artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Categories:

В помощь российской промышленности

Я неоднократно отмечал, что являюсь противником развала Российской Федерации на «удельные княжества и ханства». Это повлечёт слишком большие проблемы и неудобства. Да у меня бардачок лопнет, если возить с собой удостоверение полковника ФСБ Московской Республики, старшего тиуна Калужского Княжества, надъесаула контрразведки Всевеликого Войска Донского, обернукера Калмыцкого Ханства — ну и т.д. Это — достаточная причина, чтобы желать сохранения территориальной целостности России более-менее в нынешних границах.

Хотя какие-то окраинные земли, вероятно, отпадут в ходе неизбежного политического кризиса, сопровождающего крушение нынешнего охуевшего режима.

Скорее всего (что и желательно), придётся провести серьёзную децентрализацию вплоть до конфедеративного сосуществования нынешних округов, когда б они получили право не только удерживать большую часть своих доходов, но и вести самостоятельную внешнеторговую политику.

Но тем не менее вооружённые силы и спецслужбы должны быть едины и интегрированны. В смысле, то, что от них останется.

При этом, что-то останется и от народонаселения. Я даже надеюсь, что большинство — выживет.

А значит, останется и главная проблема России: чтО она может предложить миру, чтобы обеспечить приемлемый, по стандартам «Золотого Миллиарда», уровень жизни хотя бы для той части этого выжившего населения, которая образует класс свободных граждан? (притом, что «вату» придётся убирать в рабство, и это не обсуждается :-) ).

Продолжать торговлю ресурсами? Во-первых, их значение падает, и чем дальше — тем сильнее. А во-вторых, для добычи и экспорта российских природных ресурсов никак не приспособишь сто сорок миллионов (да даже сто — абсурдно много).

Остальных, поскольку убивать всё-таки жалко, хоть и дураки, придётся пристраивать в каких-то других отраслях.

Которые должны быть реально конкурентоспособны, работать не только на внутренний рынок, но и на внешние, ибо продолжать практику дотирования производства за счёт экспорта ресурсов при соблюдении протекционистских мер — это лишь игра в экономику, а не экономика, и все такие картонные домики рушатся раз за разом.

Отсюда главный вопрос — что именно может производить на экспорт Россия, помимо сырья и наиболее примитивной, низкопередельной продукции, вроде металлопроката?


Сельхоз — само собой, но Россия всё-таки не самая благодатная для этого страна. А уж по мере мелиорации ранее засушливых приморских тропических зон за счёт удешевления энергии (и опреснения, соответственно) — география сельскохозяйственных мощностей может измениться радикально. Собирать три урожая в год и вывозить морем — это совсем не то же самое, что пытаться подгадать с посадками под короткое и изменчивое вологодское лето и потом тащить продукцию за тридевять земель по ж-д или автотранспортом. То есть, сельхоз, в том числе экспортно-ориентированный, имеет потенциал развития в России — но не следует ждать от него каких-то невероятных прорывов.

Далее, индустрия.

Что ж, давнее убеждение, что у русских руки растут из жопы и что всё, сооружаемое этими руками, ужасно — не вполне справедливо.

Вернее, здесь не так всё просто.

Да, действительно, если «усреднить» менталитеты, то какой-нибудь швейцарский мастер, даже сколотив солидный достаток, может всю жизнь корпеть над шестерёночками своих часиков, получая удовольствие от своей довольно муторной и однообразной работы, потому что он вносит свой вклад в Цивилизацию, делает что-то полезное людям, и он гордится своими добросовестностью и трудолюбием. Так складывалось исторически. Все, кто не желал рутинно работать и получать от этого удовольствие — сваливали из Европы в наёмники, пираты, или за море в колонии.

Русский менталитет, с ширью наших просторов и широтой души, таков, что и для простого работяги это слишком мелко и даже позорно, корпеть над какими-то пустяшными поделками на радость буржуям. То есть, он может делать это вынужденно, «впахивать на дядю», но — наступая на горло собственной песне. Которая на самом деле зовёт его в бой за Русь Святую против американского империализма. И при этом, сколько ему ни плати, запросто может испортить вещь то ли из вредности, то ли по пьяни.

Конечно, проблема отчасти решается (и хорошо даже решается), если хозяин умеет объяснить своему работнику, что тот — искренне любит свою работу и гордится её результатом, заинтересован в его качестве. Что в этом — его благо, полюбить свою работу. И даже — единственное спасение.

Уж поверьте Дяде Тёме, у хорошего хозяина — и самые шабутные «подмастерья» быстро учатся любить свою работу и относиться к ней ответственно, с душой.

Проблема, правда, в том, что хороших хозяев, обладающих педагогической жилкой, в России чуть ли не больший дефицит, нежели хороших работников. Их, собственно, раз-два и обчёлся. Демидов Акинфий Никитич да я. Но Демидов умер. В восемнадцатом веке.

Поэтому, даже если спустить в унитаз Трудовой Кодекс (что, разумеется, надо сделать) и легализовать частное рабовладение (хорошо-хорошо: «индентурное услужение») — это не сразу даст плоды. Ведь европейская культура качественного воспитания подмастерья, с младых ногтей, складывалась веками. В России же — и в старые времена прихварывала, а в двадцатом веке вовсе была прервана на долгие семьдесят лет социалистического пиздеца, проходивших под лозунгами «мы не рабы, рабы не мы» и, что вернее, «тащи с работы каждый гвоздь — ты здесь хозяин, а не гость».

Поэтому средний российский работник относится к труду «тяпляписто», равнодушно, считает, что делает великое одолжение, когда в принципе соблаговолил «пахать на дядю», но вовсе не намерен делать это сколько-нибудь ответственно.

Правда, есть исключение.

Когда работник считает, что борется против американского империализма и трудится на горе всем буржуям — он может работать с огоньком.

Поэтому оборонка у России — в принципе неплохая. По многим параметрам, конечно, морально устаревшая, но по качеству исполнения — выше всего прочего.

От неё и можно плясать. Но одними лишь продажами оружия, понятное дело, все руки не займёшь, все рты не прокормишь.

Поэтому, как я давно писал, можно было бы выступить с оригинальными проектами, основанными на оборонке, но гражданского назначения.

Скажем, истребители как частные бизнес-суперджеты для состоятельных ребят, ценящих комфорт, безопасность и свободу передвижения.

Снять вооружение, расширить салон мест до четырёх, залудить небольшой багажный отсек, дополнительные топливные ёмкости для повышения дальности — и получится интересное предложение, какого на рынке сейчас нет. То есть, если Гольфстрим или Бомбардье — это как лимузин летучий, то фланкер в гражданском варианте будет как воздушное «феррари».

Я бы, честно, взял лямов за тридцать-сорок. Вот Конкорд или что-то подобное, рейсовая сверхзвуковая «лоховозка», мне нахер не нужен. Это вообще провальный проект, потому что экономные люди по-любому будут летать на Джамбо, а взыскательные - на персональных джетах. Но как раз персональный джет с повышенной скоростью и дальностью, да с системой обнаружения недружественных ракет, да с катапультируемым креслом — это может быть очень и очень интересно. Не одному мне, я думаю.

В мире не так много стран, способных конструировать и производить сверхзвуковые истребители практически по полному циклу. Россия — одна из них, и могла бы открыть для себя этот новый сегмент рынка, где сейчас и конкуренции нет фактически.

Другой перспективный бизнес-проект — атомные подводные крейсера. Опять же, ракеты выкинуть нахер, неча пугать человечество ядерным пеплом, команду сократить соответственно, ну и получается 20-30 тысяч тонн полезного водоизмещения. Самое то — сдавать их в аренду Гильдии Контрабандистов.

Не существует такой гильдии? Это упущение. Надо создать :-)

Ну и тогда производство всех этих Юриев Долгоруких — будет не распилом бабла на неведомую хуйню, которая вообще никогда не пригодится (ибо не имеет других сценариев применения, кроме полномасштабной войны с НАТО), а вот полезное, коммерчески оправданное будет предприятие.

Однако ж, этого мало.

Поэтому, приходится думать, как всё же сделать обычные изделия российского производства — конкурентоспособными и экспортопригодными?

Соревноваться с топовыми брендами по качеству — это туго. И по надёжности, и по привлекательности дизайна. С последним — у русских, чего греха таить, особенные проблемы всегда были (с советского времени, по крайней мере). Как-то вот пулемёт или танк сделать эстетически симпатичные — это мы можем. А кофемолку или скороварку — это нет. Потому что, как сказано было, мы только на горе буржуям с душой чего-то делаем, а не на радость мещанскую.

Соревноваться с китайским «одноразовым» ноунеймом по дешевизне — тоже сложно. У нас — всё-таки и рабы будут больше жрать, чем китайские рабочие.

Соответственно, нужно придумать какую-то такую концепцию... нет, даже «парадигму»... нет, даже «доктрину» промышленных изделий, которую не может предложить никто больше.

И тут меня «осенил» сосед, давеча разговорившись за костром.

«Прикинь, - говорит, - чайник сломался. Кнопочку нажимаешь — а не кипятит. Так я приморочился, посмотрел в Инете, как оно там устроено, разобрал, зачистил эту пластинку биметалическую — и, представь себе, зафурычило».

«Коль, - говорю, - а вот нахера оно тебе надо было, примус этот починять? Ты финансовый консультант или кот Бегемот?»

Он: «Да дело-то не в примусе. Так-то, конечно, сгонял бы в Сенск да новый прикупил — оно б и по времени, и по деньгам дешевле вышло. Но, блин, самооценка, self-esteem! Я мужик — или кто?»

И я подумал: «А что если из пресловутой российской жопорукости, явленной в сборке изделий хаотичной надёжности, — как раз таки и сделать главный козырь в мерчандайзинге? Вот как раз для таких, офисных мачо, которым селф-эстим подавай? То есть, изначально продумать изделие так, чтобы у него время от времени чего-то выходило из строя, но не фатально, и чтобы любая домохозяйка, полистав инструкцию, могла, чуть-чуть поковырявшись, исправить неполадку, после чего - чувствовать себя Гаечкой из мультика про «Спасателей»? То есть, чтобы это именно «фича» была, а не дефект. Чтоб это в рекламе проходило красной линией: наше замечательное изделие обязательно наебнёт, но вы сумеете его починить и притащиться от своей рукастости».

Если подумать, простор открывается немалый. Особенно — в гаджетах, где можно дефекты программно устанавливать.

Скажем, телевизор. Всё хорошо — но внезапно пропадает звук. Чел смотрит инструкцию, и находит, что нужно войти в инженерное меню, ввести такой-то код. Ну или как-то даже позаковыристей. Чтобы ему пришлось, сука, по форумам полазить, чтобы алгоритм действий раздобыть.

Это ж интересно! Это ж «самоутверждательно». И главное — никто такого не предлагает.

Что предлагают — либо качественные вещи на века(хотя кому нужна «вечная игла для примуса»?), либо копеечный ширпотреб, который заглючил — так сразу на помойку. А вот такое, чтобы «сделай сам, выполни квест» - такого нету. Хотя потребность-то, может, не только у русских такая существует, починить сломанную вещь и получить через то приступ эйфории.

А главное, потащишь в гарантийную мастерскую — тебе там скажут: «Ну, чувак, а ты чего хотел? Ты ж купил вещь из линейки russkaya podyobka. А как она включилась, фича эта козырная, — спасовал? Может, ещё паззл из дома притащишь, чтобы мы тут за тебя собрали? Да говно вопрос, но кем ты себя после этого чувствовать будешь? Пазлы покупают — чтобы приморочиться. А чтобы просто на стену повесить — покупают готовые картины».

И он уйдёт, посрамлённый, вместе с изделием. Даже если там непредусмотренный, натуральный какой-то дефект — всё равно не станет требовать ремонта или замены. Но купит другое изделие из серии russkaya podyobka, в надежде, что там-то уж повезёт, что допетрит он, как его чинить, и повысит самооценку.

Очень удобно, очень перспективно, я считаю.

Ну и поскольку сам-то я занимаюсь сельхозом, да авторемонтом, да строительством (не считая основной служебной деятельности, биржевой игры и пиздобольства в этом блоге) — мне такой стартап раскручивать недосуг. Но прочим отечественным производителям — дарю идею.

















Tags: Россия, инновации, экономика
Subscribe

  • Ошен трудны руски языка. Корпение и терпение.

    Довелось намедни услышать где-то на Ютубе фразочку вроде: «Ты всё корп ишь над работой». «Чего-чего? - удивился я. - Это, вроде,…

  • Омовление подкастов

    Попался сейчас на глаза ролик одной украинки-журналистки — и привлекло внимание слово «п i дкаст». То есть, явно произнесла…

  • О слове effectively

    Когда попадаются на глаза переводные с английского статьи, сплошь и рядом доводится читать там пассажи со словом «эффективный» вроде:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments

  • Ошен трудны руски языка. Корпение и терпение.

    Довелось намедни услышать где-то на Ютубе фразочку вроде: «Ты всё корп ишь над работой». «Чего-чего? - удивился я. - Это, вроде,…

  • Омовление подкастов

    Попался сейчас на глаза ролик одной украинки-журналистки — и привлекло внимание слово «п i дкаст». То есть, явно произнесла…

  • О слове effectively

    Когда попадаются на глаза переводные с английского статьи, сплошь и рядом доводится читать там пассажи со словом «эффективный» вроде:…