artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Categories:

О новом гимне России

Украинский кризис, как я понимаю, близится к завершению (тьфу-тьфу). Во всяком случае, острая его фаза, когда многими ожидалось вторжение России и полномасштабная война. А так-то, понятно, внутриполитическая грызня на Украине будет всю дорогу – ну да это и нормально.

Конечно, в Луганске и Харькове могут избирать «народных губернаторов» на сборищах в двести человек, могут назначать референдумы о присоединении к Марсу (которые не имеют даже теоретической возможности провести), - но эта клоунада уже никому не интересна. В том числе – российскому политическому руководству. Которое в последние дни даёт недвусмысленно понять, что не придёт на призыв о помощи.



Собственно, у него и не было такой задачи, аннексия континентальных украинских областей. Да и Крым-то, по хорошему счёту, Путин, думается, слямзил просто потому, что не удержался. Или – чисто машинально (мой любимый Аверченко обязательно помянул бы в этом месте одну парнокопытную питомицу гоголевской Коробочки и цыплёнка, ну да я не буду присваивать себе его шутку). А так-то, думаю, у российского руководства не было ни резонов, ни истинного желания чего-то аннексировать.

Скорее – было желание, пользуясь дипломатическим языком, поднасрать Украине, в отместку за Майдан, следуя традиции российской внешней политики с тех самых времён, когда она возомнила себя наследницей византийской, а своё утончённое коварство – не уступающим английскому.

Но сейчас, вероятно, многие Кремлёвские уже жалеют о своём чересчур поспешном и почти что нечаянном приобретении, приглядевшись к тому, ЧТО они получили вместе с этим райским полуостровом (а там один геноссе Аксёнов чего стоит; и хотя киевская пресса непременно величает его «крымской марионеткой Кремля» - приходится опасаться, как бы наоборот не вышло, как бы Путин не оказалася заложником этого маньяка).

Конечно, с этой крымской выходкой, и с топорными диверсиями на Украине в целом – Россию огребла себе кучу таких проблем, каких, возможно, не имела ещё никогда в истории.

Тем не менее, мне бы хотелось надеяться на то, что Россия уцелеет как единое политическое, экономическое и культурное пространство. Хотя времена предстоят трудные. И я вполне предвижу, как те самые персоны, которые нынче превозносят до небес наше несравненное могущество – будут рвать волосы на… том, что у них выше шее, и скулить в мазохистическом пароксизме, что в этой стране никогда ничего не было по-людски, никогда и не будет, потому что это прОклятое место, не совместимое с жизнью.

Почему я в этом уверен? Потому что я видел это в конце восьмидесятых. Ничто не ново под Луной. Когда в первых рядах плакальщиков по «неисправимой» российской «злой судьбе» были не диссиденты, не «наймиты Запада», а естественно, те, кто вчера ещё клеймил этих наймитов и профессионально надувал щёки на предмет советского превосходства над всем и вся.

Между тем, Россия-то – хорошая страна, на самом деле. Природы тут красивые (хотя местами – суровые). В истории, в культуре – тоже есть кое-что симпатичное. Люди достойны – тоже встречаются. Жаль, что их мало, всё-таки (вернее, они не столь заметны). А кто заметен и кого слишком много – так это припадочных долбоёбов, которые, кажется, могут существовать только в двух режимах: экстатического психоза национального величия, заносчивого и враждебного ко всему миру, – и депрессивного психоза национальной мизерабельности, жалко стелющейся в навязчивой декларации своего неизбывного убожества. Tertium non datur.

Поскольку же в последние годы «русский патриотизм» ассоциируется именно с такими персонажами (то ли инфантильными без меры, то ли просто на голову больными) – естественно, само это слово, «патриотизм», сделалось чуть ли не «вомитарным» в России.

Что, конечно, не есть гут. И хотя у меня лично нет ни стыда, ни совести, но и я испытываю с некоторых пор неудобства, когда при знакомстве с иностранцем приходится говорить: «Я русский, но психически здоров и не имею ничего общего с теми пидарасами, которые превозносят свою русскость», вместо того чтобы сказать просто: «Я русский». А ведь приходится уточнять – иначе подумают хрен знает что.

