У меня сейчас такое настроение, что я пересматриваю малоизвестные отечественные фильмы начала девяностых (ну, бывает такая блажь).
Сейчас вот пересмотрел фильм «Псы».
Первый раз видел — в девяносто втором, зимой. Смотрели вместе с троюродной сестрой, которую к нам в Питер погостить на каникулы отправили родаки из Сочи, мы спали в моей комнате на моей широкой кроватке, нам было по шестнадцать, и она после этого фильма то и дело вздрагивала, и прижималась ко мне, а я думал: «Чёрт, сёстрёнка, как бы тебе поделикатнее объяснить? Что я тебя люблю, как сестрёнку, но мне нафиг не впёрся инцест с твоим «супнабором»? Что я неиспорченный юноша, который трахается только со своей училкой английского?»
Я её просто гладил по головке и шептал: «Успокойся! Здесь — ты в безопасности. Не бойся, малыш, я с тобой!»
Потом (когда она из «супнабора» стала весьма такой пышной дамой) выяснилось, что она и не думала меня соблазнять, а просто вот фильм произвёл на неё такое впечатление.
Ну и значит, это всё-таки неплохой был триллер. Если хоть кто-то от него перепугался и получил нарушение сна :-)
Серьёзно же, это вот представитель того пласта позднесоветского кино, где создатели пытались выходить на мировой уровень, но их — губила претензия на ёбаную глубокомысленность.
Причём, глубокомысленность не того рода, как, скажем, в «Дохляке» Джармуша, где откровенно отстойный сюжет (ну никакой вообще) выезжает на аллюзиях для критиканствующих гиперобразованных мокрощёлок, типа, «о, индеец принял персонажа по имени Вильям Блейк за инкарнацию поэта Вильяма Блейка, это охуенно круто, режиссёр — гений, потому что я тоже слышала о Вильяме Блейке, и он, режиссёр, очень польстил моему знанию».
А вот глубокомысленность такая, какую можно понимать только лишь в контексте конца восьмидесятых на умирающем советском пространстве.
Если этого контекста не знать — то реплики и поведение персонажей кажутся абсолютно бредовыми (если не понимать, что вот такой бред и был).
Но триллер с собачками — это всё же смелая была заявка, и в целом-то фильм, вот если б в него «глубокомысленность» не впихивать, а сцены с нашествием собачек чуть получше сделать, не так школярски, - реально мог бы стать блокбастером.
Порадовало, однако, при сегодняшнем просмотре, как лихо персонаж Андрея Краско убирает автомат из боевого положения за плечо, стволом вниз, магазином и цевьём вперёд.
В шестнадцать лет, понятно, я не мог этого оценить — а сейчас могу.
Посмотрел биографию Краско: ну да, служил в армии на северах.
Чтоб было понятнее: привычка носить автомат или карабин стволом вниз, цевьём вперёд — она формируется у тех, кому это оружие действительно нужно, в любой момент может понадобиться. Так, чтобы за пару десятых секунды можно было приложить его к плечу (что невозможно при ношении стволом вверх или поперёк корпуса).
Ну да у Краско всегда хорошо получались роли всяких крутых вояк (хотя и не только) — и понятно, почему он органично смотрелся там. Жалко, спился и умер так рано.
Что до собачек в фильме — ну, они довольно устрашающе выглядят. Для девочек, по крайней мере.
И что тогда было ужастиком, нападение бездомных собак на людей, сейчас в России давно уже реальность. Да, уже и не в Средней Азии на заброшенных поселениях орудуют такие стаи, а вполне себе в Москве и Подмосковье.
У меня была в своё время мысль организовать школу противодействия групповому нападению собачек. Но у меня слишком много других «педагогических» дел, чтобы я мог заморочиться такой школой для цивилитиков.
Базовые некоторые вещи, однако, могу сообщить.
Собака — она только кажется грозной и неотвратимой боевой машиной. На самом же деле, её проблема даже не в том, что она обычно мельче и легче человека. А в том, что она физически не может атаковать сколько-нибудь непрямолинейно.
Соответственно, атаку любо й собаки — очень легко сбить, подловив тот момент, когда она бросается, боковым ударом. После этого — даже тренированный пёс обычно обескураживается (а если сильно ему двинуть на разрыв головы и шеи, поставленным ударом — он мёртвый будет от этого).
Но если нет, и если атакует группа (стая) — нужно выманить на себя вожака, подставляя ему руку, ухватить за брыли (или складки кожи у шеи), выдернуть, перехватить за задние лапы, и далее — метелить стаю ИМ, как самым сподручным оружием.
Насколько я гарантирую успех такой тактики, когда на вас в безлюдном месте напала собачья стая?
Ну, если отобьётесь таким образом — значит, лайк поставите.
А если нет — то и сетовать будет некому.
Согласитесь, беспроигрышная стратегия с моей стороны :-)
А возвращаясь к фильму «Псы» - ну вот он имел задатки хорошего триллера. Чуть-чуть стоило докрутить, чуть-чуть меньше пафосной глубокомысленной пурги впихивать.
Был бы я более высокого мнения об этом фильме, если б моя кузина тогда ещё и обписалась после его просмотра в моей кроватке?
Тогда — я б, наверное, готов был скормить собакам сценариста, режиссёра и всех актёров :-)
Сейчас — не преминул бы означить такой факт как однозначный плюс фильму.
Но кузина — не обписалась тогда. Только стонала и охала. Что тоже, в принципе, нехуёво для эффекта от триллера.