artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Category:

1. Джаред, Еськов и "советский автопром"

Намедни в собрании благородных донов al fresco зашла речь о работе Джареда «Ружья, микробы, сталь» в частности и о географическом детерминизме вообще.

Если кто не читал (рекомендую!), суть концепции Джареда состоит в следующем. Очевидные различия в темпах цивилизационного развития на разных континентах объясняются прежде всего тем, какие исходные потенциальные доместикаты (растительные и животные) были доступны той или иной человеческой популяции (а также, что даже важнее – насколько легко человеческие популяции могли обмениваться между собой своими достижениями).

И вот получается, по Джареду, что в Евразии сложились заведомо более выигрышные условия, когда и большинство злаков под рукой, и быки-коровы (а это не только источник молока и мяса, но и тягловый скот, многократно увеличивающий энерговооружённость цивилизации), и лошади (а это – способность передвигаться по степи, где без транспорта, честно сказать, человеку делать нечего: зимой нечего жрать, летом нечего пить).

Таким образом Евразия (включая Северную Африку) с древнейших времён, ещё задолго до всяких пирамид, оказалась этаким «глобальным миром», связанным от Атлантики до Тихого сквозным коридором Великой Степи. По которому рыскали всякие добрые люди, сначала на колесницах, потом конные – и несли осёдлым соседям радость и процветание. В смысле, когда зарастали пепелища, эти добрые люди могли сами осесть и внедрить какую-то инновацию, почерпнутую от других соседей. Ну и до следующей волны таких же «культуртрегеров».

Что немаловажно, именно благодаря лошади – евразийские варвары обладали высокой мобильностью и автономностью в степи. А соответственно, их воздействие на осёдлые аграрные протоцивилизации было интенсивнее, чем где-либо ещё. Ну и вот или заставляли как-то развиваться, форсированно – или сносили нахер, когда те размякали, изнежившись.

Америке повезло меньше. Там, говорят, водились лошади – но как раз с приходом человека (где-то десять тысяч лет назад) все перевелись. Полагаю, фишка в том, что евразийская фауна, сосуществуя с гомо сапиенс с его младенчества, кое-как успела к нему адаптироваться, для американской же это нашествие было как снег на голову. Когда открылся переход через Берингов пролив, к ним заявились не робкие какие-то полуобезьяны, а матёрые охотники кроманьонской формации. И бедные американские лошадки просто не понимали, что это двуногое – не волк. У него нет понятия «дальность прыжка». У него есть понятие «выстрел из лука». Ну а пока соображали, с какой дистанции надо улепётывать от людей без оглядки – собственно, и кончились. Но и человек лишился в Новом Свете лошади, а значит, прерии стали для него непроходимы.

На это есть то возражение (в частности, Кирилла Еськова), что всё-таки индейцы могли бы найти некий «паллиатив». Скажем, запрячь лосей (на севере) и тапиров (на юге). Сам Кирилл называет это «принципом советского автопрома». То есть, создать пусть не идеальную замену тому, что есть у «белых людей», но всё же функциональную.

Я мог бы сказать, что от сохатой кавалерии мало было бы толку в лесу (там и от лошадиной мало толку), а для прерии лось просто не создан. Между тем как ценность лошади именно в том, что это степное животное. По лесу-то человек и без помощников вполне спокойно перемещался.

Но главное не в этом. Главное в том, что для приложения принципа «советского автопрома», индейским вождям и старейшинам нужно было иметь хоть такое представление об окружающем мире, какое имели советские вожди.

И те-то – знали, что у проклятых буржуинов есть танки, есть самолёты, есть мощная индустрия, и всё это обрушится на молодую Советскую Республику, если не развивать собственную индустрию, не наклепать собственных танков и самолётов. А для этого, конечно, надо наращивать автопарк, причём, желательно, с опорой на собственные мощности (потому что за валюту – слишком дорого).

Конечно, советские вожди были своеобразные люди, со всем своим марксистским шаманизмом, но всё же – это были люди двадцатого века, имевшие соответствующее образование, способные ценить плоды научно-технического прогресса и примерно представлять себе его магистральные векторы.

Окажись они в индейской Америке пяток тысяч лет назад – конечно, они бы схватились за голову. «Блин! У нас нет ресурса «лошади». Надо срочно что-то придумать, потому что иначе приплывут испанцы и всех покрошат. Лоси? Карибу? Тапиры?»

Но с какой бы стати морочиться такими вопросами тем реальным индейским вождям, которые знать не знали ни про испанских конных конкистадоров спустя пять тысяч лет, ни про базовые принципы игры в «Цивилизацию»? Для какой цели совершать им некие весьма обременительные телодвижения по замене чего-то, о чём они вообще понятия не имеют, вроде лошадей лосями?

Правда в том, что традиционные культуры – на то и традиционные, что панически боятся каких-либо инноваций. Они все живут по принципу «от добра добра не ищут» и «что хорошо для предков – хорошо и для нас». А главное – не гневить богов и духов.

Они могли создавать весьма обширные империи, весьма сложные общества, но достигнув некой точки гармонизации – погружались в дремоту на века, пока их не сносили нахер варвары или пока они не устраивали у себя экологическую катастрофу, провоцировавшую гражданские потрясения и некоторое обновление (а иногда – полную деградацию).

Но вот покуда петух совсем уж не клюнет – какой был резон у правящей верхушки поощрять или хотя бы разрешать инновации?

Поставьте себя на место такого вождя, будь то ацтекский император или верховный инка. Представьте, что вы – не маньяк властолюбия, а добрый малый, искренне заботящийся о счастье подданных. И представьте, что вам докладывают: некий умелец научился разводить тапиров, выращивая их ручными и покладистыми, и приспособил таскать колёсную повозку. Это может дать огромный «буст» для вашей экономики. Где раньше требовалось двадцать носильщиков – теперь можно обойтись одним погонщиком тапира. И это как бы плюс.

А минусы? Ну во-первых, у вас полстраны работает носильщиками. Да, они изнемогают под непосильной ношей, они, бывает, оскальзываются на горной тропке и падают в пропасть, но это их хлеб, в этом они видят своё жизненное предназначение, в этом они видят свою пользу для общества, и даже летя в пропасть – умирают счастливыми.

А теперь – что? Уволить их, сказать: «Вы больше не нужны, крутитесь сами, как знаете?» Ну так они от безделья, того гляди, восстание поднимут. По крайней мере, они сделаются несчастны.

Или, может, на войну их всех отправить? Это мысль – но для этого нужен какой-то приз в войне, какая-то цель. А если нет соседей, которых хотелось бы завоевать? Если всё ценное уже завоёвано, а дальше джунгли аль пустыне?

Или, может, занять высвободившуюся рабочую силу в каких-то новых инфраструктурных проектах? Но как вы думаете, почему и египетские фараоны, и индейские правители отгрохивали себе пафосные пирамиды, требовавшие колоссальных человеческих усилий? Потому что такая у них была мания величия? Да главная причина: у них было очень дохера лишних крестьянских детей, которым уже не хватало земли (или аграрный труд не мог занять всё время) и которых просто нужно было куда-то пристроить, заставить почувствовать свою нужность, причастность к величию (а если кого камнем придавит – так вообще праздник).

И в этих-то условиях перманентного жутчайшего демографического перегрева (неизбежного спутника аграрной «социалистической» деспотии) – правитель должен радоваться инновации, высвобождающей рабочую силу? Да эта мысль покажется ему издевательской!

А теперь представьте, что внедрили вы всё же эту инновацию, повозку, запряжённую тапиром, а тут на крутой горке рвётся упряжь – и телега давит кучу народу. Ещё – и на какой-нибудь религиозный праздник.

Ну и вы же понимаете, что вы, конечно, персона сакральная, и вертикаль власти, и духовные скрепы, и все дела – но обязательно найдутся негодяи, которые начнут бухтеть: «Вот до чего они доводють, тапиры-то енти! И енто нам сигнал, значить, от богов, что новшество сие – богомерзкое!»

А тут бах – и неурожай. И волнения. И самозванцы всякие объявляются, которые про вас говорят, что царь-то – ненастоящий. И хана всей социальной гармонии.

Так оно кому надо? Зачем элите дразнить гусей и богов, без крайней-то необходимости? Зачем вводить новшества, когда это может создать изрядный головняк и вообще непредсказуемые последствия? Система работает? Ну вот оно и ладненько! А химичить, чего-то экспериментировать – ну его нафиг!

Таков, собственно, социализм в чистом виде. Система, при которой элита, контролирующая все общественные процессы и средства производства, следит прежде всего за тем, чтобы не было никакой потенциально опасной самодеятельности. Причём, она, элита, может делать это из самых лучших, самых человеколюбивых побуждений. «Абы чего не вышло, абы не стало хуже – ведь и так всё хорошо».

Тот социализм, который мы наблюдали в Советском Союзе – он был всё же «неправильный». Он был таков, что имел окошко во внешний мир для наблюдения за конкурентами, проклятыми буржуинами – и потому уже советские вожди примерно представляли себе как возможности этих конкурентов, так и необходимые пути развития, чтобы злостные эти буржуйские происки парировать. Поэтому в советском социализме, несмотря на всю его общую отсталость – был хотя бы запрос на инновации и технический прогресс. «Стране нужны паровозы, стране нужен металл». И собственный автопром, соответственно.

Но с какой бы стати это должны были понимать элиты теократических империй, которые и так достигли положения, казавшегося им незыблемым, только бы не спугнуть, только бы не сглазить? У них не было никаких стимулов к революционным инновациям – но было достаточно властного ресурса, чтобы не позволить их осуществлять частникам (собственно, подавление любой частной инициативы во имя общего блага – это альфа и омега любой социалистической системы вне зависимости от того, изобретено ли уже слово «социализм» или нет).

to be continued

Tags: глобальность, история
Subscribe

  • Физкультурные лайфхаки

    Я рассказывал, что сейчас много занимаюсь оздоровлением Матушки после Ковида. Ну и заодно — стараемся обуздать гипертензию и диабет. Делаем…

  • Решение кабацкого вопроса

    Виконт Алексей Артёмович намедни вернулся с Форментеры. Договорился с приятелями потусить в 16 Тоннах — а там куаркод требуют. Он объясняет,…

  • Продолжаем отдыхать

    Поймал себя на мысли, что в былые времена я бы потратил минут двадцать, чтобы высказаться о встрече Путина с Байденом. Но сейчас? Чего я не сказал…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments