрительность. Паранойя — это кричать: «О, государство! Оно за всем стоит, она стоит за моим плечом, оно за мной наблюдает ежесекундно!»
Тут уместен совет Егора Летова: «Убей в себе государство». Но — в СЕБЕ. А так-то — пусть себе живёт. Покамест. Но будущее, думаю, за конкурирующими транснациональными и внетерриториальными юрисдикциями, принадлежность к коим выбирается по личному вкусу.