artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Category:

Про имперское российское сознание

Доводится встречать у многих украинских блогеров недоумение по поводу их бывших российских приятелей, которые будто бы поддались оголтелой кремлёвской пропаганде и стали завзятыми имперскими шовинистами в отношении Украины. Разговаривают с позиции «старшего брата», рассказывают украинцам, как «их нету», и вообще ведут себя с непринуждённостью Дарта Вейдера на вассальной планетке Лэндо Калрисиана.

Украинцев это удивляет, поскольку они могли ждать чего угодно от кремлёвских упырей или от тёмного забулдыжного люмпена, но никак не ожидали подобной метаморфозы от своих образованных, здравомыслящих, культурных российских приятелей, которые будто бы имели надёжный иммунитет к любой и всякой пропаганде, никогда не воздыхали по былому советскому могуществу, и вроде бы вообще не имели склонности чертить на карте стрелки, ведущие к «геополитическому господству».

И вот теперь украинцы разводят руками: «Да откуда что взялось? Да как вы могли позволить так засрать себе мозги? И не стыдно вам?»

Нет, не стыдно.

И я попробую объяснить, в чём дело. Я могу объяснить это лучше, чем кто-либо из них самих смог бы объяснить, нахера ему Крым, «Русская Весна» на Донбассе и прочее «геополитическое влияние». Благо, Дядя Тёма знает о людях больше, чем они сами о себе знают. Это моя работа :-)

Итак, видите ли, господа панове, Россия — это империя. Исторически.

Но само по себе данное банальное утверждение — ничего не объясняет. Важно дополнить, что Россия — это весьма своеобразная империя.

Судите сами: ведь и Великобритания была империей, и Франция, и Испания, и даже малютка Голландия. Но все они сейчас сочли бы дурным тоном любой разговор о насильственном восстановлении своего имперского статуса.

Почему? Они так раскаиваются в былых притеснениях всяких аборигенов? Скажем так: они просто это переросли.

А Россия — нет. Пока ещё — нет. Почему? По причине своего своеобразия.

Видите ли, когда все нормальные белые пацаны занимались таким увлекательным и весёлым делом, как нагиб аборигенов и колониальный грабёж, Россия — попросту имела гораздо меньше возможностей для этого.

Причина, разумеется, не в какой-то сверхвысокой отечественной нравственности и основополагающем альтруизме. Ну, это было бы поклёпом на русских, утверждать подобное.

Нет, причина географическая.

Ведь когда нагиб туземцев и колониальный грабёж бывают эффективны и приятны?

Здесь необходимо два условия.

Первое — море.

И второе — тоже море.

Первое - чтобы оно отделяло метрополию от нагибаемых (и временами набигающих) туземцев.

Второе — чтобы перевозить по нему ценные грузы большими пузатыми галеонами.

В действительности, сойдёт одно и то же моря для выполнения обоих условий. Главное — чтобы метрополия имела к нему выход.

У России, как несложно заметить, с выходом к морям всегда имелась некоторая проблема. А даже когда она была в принципе решена, то выяснилось, что моря эти либо внутренние, легко блокируемые, либо слишком холодные. Первым по-настоящему ценным портом, незамерзающим и открытого моря, для России стал Порт-Артур. Ненадолго.

До этого — Россия имела очень слабые возможности по созданию и поддержанию заморских колоний. Ну да, в один момент она хапнула даже кусок американского побережья — но элементарно снабжение Аляски хлебом легло в основу сюжета оперы «Юнона и Авось». Да-да, трогательная, будем считать, лав-стори — но весьма сомнительное колониальное предприятие, когда тебе приходится плыть через полмира к калифорнийским испанцам, соблазнять ихнюю дочку, а потом загибаться в пути через тайгу из Владивостока, так ничего особо и не наладив.

Но ведь и до Владивостока экспансионистский путь был неблизкий и нескорый.

Так получилось, что с одной стороны (с западной) Россия не имела приличных выходов в приличные моря, а с другой (восточной) имела бескрайние просторы суши, на которых обитали не очень многочисленные, но постоянно «набигающие» аборигены.

И что же оставалось делать бедной России, как не расширяться на восток, заглатывая северную Евразию подобно удаву, не корысти даже ради, а чтобы замирить туземцев?

