Ну что бы вам, дорогие читатели, ещё плохого рассказать про дела в России? :-)
Да собственно, для меня с марта прошлого года – никаких особенных сюрпризов. Тогда было – alea jacta est. А уж как там дальше наш Цезарёк-Королёк барахтался в Рубиконе («Ой, он оказывается такой холодный! Ой, он, оказывается такой струистый») – это всё нюансы.
В течение года я просто рассказывал, что будет дальше – для тех людей, которые в принципе способны здраво воспринимать информацию.
При этом, я ни с кем не дискутирую, я никого не изобличаю. Со всеми уже всё давно ясно.
Поэтому мне не интересно, допустим, комментировать какого-нибудь там «святого отца» Чаплина, который уже открыто заявляет, мол, сытый и мирный уклад не угоден Богу, а потому нам нужны страдания, и война нам нужна токма ради страданий, поднимающих мысли к Богу.
Да, такого не говорили ни одни проповедники в известной истории религий. Даже самые фундаментальные муллы самых радикальных течений ислама, вербуя террористов, говорят всё-таки о войне с неверными, угодной Аллаху, ради нашей победы, а не о том, что война нужна лишь для того, чтобы пострадать.
Поэтому, чёрт с ними, с этими чертилами. Давно пофиг, что говорит Путин, что говорит Дугин, что говорит Чаплин. Это просто никто, они уже ничего не решают, они уже никак не влияют на события, и с ними бесполезно о чём-либо тереть.
Вот мне давеча Путин стрелку забивал, обещал даже не опаздывать (он, собственно, и на стрелу с Папой опоздал, так нарочито, чтобы для меня весомее было отступление от его привычки).
Но я отклонил. Сказал: «Извините, Владимир Владимирович, но о чём нам с Вами разговаривать? О том, что мы гарантируем Вам признание умопомешательства и комфортный санаторий? Это мы ещё в 2009-м заявляли и постараемся сделать так. Это – то, чего мы по-настоящему хотим в отношении Вас. Списать очередную катастрофу российской политики на шизофрению диктатора, любимого народом (по недомыслию). И это – не зависит от того, что Вы могли бы нам предложить. Поскольку Вы ничего не можете нам предложить. У Вас ничего нет. У Вас нет ни одного человека в ближайшем окружении, в чьей лояльности Вы были бы уверены, для начала. Но в этом, собственно, и конец разговора о том, что Вы можете. Теперь - ничего».
Короче, это, конечно, была шутка, про мои тёрки с Путиным, поскольку я сказочник, а в данный момент – ещё и аграрий.
Да, к чёрту политику – лучше про картошечку расскажу.
Итак, нынешний июнь в средней полосе России выдался довольно жарким, а главное – сухим.
Обычно-то июнь бывает всё-таки довольно «мокрым». И как раз в это время – напитываются и плодовые деревья, и однолетняя флора вроде картохи (фитофтороз к ней приходит не раньше августа, а влажность в июне идёт на пользу).
Но нынешний июнь – он реально очень сухой. Вот в прошлом году – такая сушь стояла с июля по сентябрь. Но это не так уж ударило по картохе, поскольку за июнь она достаточно укрепилась, пустила корни поглубже.
Сейчас – во многих хозяйствах картоха просто выгорает ботвой. Она уже никуда не пустит корни, она уже не даст полноценного урожая.
Но, конечно, тут вспоминается история десятого года. Когда тоже засушливое, жаркое было лето (правда, с июля), и стоял крик великий надо всей европейской Россией: «Ой, у нас всё посохло, ой, у нас всё погибло!»
Тогда и запрет на экспорт злаков заботливое правительство ввело, и картоха в два с половиной раза в цене взлетела (её из России и не экспортируют практически, но просто вот «не уродилась»).
Что сделали тогда мы, на нашем тогда ещё пятисотгектарном хозяйстве в Калужской губернии?
Узнав прогнозы (и нутром чуя, что лето будет жаркое), я ещё в середине июня распорядился отрыть три дополнительные артезианские скважины и обеспечить всю инфраструктуру для полива.
Ну, бурение скважины – оно копейки стоит. Тогда – что-то в районе полутора тысяч рублей за метр было, при нашем водоносном уровне восемьдесят метров, ну и насос, ну и самое затратное – разводка по полям. Там – трубы и шланги ПНД и автополивочные системы чего-то стоят.
Но тоже – вот ляма в три нам это стало, на пятьсот га.
Хотя поначалу, конечно, тогда, в десятом – мы просто кидали трубы, кидали шланги, и чтоб при каждом был «писающий мальчик», который бы эти шланги перетаскивал с места на место, в целом добротно поливая около гектара в день. Не слишком обременительно для него.
Моих невольничков не хватало (мои «невольнички» - это ребята, которые накосячили на реальный срок за кражи-угоны-хулиганство, но которых я выкупаю у ментовки), - так решение чохом нашли. Конечно, Российская Армия.
Договорились с местной в/ч, заинтересовали офицеров хорошими отношениями и отгрузкой нашей свинины по таким контрактам, где можно хорошо «баланс свести» (ну и просто я для них подполковник ФСБ из Центрального Аппарата был – а такими связями не бросаются). А солдадитос – да поди хуёво, десять часов на поле, а не в казарме, из них три – на полив (перетаскивание шлангов), остальное – или в футбол гонять с нашими, или купаться в бассейне, или просто загорать. А вечером – шашлычок с пивком.
В общем, проблему засухи 2010 – мы решили влёгкую. В авральном режиме – но влёгкую. За две недели. И у нас тогда средний урожай за 450 центов с га зашкаливал (поверьте, по российским меркам это много). Но вот мы обеспечили хороший рост ботвы, несмотря на засуху, а тепло и солнце – способствовали тому, что и клубни под той ботвой клубились зачотно (да, это непонятно многим людям, но на самом деле главное в растениеводстве – обеспечивать фотосинтезирующие мощности растения; почва тоже важна, но главное – энергия, которую растение приобретает от Солнца).
А сейчас у меня за последний год добавилось 4000 га к тому, что было. Добавилось – потому, что многие люди, даже искушённые в агробизнесе, валят из России, распродают свои мощности здесь.
Прежде всего водоснабжение этих новых угодий – было главной проблемой. Я, конечно, отрыл ещё восемь скважин, раскидал водоснабжение, но не на всю новую территорию.
Частично – оставил заросшие поля под снытью. А это, кстати, очень ценная кормовая травка (которую и кролям, и свинтусам, да и человеку можно скармливать). Кроме шуток, я сам когда-то месяц жил на зелёных щах из сныти да салатах из неё же. В общем, довольно ценная культура… не требующая никакой культуры возделывания.
Сейчас мы думаем перешагнуть барьер в шестьсот центов с га по картохе, на тех полях, где она возделывается, в среднем.
Благодаря такому жаркому июню. Поскольку мы – готовы были к этому.
Но я предрекаю, что уже скоро этим летом появятся отмазки в новостях, мол, идёт полным ходом битва за урожай и импортозамещение, но небывало сухая погода погубила усилия наших аграриев, и это цэрэушники, однозначно, врубили свой климат-контроль :-)