И когда мы пройдём это очередное испытание «соблазном первобытной имперской мегаломанией» - придётся, вероятно, как-то переосмыслить отношение к своей стране. Ну вот как-то так, чтобы можно было любить её НОРМАЛЬНО, и не задирать нос по этому поводу, и не стесняться такой любви, и… чтобы в этом не было ни «уваровщины», ни «достоевщины». Просто – нормальное чувство к стране, где ты живёшь, и которую ты делаешь пригодной для своей жизни в ней. Отчего испытываешь закономерное чувство гордости. Не за географию и за историю, не за бескрайние просторы или дела давно минувших дней, а вот за то – что делаешь именно ты, и что тебе приятно делать это для СЕБЯ, как жителя и гражданина.

Ну да не буду философствовать – а скажу просто.
Вот что меня больше всего поразило в украинской этой эпопее – то, с каким искренним воодушевлением, и на разные лады, люди пели свой гимн. Не в зомбическом угаре (как бы это ни представляло Киселёв-ТВ) – а по зову души. И им, включая молодёжь (которая, вообще-то, всегда глумливо относится к государственному официозу) – приятно было это делать. Импровизировать, каверы создавать, рок-версии, аж на домофоне один пацанчик его исполнял.

И вообще-то, гимн Украины – он действительно довольно красивый. Обычно, они все, гимны эти, будто на одно лицо, по одному шаблону, торжественная такая «расфанфаренность», но вот есть некоторые – где какая-то «человечинка» проглядывает.
Самым задушевным я лично считаю Атикву, гимн Израиля (и этого, полагаю, достаточно, чтобы выставить себя агентом еврейской закулисы в глазах юдофобов :-) ). Действительно красиво – а одна тема там очень хорошо перекликается с матросским танцем «Яблочко» (и этого, полагаю, достаточно, чтобы выставить себя антисемитом в глазах сионистов :-) ).

Американский гимн – тоже неплох, яркий такой, запоминающийся. Поскольку изначально эта мелодия была написана как совершенно стёбный «ультра-гимн» для юмористического общества. И этот факт, конечно, мало кто знает, но, думаю, мелодия легла амерам на душу, поскольку удачно выражает их отношение к «имперскому пафосу».

Марсельеза французская – тоже яркая песенка. Тоже добротно национальный темперамент выражает.

На удивление, казахский гимн неплох. Когда впервые услышал его – подумал: надо же, какая качественная стилизация под культуру патриотической песни сталинской эпохи! Потом оказалось, что он и был написан в сороковые. Но всё равно – душевный такой музон, бодрящий.

И вот похожее ощущение было – когда впервые украинский гимн услышал, в девяностые. «Надо же! Вроде, бестолочи эти хохлы – а музычка приятная. Запоминается – и со вкусом» (Да, я не извиняюсь за свой «великодержавный шовинизм», и за слово «хохлы», поскольку политкорректность – не моё сильное свойство, и до Майдана я действительно довольно пренебрежительно относился к потугам украинских правителей создать украинскую идентичность на весьма бредовых основаниях, а после Майдана – украинцы доказали, что реально повзрослели и уже не нуждаются в усилиях правительства по созданию украинской идентичностью, как не нуждаются теперь и в изыскании поводов для национальной гордости в глубоком историческом прошлом; они это сделали и нашли здесь и сейчас, что гораздо ценнее мифов о былом величии).

Что до советско-российского гимна? Очень, действительно очень хорошая музыка. Произведение искусства. Кроме шуток.
Но вот я считаю, что этому гимну – лучше бы оставаться гимном Советского Союза. Как историческому явлению. Вот в ту же музыкальную шкатулку-копилку, куда ушёл и, скажем, Интернационал (тоже интересная, красивая песня), и Варшавянка.

То, что его реанимировали и приладили к современной России – я считаю одним из первых фатальных решений Путина.

Поскольку я не представляю себе человека в здравом уме, который бы действительно с воодушевлением мог петь этот гимн в том виде, в каком он существует сейчас.

Никаких претензий к Сергею Михалкову (он старенький очень уже был, когда в очередной раз переписал строки), но эта новая версия текста – это ж просто какой-то неосмысленный поток сознания, просто какое-то пафосное мычание, just a bunch of words.

Вот советский вариант текста – мы с друзьями пели на Новый Год, какие бы антисоветчики ни были. В порядке стёба, конечно, - но это всё же осмысленный текст был. Стройный. И мы могли петь его так же, как, въезжая в Финляндию, распевали, сидя на капотах джипов, «Принимай нас, Суоми-красавица». Никакого имериализма – просто прикол. И песня красивая. Как и советский гимн. По мелодии.

Но действующий ныне официальный вариант текста российского гимна – да кто эту гадость в рот возьмёт, эти натужные, ничего не значащие слова? И дело не в том, что они выражают какую-то враждебную идеологию, а в том, что вообще ничего не выражают, помимо какой-то неандертальской пляски с дубиной вокруг костра: «Ыыы, мы самые крутые! Ыыы, мы самые духовные! Ыыы, мы самые обширные!»

Такое – даже в порядке стёба противно петь.
Поэтому – надо что-то делать.
Что?
Переписать текст в очередной раз? Нет, это будет несерьёзно, я думаю.
Вернуть в качестве мелодии «Патриотическую песнь» Глинки (что и было российским гимном в девяностые, под названием «песня без слов», поскольку она была без слов) – и написать к ней слова? Да попытки-то были, но, боюсь, эта мелодия, хотя красивая, но слишком сложная для того, чтобы быть именно гимном, который бы тысячи людей могли петь на площадях (протестуя против китайской аннексии Сибири, скажем… шутка… доля шутки).

Один мой друг предложил в качестве нового российского гимна – знаете что? А вот эту песенку.

Да, это «советский марш» из игрушки Red Alert 3. Но, эпично звучит, согласитесь.
Текст, конечно, никакой. Поскольку его сочиняли даже не эмигранты из Союза, а какие-то амеры, учившие русский в колледже. Поэтому они считают, что «владеет» = «покоряет», а «покоряет» поют так, что слышится «покарает».
Соответственно, текст надо довести до ума. Но фраза «Столица, водка, советский медведь наш» - она должна сохраниться. Только – «российский», конечно, а не «советский».

Смысл этого гимна будет – показать, что мы своё имперское прошлое воспринимаем исключительно как стёб. Вот как хохлы низвели довольно мрачную идеологию УПА до «Хто не скаче, тот москаль» - так и мы воспринимаем шутливо свой образ «империи зла», коей больше не являемся и не собираемся являться.

Поскольку главным смыслом существования России в ближайшие годы – будет показать, что мы НЕ опасны. Что мы не психи, не мартышка с ядерной гранатой. Что – было некоторое такое помутнение, но – оно прошло, пациент стабилен. Иначе, пользуясь дипломатическим языком, нас просто уебашат за те проблемы, которые мы уже создали и продолжаем создавать миру (и какого чёрта я говорю «мы», когда накосячил всё же Путин, а не «мы с Путиным»? Но вот отвечать – придётся всем).

Поэтому, когда не будет уже никакого Путина у власти (дай бог ему долгих лет и отменного здоровья, и писательского мастерства в мемуаристике) – нашей задачей станет «ребрендинг» России. Доказывание того, что мы больше – не сборище обиженных маньяков, готовых мстить всему миру за свои фантомные боли.

Вопрос с гимном – может стать отнюдь не праздным на этом этапе. Поскольку хотелось бы сохранить любовь к России и в качестве гимна иметь такую песню, которую действительно можно петь.

Я же – хотел бы также и переноса столицы. Москва – отличный город, я живу в нём, преимущественно, но вот почему-то когда она бывала столицей России – то было время нашего позора. Иоанн Грозный, да Смутное время, да Совок.

С Питером – лучше. Тогда – Российская Империя всё-таки блистала.

Но я бы перенёс – в место посередине. В Новгород. Ведь он, собственно, и был самой древней столицей русского государства (даже Киев освоен был после, уже Олегом), и – самым последовательным, самым стойким оплотом европейской, торгово-разумной Руси против московитского «духовного», удушающего тоталитаризма «Третьего Рима» (который нихера не Рим был всю дорогу). Тогда - сил у Новгорода не хватило, конечно. Сейчас – хватит (у того коллективного «новгородчества», включая сибирское, которое не хочет «московизма», как подавляющей идеологии, над собою). И Новгород вновь будет столицей обновлённой России.

Tags: Россия, музыка, политика
Subscribe

  • Фарцовка и моральность

    Когда я упоминаю, что в детстве, во второй половине восьмидесятых, тусовал с фарцовщиками (из числа студентов-филологов моего Олдмана) и помогал им…

  • О полиглотстве моём и вааще

    Меня спросили как-то, сколько языков я знаю. О, сотни! Включая квениа, валирийский и дотракийский. Ну, я их знаю в том смысле — что знаю об их…

  • Про фильм "Реквием по мечте"

    Будете смеяться, но посмотрел этот фильм только сейчас. До этого — только слышал, что он пронзительный, даже шедевральный, что это самая…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment