Украинская общественность намедни восхитилась смелостью новосибирской журналистки Марии Лондон, не побоявшейся открыто назвать Кремлёвских «шизоидами».
Давно отмечал, у украинской общественности несколько превратные представления об атмосфере в Путинской России. Они считают, что здесь реально 37-й год, и всякий, кто осмелится как-то публично покритиковать власть — рискует, что к нему той же ночью приедет «пативэн».
На самом деле — всё не так однозначно.
По хорошему счёту, именно Кремлёвским — вполне себе пофиг, что про них говорит всякая «пятая колонна». Они вовсе не требуют всеобщего одобрямса. Им вполне достаточно — чтобы он был на федеральных телеканалах, в размере 86 или 96 процентов народной поддержки. И покуда федеральные телеканалы изображают лояльность, покуда уверяют в этой самой народной поддержке — Кремлёвских не парят все эти «гласы вопиющих в пустыне», все эти разоблачения и даже издевательства.
Которых, на самом деле, не так уж мало в информационном российском пространстве. Всю дорогу выступает Шендерович, костеря Путина последними словами. Есть Вячеслав Мальцев, который тоже не стесняется в критике. Разъезжает по конференциям экономист Степан Демура, который вполне правдиво рассказывает, что Путин сотворил с Россией и что её ждёт. Ещё резче в оценках — Слава Рабинович, который, однако, тоже периодически бывает в России и не больно-то опасается, что его повяжут.
У украинцев создаётся впечатление, что эти люди — то ли отчаянные самоубийцы, то ли «тайные агенты ФСБ», которые только делают вид, что они против, для того чтобы... ну, для чего-то! Какая-то хитрая игра.
На самом деле, никакой хитрой игры. В России реально есть люди, для которых ниже собственного достоинства бояться говорить о Кремлёвских мерзавцах, что о них реально думают. Но и Кремлёвским мерзавцам — ниже собственного достоинства обращать внимание на то, что о них говорят и думают. Они это просто игнорируют. Причём, демонстративно. Вроде часиков в 37 лямов баксов на самом виду. «Ну да, я вор. Но сейчас совру вам про часики любую чушь — и не потому, что опасаюсь какого-то разоблачения и вашего гнева. А потому, что мне абсолютно посрать на ваши разоблачения и ваш гнев, и ровно для той цели я вам и совру. Не чтобы оправдаться, а чтобы поглумиться».
При этом, «пативэн» может реально приехать к кому угодно (почти к кому угодно). Но не потому, что обиделось какое-то реально высокопоставленное кисо. А скорее потому, что персонаж-правдоруб перешёл дорогу какой-то вполне себе ничтожной местной сошке, и та решила воспользоваться его «крамольным» высказыванием ради мелочной мести, изображая жандармское усердие (которое Кремлю не очень-то и нужно, но, поморща нос, приходится терпеть такой "лоялизм" на местах).
Впрочем, когда эта мелкая местная сошка считает, что можно на кого-то наехать безнаказанно и с приятством для себя, - ей и необязательно, чтобы жертва засветилась на критике Кремлёвских. С тем же успехом можно пришить 282-ю статью практически за любой пост в Инете, за любое публичное выступление. Выкладываешь фотки с котиками? Значит, совершаешь оскорбление в отношении социальной группы «собаководы». Или — разжигаешь ненависть к социальной группе «любители мышек». Был бы конкретный интерес, была бы уверенность, что чел достаточно безобиден и не будет ответки.
Но как раз в случае с политикой, когда речь идёт о каких-то довольно ярких фигурах — более-менее вменяемый следак десять раз подумает, прежде чем репрессировать. Он же не чеченский отморозок, на котором по-любому по горло крови, который грохнет хоть Немцова, хоть кого угодно ещё, был бы заказ. Он, этот следак, лицо официальное. Если завести дело — там будет светиться его фамилия. И если он не полный дебил — он прекрасно понимает, куда всё катится и кто будет крайним после неизбежного краха этого режима. Вот эти самые официально засветившиеся «палачи и душители». Причём, по политическим делам — в первую голову. Это тебе не бордели крышевать, где и выгода личная есть, и поди докажи.
И есть в системе, конечно, такие оторвы, которым уже в любом случае терять нечего. Но их сравнительно немного. Остальные — всё-таки надеются, что их не станут слишком сильно бить ногами, когда «начнётся». К тому же, как ни удивительно прозвучит, среди ментов, фэбэсов и прокурорских — много порядочных людей. Не в том, конечно, смысле, что живут на зарплату. Но хотя бы в том, что им по-человечески противно прессовать людей только за то, что они говорят о Кремлёвских примерно то же, что эти погоны сами в глубине души думают.
Поэтому, резюмируя, нет в России какого-то тотального, маниакального зажимания ртов и «охоты на ведьм». Есть, скорее, лотерея, в которой на тебя могут наехать вне зависимости от того, что именно ты говоришь, по каким-то вполне личным или корыстным мотивам, лишь прикрытым «политическим преследованием».
Ну и есть люди, которым противно бояться каких-то уродов и держать рот на замке только потому, что уроды могут наехать. Причём, наехать ведь могут не обязательно менты или прокурорские, а любая какая-нибудь нац(ш)истская шпана в подворотне. С последствиями, даже худшими, чем уголовное дело. И чо теперь? Себя не уважать, таких бояться.
Поэтому такие люди выражают своё мнение довольно открыто и, как правило, не привлекают внимания «Системы». Но, разумеется, их не пригласят на Первый Канал. И не столько потому, что Эрнст боится мести Кремля. А потому, что Кремль ему достаточно платит за «нужную» информационную политику.
Причём, анекдот в том, что во «внерабочее» время ведущие пропагандоны официозных СМИ тоже вполне открыто говорят о своих заказчиках, их стратегических и умственных способностях такие вещи, что куда там оппозиционерам! Это даже не «фига в кармане», это просто чёткое разделение: здесь мне платят, поэтому отрабатываю, говорю, что нужно, здесь не платят — поэтому говорю, что думаю. Ну, как «Красный Граф» Алексей Толстой вполне мог заявлять в кругу друзей в конце тридцатых, что у нас «фашизм куда похлеще гитлеровского», прекрасно зная, что об этом донесут, «куда надо», но «где надо» - и не почешутся даже, чтобы его репрессировать, покуда он, вчерашний эмигрант, добросовестно отрабатывает гонорары на официальном информационном фронте. А репрессируют, скорее, какого-нибудь искреннего убеждённого коммуниста, героя Революции, и не за то, что он чего-то там критикует, а за то, что, сука такая, колёса у паровозов отвинчивает, чтобы крушения делать.
Нынешним же «эффективным менеджерам» лень даже «борьбу с вредительством» изображать. Лень (и ниже достоинства) вообще чего-то объяснять и на кого-то стрелки переводить. Перед народом, что ли, оправдываться? Да в гробу они видали его мнение, на самом-то деле! Опросы дают 90% - вот оно и ладненько. А реально возбухнет — так тем легче растащить остатки и свалить под шумок. Что и является, по хорошему счёту, их истинной «геополитической» целью.
P-s.: Безотносительно всего, эта Мария Лондон — реально красава и умница. Я прежде не знал о ней, но, думаю, у неё большое будущее в журналистике.