Слово «бандеровцы» я, наверное, узнал раньше многих соотечественников того же, 76-го года выпуска.
Моя бабушка по материнской линии была школьной учительницей, математики и физики, после Войны её направили на Львовщину заведуюшей гороно (или как оно тогда называлось), поднимать систему образования.
Когда мне было лет шесть, она рассказывала жуткие вещи про тогдашнюю свою жизнь.
«Там было на самом деле страшно. Бандеровцы – не щадили никого. Они были хуже фашистов. А если им удавалось захватить коммуниста – измывались зверски. Отрубали руки, ноги, втыкали кол в живот и оставляли так помирать. Мне рассказывали наши бойцы. А сочувствующих Советской Власти – варили заживо в котлах. Мне тоже рассказывали такие дикие истории. А один раз чуть меня не поймали. Обстреляли из леса машину, и хорошо, что шофёр наш не растерялся. Стал вилять по дороге – так и ушли от пуль».
Имелись ли у меня основания не верить своей бабушке? Нет. Она была, можно сказать, «патологически» честным человеком. Я не помню, чтобы она вообще когда-то что-то выдумывала. У неё вот именно такой математический склад ума был – правда, и в других людях она стремилась видеть то же, поэтому очень болезненно воспринимала, когда ей врали.
Как я отношусь к той информации о бандеровцах, которую она мне поведала в детстве?
Сейчас, имея несколько большее знакомство как с народно-освободительными движениями, так и с методами их подавления, я могу допускать три вероятности.
1. Бандеровцы действительно творили зверства, отрубали руки-ноги, варили коммунистов заживо в котлах, и всякое такое. Это бывает. Особенно – со вчерашними крестьянами, которые вообще не хотели никакого насилия, но оказались вовлечены в вооружённую борьбу, где не являются профессионалами. Поэтому очень болезненно переносят смерть своих боевых товарищей – и быстро слетают с катушек. Им начинает казаться, что если усугубить террор, - то только так можно победить. Да и просто дают выход эмоциям, отыгрываясь на пленных. Такое бывает чуть ли не со всеми партизанами, если во главе их нет крепких и хватких профессионалов.
Тут вспоминается старый, ещё советских времён анекдот.
«Поймал гайдамак комиссара, привязал к дереву и собирается распилить ножовкой.
Комиссар: «Та нешто пан не мает парабеллум?»
Гайдамак (назидательно, поднимая палец): «Пан мает парабеллум. Но пан мает – и вдохновэние!»
На самом деле, когда я смотрю Анна-Ньюз или канал «Новороссия», где показывают то, чем «ополченцы» гордятся – мне почему-то тоже хочется отпиливать им руки-ноги и варить в кипятке. Но я-то профессионал, я понимаю, что это эмоциональная реакция, которой нельзя поддаваться. Наш принцип: «Убивая – убивай». В смысле, не мучай того, кого решил убить. А «бандеровцы» того времени – были преимущественно селяне, к которым пришли освободители от частных средств производства, «мы вам сейчас такое же счастье назначим, как на Поволжье, как на Тамбовщине, как на Кубани, как в Восточной Украине в начале тридцатых, любите нас». Ну и понятно, как их «любили».
2. Я допускаю, что многие «факты» о зверствах бандеровцев – были преувеличением. Не обязательно действием целенаправленной пропаганды – а просто слухи. Обыватели, стремясь привлечь внимание к своей истории, склонны её драматизировать, украшать леденящими душу подробностями, даже не заботясь о том, как бы они могли знать эти подробности. И не только обыватели этим грешат. Госслужащие – тоже.
Этим летом один мой друг (не коллега) ездил в Ростов, и поведал: «Мне ребята из местного ФСБ рассказали, что эти нацгвардейцы Украины – совсем отморозки. Они пленных ополченцев на кол сажают, ты прикинь?»
И я допускаю, что местные фэбэсы – они не по «методичке» действуют. Они просто, за бутылкой, подчёркивают свою осведомлённость, выдумывая шокирующие подробности.
Хотя, конечно, когда видишь какую-нибудь Моторолу, её хочется посадить на кол. Чисто по-человечески. А какое-нибудь Гиви – хочется освежевать, посадить на кол и поместить в предельный раствор соляной кислоты (он десятипроцентный) и варить на медленном огне. Но школьное образование рушит сию мечту, ибо подсказывает: проклятая архимедова сила не даст клиенту нанизаться на кол, а выделяющийся из раствора хлороводород вообще прикончит раньше, чем тот сумеет хоть немного прочувствовать прелести своего положения.
3. Я допускаю, что с целью дискредитации «бандеровцев» действовали спецотряды НКВД, реально творившие вопиющие зверства. Собственно, это исторический факт, что такое бывало. Факт, имеющий подтверждения вплоть до протестов высшего партийного и прокурорского начальства УССР на такую практику, которая реально усложняла им работу по советизации населения.
В общем, я всё это допускаю, все вероятности. Чему я безусловно верю – так это тому, что какие-то парни из леса обстреляли машину моей бабушки. Это история, которая непосредственно с нею приключилась, она бы не стала такое выдумывать. Но – подобное бывает, когда так или иначе представляешь власть, воспринимаемую значительной частью населения как враждебную.
Как я сам отношусь к Бандере и бойцам-партизанам ОУН-УПА?
Сразу скажу, это «не герои моего романа». Они боролись за самостийную Украину, но я не украинец, я русский, меня судьба России больше заботит (чтобы она не свихнулась и не угробила себя окончательно… хотя уже свихнулась).
И мне трудно отрицать, что в этой борьбе за украинскую самостийность – был тогда некий душок ксенофобии, и против русских, и против евреев. Поэтому не могу сказать, что мне безусловно симпатичны тогдашние воины ОУН-УПА. То есть, в моей шкале ценностей они безусловно лучше коммунистов, которые просто враги всего живого, враги Цивилизации, но всё равно эти «бандеровцы» – не кумиры для меня нисколько.
В современной украинской моде, однако, принято идеализировать бойцов ОУН-УПА, приписывая им те ценности, которые СЕЙЧАС пытается принять Украина. Гуманизм, там, цивилизованность.
То есть, никто не заявляет: «Наши бандеровцы прежних лет жгли и варили живьём своих пленных врагов, и это правильно».
Возвышение же культа «бандеровцев» - происходит с той позиции, что эти ребята НЕ делали таких зверств. Поскольку они неприемлемы для современного мира. И это очень радует, на самом деле.
А Рос-ТВ только и остаётся, что смаковать какие-то символические факты.
«Вот, у них там прошло факельное шествие».
Ну, прошло. И чего, «ведьм» каких-то сожгли? Если нет – это всего лишь шествие с факелами.
«Вот, у них там памятники Ленину валят, памятники Бандере устанавливают».
А чем Бандера хуже Ленина? Я не говорю, что Бандера очень хороший (да он никакой вообще в моей системе координат), но что может быть хуже Ленина?
Вообще, я презираю символизм в политических делах. Это всегда ложь, всегда фальшь, опора на символы прошлого, когда решать нужно здесь и сейчас.
И благословенны украинцы, что у них здесь и сейчас появились примеры воли и бесстрашия в борьбе за цивилизованное будущее своей страны.
«Небесная Сотня», «киборги ДАП» - это не просто пропагандистские штампы. Это люди, которые реально шли на смерть, презирая бесчестие. Люди, которые готовы были рискнуть своей жизнью, чтобы их дети, их друзья жили в цивилизованном мире, а не в мракобесной какой-то «инкунабуле».
И вот это – реальные герои. А что там было с «бандеровцами» семьдесят лет назад – да сложно сказать. Главное: эти новые герои вовсе не нуждаются в какой бы то ни было преемственности. Они историю здесь и сейчас творят.
Разумеется, в украинской современной политике тоже много дерьма, много пены, много накипи – но это просто неизбежно в таких ситуациях, в такие моменты национального подъёма (который, естественно, и всякую муть со дна поднимает).
Это потом только в учебниках истории, для детишек, пишут: «Весь народ в едином порыве воспрянул на борьбу за своё будущее и все лидеры соревновались друг с другом в благородстве, доблести и альтруизме».
Нет, конечно. Так не бывает. Альтруисты не становятся политическими лидерами. Последние – всегда себе на уме, имеют собственный интерес, пусть даже не корыстный.
Тем не менее, в украинской Революции Достоинства и последующих событиях проявилось немало людей, которых есть, за что уважать, с которыми приятно было бы иметь дело. И плевать, носятся они с портретом Степаном Бандеры или нет. Даже если носятся – они видят в его образе совсем не то, что навязывает российская пропаганда.
А так-то любого мятежного лидера можно изобразить и героем, и маньяком-подонком.
Хотя нет. Не любого.
Удивительное дело, но столь расхваливаемая многими российская пропаганда – в этой кампании на самом деле совершенно отчаялась презентовать на стороне «Новороссии» кого-либо, кто мог бы тянуть на образ героя народно-освободительной борьбы. Я не говорю «уровня Кастро или Че Гевары» - но хоть как-то.
Такое впечатление, что подкремлёванные журнашлюшки уже вовсе утратили представление о том, каков должен быть «положительный персонаж» и как его лепить из дерьма (а советские-то умели). Поэтому даже не трудятся хоть как-то подретушировать всех этих Гиви, Моторол, Мильчаковых – тупо преподносят с позиции «пусть это говно, но наше, родное». Возможно, чересчур непосильная задача – изобразить из такого материала нечто пригодное для хрестоматий для будущих детишек.
Хотя все прекрасно понимают: не будет никаких хрестоматий про героев Новороссии, как не будет и «Новороссии», и дай бог, чтобы Россия уцелела после всего этого блядства. Те же, кто имел хоть какое-то отношение к нему, вот ко всей этой «защите русского мира», если выживут (чего я, на самом деле, им не желаю) – будут очень старательно избегать любых упоминаний о таковой своей причастности. Ну а там - толпой угрюмою и скоро позабытой пройдут над миром без без следа.
Украинцы находятся в несоизмеримо лучшей моральной позиции. Не в последнюю очередь благодаря абсолютно ничтожному и паскудному облику своих оппонентов.
На фоне этого лугандонского бестиария – естественно, и самые настоящие бандеровцы, и даже эсэсовцы смотрелись бы цивилизованно и выигрышно. Более человекообразно, во всяком случае.
Однако ж в том-то и дело, что для современных украинцев ОУН-УПА – этакие «фольклорные» символы, очень сильно облагороженные, что, впрочем, всегда и бывает с беззаветными героями прошлого.
Закончить же эту несколько мрачноватую тему хотелось бы на весёлой ноте.
Анекдот конца восьмидесятых (когда на Украине резко активизировался националистический Рух):
«Собираются западенские националисты и решают, что бы такое сделать для торжества своей идеи.
Один предлагает: «А давайте поставим памятник Бандере»
«Добре!»
Другой: «И так, шоб на Москву кулаком казав».
«Добре!»
Третий: «И шоб на кулаке цьом москаляка висев».
Одобряют: «Гарно! Яки ще будут пропозиции, панове?»
Все: «И кожный день меняти!»
Тогда, в детстве, мне казалось, что это не более, чем чёрный юмор, оторванный от жизни, но сейчас, пожалуй, я был бы готов поставлять «игрушки» для такой «ёлочки». Охотный Ряд и Останкино, во всяком случае – практически в полном составе, и пусть «бандеровцы» тренируют фантазию :-)
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →