За последние лет десять в России появилась традиция: что ни военный праздник – обязательно бывают скандалы с ляпами на плакатах, поздравительных открытках, иллюстрациях в СМИ, приуроченных к дате. Ляпы, где «креативщики» всё норовили поздравить кого-то не того и не с тем.
Помню, был плакат с линкором «Миссури» («Айова»-класс, чьи обводы ни с чем не спутаешь), при американском своём двузначном бортовом номере, но под триколором – как символ мощи Российского Флота.
В иных случаях означенную мощь символизировали американские же фрегаты, под четырёхзначными индексами (открою секрет: именно это в первую очередь и настораживает, поскольку наши корабли давно имеют трёхзначные бортовые номера).
Недавно какие-то умники забабахали очень известную фотку водружения звёздно-полосатого над Иводзимой, переделав флаг, естественно, на триколор (а форму GI трогать не стали, решили, что и так сойдёт).
Ну и ладно амеры. Хотя с некоторых пор в России повелась мода ненавидеть их пуще татаро-монголов и немецко-фашистов вместе взятых, но они-то хоть союзниками были. На одной стороне.
Но вот когда поздравляют с 9 Мая экипаж Юнкерса или немецких солдат, позирующих на фоне трофейной тридцатьчетвёрки – это всё же пикантно. Если имеется в виду поздравление с освобождением от гитлеризма – то, наверное, такие нюансы нужно уточнять. Да и вряд ли бойцы Вермахта и Люфтваффе – самые подходящие для этого адресаты.
Ещё скандальней, помню, был случай, когда советских ветеранов «порадовали» открыткой с горделивым изображением «Тигра», щерящегося на зрителя во весь оскал своей 8,8-см пушенции. Хорошо хоть, прусских крестов на бортах не видно.
И вот я всё понимаю. Можно не отличать с первого взгляда Ю-88 от Пе-2. Можно путаться в шевронах, петлицах, знаках различия. Но как, блин, можно принять Тигра за что-то другое? Уж он-то с его фирменным, харизматическим кубизмом, – по-моему, сделался настолько ультимативным, культовым и уникальным символом Панцерваффе и вообще прямолинейной, всё подавляющей безжалостной нацистской машины, что спутать его с любым другим танком – всё равно что природного «тёзку» принять за панду.
Тем не менее, умудряются как-то «креативщики». А когда подозревают, что получается чего-то не то – подправляют символику в фотошопе. Но всё равно бывают пойманы за руку, всё равно разгораются скандалы. Раз за разом. Но случаев таких меньше не становится. Становится, скорее, больше. Эпидемия ширится и растёт.
И вот люди задаются вопросом: что это?
Намеренная идеологическая диверсия с целью оклеветать, опорочить и плюнуть в душу? Да даже для ярых антисталинистов и советоненавистников – как-то бессмысленно. Можно как угодно относиться к Советской Власти (и в здравом уме – трудно относиться к ней хорошо), но победа над нациками всё-таки была правильным делом. Эти придурки полезли в Россию, чтобы забороть здесь коммунизм – хотя это работа русских, забарывать коммунизм в России. И с этой работой в конце концов справились без надменных всяких тевтонов, которые на тот момент сами ничем не лучше были. По многим статям – и похуже. Так зачем оскорблять людей, которые сломали шею нацизму?
Или, может, это проверка на бдительность, своеобразная викторина «вылови ляп»? Ну, если так – то по уровню «деликатности» сравнимая с пресловутым «Рязанским ученьем» осенью девяносто девятого. Тоже вряд ли.
Превалирующая версия: такие ляпы происходят, потому что все в конец исхалтурились, обленились, все бюджеты пилятся безбожно, а к работе привлекают таджикских школьников, которым всё пофиг, которые ничего не умеют. Но я бы сказал, чтобы заменить флаг на фотке – нужно всё-таки чего-то знать, чего-то уметь и как-то приморочиться.
Я бы допустил мысль, что пиарщики-креативщики делают это намеренно, но по заказу не властей, и не по собственной злостной инициативе – а по просьбе каких-нибудь знакомых журналюг. Типа, ты зафигачишь левую, провокативную фотку – а у меня будет инфоповод, чтобы раздуть скандал. Громкий, где много будет желающих отписаться на форуме издания, накрутив ему посещаемость, но без особых последствий.
Но даже если допустить мысль о тотальной некомпетентности и халтурности тех, кому поручают предпразничные оформительские мероприятия – то вот какая мысль приходит на ум.
Представьте себе рекламный плакат МТС, где бы по полю порхали их спаренные яйца, в коих легко угадываются подправленные пчёлки, и красовался лозунг: «Живи на яркой стороне!»
Или – реклама пепси-колы, где по дороге катят трейлера в гирляндах, и слоган – «Праздник к нам приходит».
А когда заказчик начнёт выказывать некоторое недоумение – креативщик пожмёт плечами: «Да, я чего-то напутал? Ну, знаете, я в ваших телефонах вообще не разбираюсь. У меня-то Мегафон. А в водичках ваших – тем более. Вроде, и то, и это – по цвету коричневое, на вкус сладкое. Так-то я по жизни пиво пью».
Чего-то о таких случаях я не слышал. Как-то вот получается и задачу обрисовать, и важность нюансов донести. А за косяки подобные – может, в лес и не вывезут, по нынешним временам (хотя всякое бывает), но в моральном (и финансовом) отношении - яйца бантиком за ушами завяжут, чтобы разбирал, где символика МТС, а где крылышки пчёлок.
И в профессиональных кругах этот персонаж далее будет известен как «тот мудак, которому достался заказ на пепси-колу, а он умудрился спутать её с кока-колой».
И сотрудник рекламного агентства, который такому мудаку заказ выдал – тоже офигенную карьеру поимеет. Вплоть до полотёра, возможно.
Тут работает та самая невидимая рука рынка, которая иногда может надевать резиновую перчатку и делать такой массаж простаты, что очень хорошо мозги на место вправляет.
И вообще говоря, весь рекламный бизнес, на 90% - это распил бабла и развод на бабки фраеров ушастых. Вернее, для них расходы на рекламу – это как помощь колдуна вуду («Мы сделали всё, что могли, заручались любой поддержкой для увеличения объёма продаж, ибо Машу гаслом не испортишь»).
Но в бизнесе – не настолько всё же ушастые фраера, чтобы любую лапшу им можно было вешать, любую халтуру скормить, совершенно бесконтрольно.
А в государственных затеях, в государственных структурах – именно такие. Вернее, им просто пофиг.
Говорят, несравнимые бюджеты, в коммерческих пиаровских проектах и государственных? В том смысле, что в государственных всё разворуют, пока не «доебутся до мышей» и до таджикских школьников, с которых спроса никакого?
Да на самом деле, причём тут бюджеты? Вот казалось бы, ты – мэр городка. Тебе нужно к празднику залудить на улицах какие-то бигборды. У тебя есть коммерсы, которые занимаются наружной рекламой. Они – очень заинтересованы в дружбе с мэром. У него – очень много есть возможностей облегчить им жизнь. Начиная от льготной аренды офиса – и до решения вопросов с гайцами, скажем, через его помощника. Да масса вариантов, как они друг другу могут полезны.
Денег за украшение города к празднику – им можно вообще не платить. Все себе на карман положить, что из федерального бюджета выделено. Они всё равно сделают. Твоя задача – только проконтролировать. И сам, понятно, ты человек занятой, и не обязательно доктор исторических наук – но вот пригласить тётушку из краеведческого музея, чтобы заценила, какая там на ком форма, какие танчики-кораблики. Сама не справится – шкетов башковитых подключить, из какого-нибудь кружка патриотического, чтоб через Инет фотки пробили. Это несложно совсем, проконтролировать работу, чтобы явных и скандальных ляпов не было вывешено на всеобщее обозрение.
Но и фирмачи должны знать: если всё-таки накосячат, если подставят тебя и опозорят город родной – им придётся на трёхколёсных велосипедах впредь по улицам перемещаться. Да и то – показывать аптечку и огнетушитель на каждом углу.
Поскольку ж дело-то – государственной важности. Чтим Победу и всё такое. Президент требует с губеров, чтобы всё чин-чинарём, губеры – с мэров, те – должны на месте обеспечивать качество контента. Вертикаль власти, етить. В теории.
На практике же – всем тупо всё похер. Вернее даже, чиновнику на низах выгодно косячить (в пределах разумного). Ибо стратегическим своим нутром он чует: нет ничего отраднее для более высокого чинуша в иерархии, нежели выговаривать подчинённому: «Как же я задолбался отдуваться за тебя на ковре! Сколько ж ты мне крови попортил своей тупостью и безалаберностью! Да где б ты вообще был без меня?»
Гораздо хуже для местечкового ляйтера, когда его начальника, среднего уровня, вызывают в райхсканцелярию и хвалят: «Вот у вас есть очень толковый такой районный ляйтер, очень хорошие результаты показывает, очень ответственно и продуманно к делу относится. Надо бы, наверное, распространять его опыт на областной уровень».
Тут-то все понимают, на каком месте может оказаться этот административный гений. На месте губера. А у того – выбор. Либо обеспечить, чтобы все районные ляйтеры-распиздяи переняли прогрессивный опыт – либо укопать этого выскочку, пока не подсидел. Второй выбор – технически проще реализуем.
Вот так работает административная машина. Не только путинская пресловутая «вертикаль власти». Любая чиновная иерархия так работает. И в коммерческих крупных корпорациях – тоже складывается такая система, когда для успеха карьеры лучше не высовываться, не показывать слишком высокие результаты, дабы не напрягать непосредственное начальство, не угрожать ему «давлением снизу», а жить по принципу «дурак и лодырь, но рад стараться в сём». Причём, это может не осознаваться – но это становится органическим «модусом выживанди».
Правда, коммерческие корпорации имеют то счастье, что они обрушиваются сторонними конкурентами, когда позволяют себе так задеревенеть, выпестывать неэффективность и «сатрапизм».
С госструктурами – сложнее. Они живут на чужие деньги, изымаемые принудительно – поэтому у них больший потенциальный ресурс для «одеревенения до стадии стоеросовости». Но со временем, конечно, - the bigger they are the louder fall.
Поэтому я и говорю, что у государства нужно отнимать абсолютно все функции, кроме тех, где заведомо неминуемо его участие как механизма принуждения по сути своей. Все сферы, где люди могут договориться без принуждения – должны быть исключены из ведения государства.
Ну и вот эта фигня с плакатными косяками (в пиаровски значимом, вроде бы, для государства деле), что оно не может даже такую плёвую работу выполнять и такие простые вещи отслеживать – это, конечно, частность, но показательная.
Ps.: Видит бог, я ни в коей мере не совкодрочер (мягко говоря), но всё же не понимаю: как можно, проживя хоть какую-то часть сознательной жизни в России и отсмотрев хоть какие-то советские военные фильмы - на "моллекулярном" уровне не ощущать разницы между Тигром и тридцатьчетвёркой?
Да, в фильмах Тигров обычно изображают те же тридцатьчетвёрки (или более поздние советские танки), "тюнингованные" под тевтонского хищника. Но даже обвесы эти - вполне узнаваемы и однозначную, по-моему, эмоциональную реакцию вызывают. Что это - враждебная зверина, по-своему прекрасная, но страшная. Она приехала убивать и давить. Она создана для этого. Её прямолинейная эстетика - вызывающе агрессивная, надменная, чуждая всему живому.
А тридцатьчетвёрка - она игривая и ласковая. У неё башенка такая приятная, литая, округлая, с зализанными углами даже у "гаечки" - так и хочется погладить. Она добрая, человечная. Там живут четыре танкиста и собачка Шарик. Тридцатьчетвёрка - появляется, чтобы спасти безнадёжные позиции отчаявшихся людей, а не чтобы раздавить их, как норовит сделать злодейский Тигр...
Понятно, что полная чушь, инфантильная сентиментальщина, сугубо субъективное восприятие - но вот оно неизбежно складывается у тех, кто вырос в России, кто вырос на наших военно-культурных штампах, которыми здесь пронизана "ноосфера" по-любому.
На чём выросли те "креативщики", кто влёгкую может увидеть в Тигре советский танк - хрен их знает.
Ну да вот новейший этот "руссо-патриотизм" тем и характерен, что в лучшем случае пишется Эдуардом Багировым по заказу Асланбека Дудаева (оба - талантливые и умные ребята), а в большинстве случаев - людьми, которые вообще абсолютно вне русско-советско-российского культурного контекста выросли и существуют и им принципиально на него насрать.