Намедни одна подруга сподобилась посмотреть по ТВ новейший сериал «Молодая гвардия». И обратилась ко мне с не то чтобы очень неожиданным вопросом: «Слушай, а ты знаешь какие-нибудь мало-мальски ВМЕНЯЕМЫЕ новейшие российские фильмы о войне? Ну, в смысле, такие, где бы фильм был похож на фильм, а война – на войну?»
Честно, это трудный вопрос.
Видите ли, я нисколько не ура-патриот, не ханжа, не маньяк исторической достоверности. Меня воротит от всякого вымученного пафоса, включая все эти надрывные дешёвые спекуляции на тему «дедывоевали». Я довольно циничный парень. И к произведениям искусства имею довольно потребительское отношение. И не считаю, что есть какие-то абсолютно «сакральные» вещи, табуированные для глумления.
Не, главное – качество. А так-то я считаю, что на тему войны можно снимать и трешак, и стёб, и сюр. Деды, которые по правде воевали, - не обидятся. Поскольку война – это на самом деле такая реальность, которая затмевает своим трешаком, стёбом и сюром любое самое отвязное творческое воображение.
Другое дело, что именно качественного кино про войну в последние годы в России снимается… обратно пропорционально росту числа «патриотических» кинопроектов как таковых. И в основном под эту бранжу, «дедывоевали», снимается чего-то такое, что… да просто бездарщина! Вот единственное чего я не терплю в искусстве – так это бездарщины. Унылой, блёклой, - и такой, что видно: создателям самим нихера не нравится то, что они делают, они даже не претендуют на какое-то там «вкладывать душу» в творение. Несут «политически правильное» искусство в массы с энтузиазмом пионера-знаменосца на школьной линейке в восьмидесятые. Выронить-то не выронит, подбородок задирает, шаг чеканит, но как там это знамя вьётся, горделиво али радостно – ему тупо похуй. «Вьётся-вьётся, в рот оно ебётся».
Но на вопрос подруги о российских военных кинах именно последних лет, где бы проскальзывала хоть какая-то художественность, а так же умственная, психическая и профессиональная адекватность создателей – указал навскидку мало пропиаренный, явно малобюджетный, но по-своему неплохой фильм «Двое», с Мерзликиным в главной роли.
Мерзликин (Диман из «Бумера») – он всё-таки актёр. Пусть не мастер перевоплощений – но он по крайней мере знаком с той концепцией, что актёр должен немножко так чувствовать своего персонажа, вживаться в него, а не двигать его по съёмочной площадке, как рисованного героя компьютерной игрушки, время от времени ставя на паузу, чтобы хлебнуть пива и затянуться сигаретой (большинство наших «дарований» играют именно так, что в военных фильмах, что в иных).
Помимо Мерзликина в этом фильме, «Двое», есть другие актёры (но не один, как может показаться, а целых трое, плюс собака) – и они все достаточно адекватны. Собака же – просто очаровательна. Хотя фашистская. Но немецкие овчарки – интеллигентны и киногеничны всегда, вне зависимости от «фракции». Люди – тоже нормальные, не картонно-ходульные.
Что особенно порадовало, в этом фильме создатели умело и мудро воздержались от того, чтобы увлекаться какими-то сверхценными идеями, читать проповеди на тему «все люди братья» - и таким образом избежали пошлости. Признаться, я боялся, что развязка будет какой-то слишком претенциозной, слишком многозначительной (вроде того, что «мы не можем передать разведке пленного немецкого офицера, потому что он хороший человек, но возьмите хотя бы собачку») – но таких глубокомысленных соплей сценарий избежал. Вообще, ровно так, буднично, пастельно фильм сделан. Поэтому, пусть не шедевр, который, там, душу за яйца берёт и на кадык наматывает, но – просто хороший фильм про войну (что по нынешним временам – очень большая редкость и большое достижение).
Из военных сериалов же самых последних лет – вспомнился «Переводчик». Ну, тоже видно, что создатели увлечены своим творением, искренне над ним работают. Но не так увлечены, как Никита Михалков с этим своим внезапно-долгожданным сиквелом «Утомлённых солнцем», а всё-таки голову включённой держат, а не в режиме фантасмагорического напыщенного бреда, интересного одному лишь режиссёру.
При этом, там поднимается довольно больная такая – но важная тема. Жизнь под вражеской оккупацией как она есть. «Коллаборационисты налево, партизаны направо, всем заранее спасибо» - так оно ж не бывает. В реальности всё бывает сложнее. Ну и вот в фильме это добротно прочувствованно.
Чего, конечно, не скажешь про новейший сериал «Молодая гвардия», навеявший моей подруге вопрос о том, существуют ли в принципе современные «вменяемые» российские фильмы о Войне.
С ним – да, понятие вменяемости не ассоциируется. Тут на ум, скорее, приходят слово вроде… «лоботомия»?
Причём, какие-то актёры стараются даже чего-то из себя выжать (особенно, второго плана), но в целом выглядит как чистейшее издевательство и над кинематогрофом, и над историей, и над здравым смыслом.
Нет, я не склонен цепляться к каким-то изъянам фактологической достоверности. Да с этой «Молодой гвардией» - писатель Фадеев по горячим следам не мог разобраться, чего это вообще было. И неизвестно, было ли вовсе такое уникальное сугубо молодёжное подпольное движение (честно, очень сильно сомневаюсь; когда при прочих равных условиях некое явление в одном месте претендует на уникальность – как правило, оно оказывается мифом).
И хрен с ним, что для создателей всё едино, что фельд-жандармерия, что гестапо. Хрен с ним, что кого-то называют «капитаном», кого-то «гауптманом», что звучит топоним «Донецк», хотя в сороковых его не было (если кто сейчас подумал: «Наверное, имеется в виду Донецк Ростовской области, а не украинский» – no cigar, его тоже не было).
Это-то всё мелочи и частности. Но вот общая атмосфера… Ой, наш партизанский отряд попал в засаду, всех убили, меня контузило, но я ускользнул, как та девочка в Inglorios Basterds, и такой крадусь по лесу, в стелсе, выползаю на околицу деревни, кажись, никого, можно подойти к колодцу, всласть ополоснуться, радостно фыркая, а тут такая местная девочка шутейно крадёт у меня наган и говорит: «Хи-хи, а у нас в деревне полно полицаев». А тут полицаи начинают прессовать её родителей-евреев, типа, по твоему доносу меня из комсомола исключили (так подай, блин, прошение бургомистру, чтоб восстановили в комсомоле!), но я такой выхожу, всех бац-бац убиваю (полицаев), и иду на Краснодон, а там чё-то изменилось. Кажись, у ментов новая форма? А, так это ж немцы! Ну, тогда я с ними буду бороться! Товарищ фашист, можно, я буду ходить по городу с наганом под рубашкой и немножко с вами бороться? Я это, в стелс-режиме. И можно я немножко потусуюсь с колонной евреев, которых собрали с окрестных хуторов (мы же где-то в районе Бердичева?) и куда-то перемещают. Там моя девушка, в которую я счёл своим долгом влюбиться с первого взгляда, а у меня сейчас, к августу сорок второго, сформировалось подозрение, что вы можете в каком-то роде дискриминировать евреев. Ну, в смысле, жилищные условия ухудшать, всякое такое. Кстати, где у вас полицаи, берущие взятки, чтобы отпустить мою девушку и её семью? Поторгуемся? Натурой возьмёшь? В смысле, наганом не интересуешься? Свой есть? Ну ладно, сала попробую надыбать…
Я не шучу, не стебусь. Оно вот так именно и выглядит. Хоть бы, блять, поинтересовались, где линия фронта проходила уже к осени сорок первого, – и какая, соответственно, атмосфера могла быть в Краснодоне. Да, его не оккупировали вплоть до июля сорок второго – но там в десятках километрах жесточайшие бои шли, зимние бои за Ростов чуть южнее, летняя катастрофа наступления на Харьков чуть севернее. Тут же – тишь-гладь, край непуганых идиотов и безмятежных евреев, разбросанных по хуторам в ожидании немцев и полицаев, исключённых из комсомола.
Если ж лень мозг включать, чтобы представить себе атмосферу перед оккупацией и во время её – ну посмотрели бы старый, советский фильм «Молодая гвардия», 48-го года. Да, он, конечно, пропагандистский – но там всё же и режиссёр, и актёры немножко так соображают, что к чему и что зачем, и что играть нужно, и как.
В общем, довольно этот бред новоиспечённый обсуждать (он вполне типичен в жанре) – я серию отсмотрел, поскольку психику крепкую имею, но никому не рекомендую.
А те новейшие военные фильмы, которые всё-таки нормально сделаны, без «лоботомии» - привёл, какие на ум пришли, если кому интересно.