Причём, их невозможно было тотально выпилить или поработить. Лесная зона, карательные экспедиции весьма затруднены. Что до порабощения — то какую ценность представляют в этом отношении ханты, манси, эвенки? Не в обиду им будет сказано, но это ж не африканские здоровенные негры, весьма полезные на знойных плантациях ценных культур (которых у России, впрочем, тоже не было).

Поэтому, не по доброте душевной, а в силу необходимости — России приходилось ограничиваться весьма щадящим ясаком (преимущественно — собольими шкурками) и в целом скорее «приручать» аборигенов, а не нагибать.

Уже по одной этой причине колониальный грабёж был для России далеко не так выгоден, как для западных империй (а временами — и прямо убыточен).

Другая причина — отсутствие морских путей. Отсутствие даже нормальных речных путей восточнее Урала, поскольку сибирские реки, сволочи такие, текут с юга на север.

А до появления железной дороги сухопутные торговые пути просто на пару порядков уступали в эффективности морским. Посуху — только вот всякие собольи шкурки и можно было таскать. И это, конечно, совершенно не сопоставимо было ни по рентабельности, ни по объёмам с торговлей западных держав, имевших заморские колонии.

Вот и получалось, что вроде бы Россия такая огромная, и такая вся из себя империя — а толку с этого чуть. Да ещё и холодно, как у Берёзовского мамонта в жопе.

Конечно, это било по патриотической гордости великоросов и уязвляло их державное сознание.

Но если царская Россия показала пример империи просто неэффективной, то советский период явил нам пример империи абсолютно ебанутой.

В детстве я, любя историю и географию, задавался вопросом: «Если мы, блин, отобрали тех же чехословаков у немцев — то почему, блин, на наших невольничьих рынках не продаются чешки? В смысле, ихние девчонки? (закрытые тапочки — всё же бывали в продаже)»

Но этим вопросом я задавался лет до десяти. Потом — понял: «Потому что это ЁБАНЫЙ СОВОК, блин! Который провозглашает принцип: «Всё для блага человека», а реально - «Ни себе, ни людям!»

Да, это было потрясающее свойство советской системы — уметь и всех ограбить, и всё проебать, так, чтобы уж точно никто не чувствовал себя необиженным.

Метрополия — полагала, что ресурсы отбирают у неё, чтобы ублажить союзные республики и страны соцлагеря, и потому она живёт хуже всех.

Те, в свою очередь, полагали, что притесняют и обирают их, поскольку от советской великой заботы они явно жили хуже, чем до неё (во всяком случае, если говорить о Восточной Европе и Прибалтике).

И ведь все были правы.

Некоторое разумное объяснение такой аномалии можно было бы усмотреть в богатстве советской элиты, которая на самом деле и прикарманивала всё награбленное — но ведь и его, чёрт побери, не было!

Вся эта «вызывающая» (и так злившая народ) номенклатурная роскошь, сводящаяся к палке сырокопчёной колбасы раз в неделю в спецкормушке и служебной машине Е-класса — это было совершенно смехотворно по меркам не то что Штатов, но даже какого-нибудь Эквадора.

То есть, вот в новейшее время, когда кто-то в России чувствует себя ограбленным — ему хоть можно «порадоваться» за Абрамовича с его яхтой и «Челси». А тогда — просто абсолютно было непонятно, куда что девается. Особенно — в отношениях с покорёнными туземцами и «вассалами».

Эту систему советского малахольного колониализма я уподоблял «изнасилованию в гандоне из двусторонней наждачки». То есть, крайне девиантное садомазо, которое не доставляет удовольствия никому.

Таким образом, приходится признать следующий неутешительный факт.

На протяжении всей своей истории Россия была империей — но она была такой империей, которая никого не радовала. У власти — постоянная головная боль, как бы державу сохранить, у подданных — сплошное страдание непонятно ради чего. Отчего они чувствовали себя глупее негра на антильской кофейной плантации, изнемогающего от непосильного труда и бичей надсмотрщиков.

Ну, негр-то понимал, что изнемогает, чтобы белые люди могли пить вкусный кофий на тенистых верандах и вести великосветские беседы о прекрасном, и таким образом чувствовал свою сопричастность Цивилизации.

Хозяин плантации — понимал, что наваривает нехилые бабосы на торговле кофеем, и это уже само по себе прекрасно.

А джентльмены в метрополии — понимали, что им нужны как те колонии, где растут негры, так и те, где растёт кофей. Их выгодность была зримой, осязаемой и обоняемой (в случае с кофеем на веранде).

То есть, они, европейцы, через это прошли, они этим наигрались, пока не поняли, что для кофея на верандах необязательно покорять войсками полмира и стегать негров бичами на плантациях. Достаточно создать ВТО — и негры сами будут рады менять кофей на айфоны.

Русские — наблюдали это со стороны со смешанным чувством наигранной гордости за свой «филантропический альтруизм» и более искренней досады за бестолковость своей собственной империи. Которая, конечно, огромная, и страшная, но какая-то вот... бессмысленная.

Соответственно, русские — не наигрались в имперскую мечту, несмотря на изрядный исторический возраст нации. Просто — вот не склалось с такой империей, которой можно было бы наиграться.

Поэтому сейчас русские делятся на два типа по отношению к имперским грёзам.

Первый — считает, что пора бы уже, чёрт побери, заняться нормальным колониальным грабежом, чтобы в него наиграться. С некоторыми оговорками, к этому типу относится и слуга ваш покорный. Гхм, с единственной оговоркой: мне лично не нужна какая-то территориальная держава за спиной, чтобы заниматься колониальным грабежом и порабощением в любой точке земного шара, но я считаю, что будет полезно для нашего народа пройти через данный этап наконец и наиграться в иллюзию державности :-)

Второй — пытается себя уверить в том, что он выше меркантильных и грабительских колониальных мотивов, присущих европейцам (зелен виноград, на самом деле), но вот ему просто нужна империя, чтоб было.

Это то, что нужно понимать о великорусском геополитическом менталитете.

Украинцам, знаю, это сложно понять, поскольку свою страну они никогда и не мыслили в качестве империи, им бы «вишни коло хаты», но русские, ознакомившись с собственной историей и поняв, что далеко не все войны велись их страной в порядке самозащиты, невольно проникаются мыслью: «Ну для чего-то же это было нужно?»

Поэтому, каким бы современным и цивилизованным человеком ни казался российский интеллектуал, он не может совершенно равнодушно пройти мимо имперской идеи. Это как ребёнок из бедной семьи, всё детство зарившийся на стильные машинки у других пацанов в песочнице (и делавший вид, что выше такой презренной мелочёвки) — повзрослев, даже и в полтинник застынет, пуская слюнки, напротив витрины с продукцией Матчбокса.

Сама по себе Украина, в принципе, не является каким-то специфическим объектом вожделения. Поверьте, если б Путин замутил поддержку «угнетённых русских негров» в Прибалтике — ему бы так же аплодировали толпы простонародья и отборные единицы интеллектуалов. Собственно, так и было в период эпопеи вокруг Бронзового Солдата в Таллине. Только что до развязывания там гражданской войны дело, тьфу-тьфу, не дошло.

И если б вместо Крыма он хапнул у Финляндии Аландские острова — всё то же самое. Никто бы тоже не мог толком объяснить, нахер они нужны России — но большинство заходилось бы в экстазе. И тут же выкопали бы из глубин исторического подсознания все грехи «белофиннов», стали бы припоминать, как они предательски переморозили в своих чащобах мирные дивизии советских туристов, как предательски расстреливали их своими «кукушками».

Но даже если б Россия вдруг аннексировала Науру и Вануату, под тем предлогом, что раз они поддержали независимость Южной Осетии и Абхазии, то, значит, духовно близки нам и нуждаются в нашей защите, - тоже был бы полнейший восторг.

Лишь очень немногие русские, вроде меня, отдают себе отчёт в том, что в современном мире нельзя действовать нахрапом и блатняцким понтом. Что ни в коем случае нельзя лезть в Европу, а по поводу своих развлечений в других, более диких местах — всё же консультироваться с прочими игроками.

Но и я, тем не менее, сторонник идеи Великой Африканской Реконкисты, где бы Россия, совместно со всеми прочими желающими, освободила бы, для начала, Родезию от Зимбабве. Поскольку Зимбабве хуже от этого уж точно не будет (там некуда хуже), а России — какая-никакая чыста ымперская развлекуха, с прибылью для себя, в кои то веки. Ну и весь этот «пассионарный», наскипидаренный элемент — туда, в Африку услать. И нациков отмороженных, и джигитов особо буйных, и «реставраторов»-романтиков с томными глазами. Именно в Африку, а не на Донбасс, чёрт побери!

В такой операции по освобождению Родезии от Зимбабве — я бы сам принял живейшее участие, почесав свои «сашемакедонские» закидоны.

Наезд же на Украину я считаю, конечно, феерической глупостью (возможно, вообще фатальной для России), поскольку понимаю разницу между Украиной и Зимбабве.

Но многие наши менее разборчивые джингоисты — не понимают. И это они не со зла гонят волну имперского реванша против Украины. Когда хоть немного в уме — естественно, они не верят ни в какой «фашизм» там. Им этого и не надо. Им вполне достаточно такого обоснования, что «сильные гнут слабых, и такова природа вещей». Реалполитик, типа. Который имеет лишь тот изъян, что не дружит с реальностью, в которой расклад сил явно не в пользу России, как им хотелось бы верить.

Однако, большинство этих людей, пишущих в блогах самые возмутительные, с точки зрения украинцев, вещи — они совершенно безобидные.

Наиболее отчаянные и упёртые из них, мнящие себя идеологами русского имперского ренессанса, пробовали соваться на Донбасс в качестве гуру и наставников — ну и вернулись с выпученными глазами: «Ой, да там же совершенно неуправляемые и безыдейные бандиты! Как-то оно всё не так пошло!»

На них смешно сейчас смотреть. Они уж примерили малиновые штаны, чтобы перед ними делали «ку» все подданные их грядущей железной диктатуры над всея Россия, а обнаружилось, что эти малиновые штаны имеют тенденцию стремительно темнеть от одного взгляда какой-нибудь похмельной Моторолы, когда берёшься докучать ей со своими теоретическими лекциями :-)

Но большинство российских имперских блогеров — они и вовсе не рвутся ни на какой Донбасс, ни в какой бой. Чисто мирные люди, которые просто любят, по детской привычке, чертить стрелочки на карте и обозначать «стратегически значимые зоны влияния» (как будто бы собственного!)

Что в эти зоны сейчас попадает Украина и эти товарищи на полном серьёзе впаривают своим украинским бывшим приятелям: «Да, такова наша насущная имперская необходимость, а вы должны покориться ей» - это не психоз и не действие пропаганды. Для них это, скорее, как игра в «Цивилизацию», где собеседника они воспринимают как такого же игрока, только в более слабой позиции. Настоящей войны они ж вообще никогда не видели и не понимают, что для украинцев это уже давно не игра. Ну вот такие «недоросли», порою седовласые.

С чем бы это сравнить? Ну вот как если школьница-красавица, уверенная, что все её любят, вдруг узнаёт, что её одноклассник, ранее такой милый и симпатичный, в своих мастурбаторных фантазиях представляет, как сдирает с неё трусики и насилует.

Для наивной барышни это может быть шок. Менее наивная — понимает, что у мальчишек бывают разные фантазии, но даже если они смотрят хардкорное порно и дрочат на него, это не значит, что они сами всерьёз могут кого-то изнасиловать.

Хотя, если честно, после всего того бессмысленного говна, которое Кремлёвские дебилы и охуевшие русские нацики устроили на Донбассе, дрочить на данный пример отечественной имперской мощи — реально попахивает чмошничеством и моральным уродством.

Но тут уж пожалеть убогих впору. Да, потребность в самоудовлетворении имперских чакр сидит едва ли не в каждом русском (поскольку те империи, которые у нас были, удовлетворения приносили мало, не оправдывали сам свой имперский титул), ну а выход для этой потребности — реализует кто как может.

Потом — они все будут говорить, что это было «понарошку» и «будто бы наваждение какое».

Они и сами будут так думать, когда «имперская эрекция» опадёт.

Однако же, хотелось бы и украинцев спросить: пусть у вас никогда не было имперского сознания, но вот если узнаете в новостях, что ВСУ перешла границу с РФ и, легко сломив сопротивление, взяла Белгород, имея целью развивать наступление на Москву — сильно негодовать будете по поводу такого произвола ваших вояк? Или всё-таки горделивость, скорее, шевельнётся в душе? :-)

Tags: Россия, история, психология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →