Понятно, что главный вопрос, нынче занимающий российскую, украинскую и мировую общественность – это «Жив ли Путин?»
Намедни, помнится, я поведал в этом блоге, что месяц назад дал торжественный обет не курить, пока Путин в Кремле – и сейчас уже люди подначивают: «Чего, Тём, курнуть очень захотелось?»
На самом деле – нет. Вот как-то я курил, и очень много, на протяжение четверти века, с нежного отрочества, а тут решил стать некурящим – и стал. Чисто так захотелось (а я всегда делаю, что мне хочется, по большому счёту). И чувствую себя совершенно неплохо без сигарет. Иногда, конечно, рефлекс срабатывает, типа, встал на светофоре – надо прикурить, но это больше анекдот, нежели неудобство.
И про Путина я, честно, не знаю. Ну, ожидалось, конечно, что либо у него реально серьёзная болезнь, которая рано или поздно войдёт в терминальную стадию, либо свои его грохнут, либо объявят инсульт и утрату президентской трудоспособности (этот вариант мы рассматриваем как предпочтительный: мы не хотим смерти этого парня, но имеем к нему много отнюдь не праздных вопросов).
Что с ним сейчас – хрен знает. Я не при делах, если чо. Как говорится, «вах, только вошёл, слюшай, вообще ничего сделать не успел» :-)
Поэтому, поговорим о другом вопросе, который тоже волнует российскую, украинскую, да и мировую общественность. А именно: во что инвестироваться, когда в этом мире вдруг всё стало так зыбко и неопределённо, когда Россия, будто бы окончательно рехнувшись, неиллюзорно угрожает Третьей Мировой, на фоне которой, конечно, любые инвестиции могут превратиться в дым?
Что ж, если вы живёте в России и намерены жить дальше, хорошая инвестиция сейчас будет в оружие. Но самое главное – в возможность использовать это оружие. То есть, главная инвестиция – она должна быть В СЕБЯ. В своё здоровье, в свои навыки.
Многие люди это понимают, но несколько превратно. Вот кто-то пишет: «Потратил все свободные рубли на лечение зубов. Всё запломбировал, все имплантаты вставил».
В принципе это, конечно, хорошо – но не уверен, что конкретно сейчас овчинка стоит выделки. Имплантат стоит десятки тысяч рублей и требует месяцев возни, а вышибаются зубы – одним движением приклада и вообще задаром.
В какой-нибудь Голландии – это не очень высокая вероятность, что на выходе из офиса дантиста вас кто-то отоварит прикладом в челюсть.
В России ближайших лет – это будет, скажем так, несколько более высокая вероятность. Причём, вне зависимости от судьбы конкретно Владимира Владимировича Путина. Некоторый период «турбулентности» (чуть похлеще того, что сейчас на Донбассе) – нам предстоит пережить по-любому. Даже если все Кремлёвские улетят на Марс, а все маньяки «русского мира» повесятся с тоски. В любом случае – остаётся (и появится) слишком много неприкаянной отмороженной гопни, на чьи похороны потребуются месяцы, если не годы.
Поэтому главный упор стоит всё же сделать на том, чтобы затруднить недоброжелателю исполнение такой прихоти, как отоваривание вас прикладом в челюсть. То есть, это будет вопросом выживания – наличие такой физической формы, которая позволит либо дать отпор какому-нибудь быковатому мародёру (а они, поверьте, будут), либо хотя бы убежать.
К тому же, как ни «оскоминно» мне повторять лозунги из спортзалов, но хорошая физическая форма – это действительно залог работоспособности, эмоциональной стабильности, оптимистического настроя, и бла-бла-бла.
Что я в этом смыслю?
Скажем так: в школе от физры я имел перманентное освобождение (не помню уж, чего там доктор знакомый написал), с младших классов начиная, приходил только поиграть в футбол-баскетбол, поэтому, наверное, не проникся отвращением к физическим экзерсисам.
А так – с восьми лет занимался боксом, с тринадцати – карате-шотокан. В десятом классе получил первый Кю (коричневый пояс), стал сэмпаем (помощником сенсея). Вёл начальную группу, где уровень был… ну очень пёстрый, скажем так. Начиная от неплохих боксёров или борцов, решивших поучиться работать ногами (да и вообще карате тогда было в большой моде) – и кончая полнейшими шлангами, которые отжаться от пола десять раз не могли.
Потом, на той работе, которую я и сейчас имею, - мне доводилось выступать, в том числе, и инструктором по физической подготовке. Опять же, люди бывали разные. И недавние армейские спецназовцы – и, скажем, подкрышные коммерсы, которые тяжелее фирменной печати ничего не поднимали последние лет пятнадцать.
Со спецназовцами всё бывало довольно просто. Ты ему говоришь, что у тебя в юности был второй дан карате, он говорит, что карате – это «балет», не для жизни сей, а он реальную боевую школу прошёл, ты просишь ему показать, он действительно неплохо прикрывается и уходит от ударов руками в голову, сам атакует, а когда ему прилетает маваши с левой ноги чуть выше пояса – он просто не просекает этого момента.
Просекает – минут через десять, когда выблёвывает последнюю желчь и приходит в чувство (да, удар по печени, хотя и сбоку, не проникающий, не угрожающий разрывом – но выходит ощутимый). Дальше – можно заниматься. Контакт налажен, а материал – в целом качественный. Если человек может пробежать без передышки хотя бы километров двадцать с рюкзаком, автоматом и разгрузкой – у него хорошая база, чтобы учить новым трюкам.
С коммерсами и прочими «цивилитиками» - конечно, сложнее. Потому что уровень действительно абсолютно нулёвый бывает.
Тем не менее, занимаясь и с такими персонажами, я выработал кое-какие рекомендации на тему того, что им САМИМ следует делать, чтобы где-то за полгода обрести некую минимально приличную физическую форму, от которой уже можно куда-то плясать (замечу, правда, что эта минимально приличная форма – будет лучше, чем у 80 процентов людей, которых можно встретить на улицах мегаполисов).
Системы как таковой нет, но я изложу по пунктам, что представляется важным, как показала практика. И как достичь эффекта с абсолютно минимальными вложениями.
Правда, надо сделать оговорку. Эти советы – для людей, которые, конечно, очень расслабились, зажирели, изнежились, но всё-таки не имеют какой-то лютой хрони и не переносили инфарктов-инсультов. То есть, базовые их системы не настолько ушатаны. Если настолько – лучше с врачом, наверное, проконсультироваться, что вам можно, а чего нельзя.
1. Ноги.
Вы купили велотренажёр? Ну и дурак. Через две недели он вам надоест, через месяц – вы его возненавидите. Будете воспринимать, как обязаловку, и в тайне желать ему поломки.
Уж лучше просто велосипед, как он есть (многоскоростной – но они сейчас чуть ли не все такие). Это гораздо прикольней. Особенно – по пересечённой, трудной, «заносной» местности. Неплохо и быстро укрепляет как ноги, так и плечевой пояс.
Впрочем, велосипед не во все времена года в России можно использовать, а вот лестницы – всегда к вашим услугам.
Тупо – забудьте, что в домах есть лифты. Ходите пешком (со временем – бегом).
Я вот где-то лет в десять взял себе за правило не пользоваться лифтом, насколько возможно, – и даже девиц обычно на руках по лестнице в своё логово затаскиваю. Они думают, это куртуазность, на самом деле – физкультура.
2. Руки.
Ну, рассказывать про упражнения с гантельками-гирьками не буду, на сей счёт есть тонны статей и видосов. Замечу лишь, что разборные гантели не всегда под рукой, а вот сумка-рюкзак и пластиковые бутылки – почти всегда. Таким образом можно быстро откалибровать вес (если что, литр воды весит около килограмма) и вполне нормально его использовать.
Но лучше расскажу про отжимания.
Если вы в принципе способны принять упор лёжа, согнуть руки (хоть немного) и разогнуть их – не всё потеряно. Можно считать, отжимания в вас есть – и они размножатся при правильном уходе.
Делать культ из идеально правильного выполнения (тело в струнку, грудью касаться пола) – не стоит. Так, стараться следить, чтобы ни живот не провисал, ни задница не отклячивалась – но и только. Глубину «просада» - увеличивать осторожно, без фанатизма. Реально касаться грудью пола вы начнёте месяца через полтора, но главное, чтобы это не было слишком обременительно и не влияло на темп.
Число отжиманий в подходе – наращивать по два за неделю, а начиная от тридцать – по пять за неделю. Делать по четыре-пять подходов в день (вернее, пока ваш предел десять за подход – можно и шесть раз в день делать; будет двадцать пять – можно ограничиться четырьмя). Так за полгода реально добьёте до сотни за подход, без напряга. А это уже, смею заверить, радикально иное мироощущение.
3. Пресс.
Начинать следует с самых простеньких и необременительных упражнений. Велосипед, скажем. Частичный подъём корпуса лёжа на спине. Ну и в комплексе с отжиманиями, которые тоже на пресс действуют – через месяц уже можно будет приступать к полным подъёмам корпуса и прямым, и косым, и каким угодно.
4. Мячик.
Это вообще моё любимое.
Берёте теннисный мячик. Становитесь метрах в трёх от стены – и кидаете мячик в неё. Стараетесь ловить на отскоке. Сначала – той же рукой, какой метали. Потом – другой, работая «крест-накрест». Потом – не хватаете мячик, а встречаете ладонью и посылаете обратно в стену. Потом – на кулак так же принимаете. Потом второй мячик в игру ввести. Третий.
Чего-то ещё придумать для разнообразия. Скажем, первый мячик принимаете на йока-гери (удар вбок ногой), второй – лбом бьёте, третий – на тоби-уширо-маваши (вертушка в прыжке). Правда, это не в один месяц достигается, конечно. Не в один год даже.
Но если вы в принципе ставите себе удары ногами – то вот мячик позволяет понять, стоят они чего-то или нет.
А то ж я прекрасно знаю, откуда идёт это поверье, будто бы «карате – балет». Потому что действительно полно на свете самоуверенных юношей, которые кое-как «растянулись» и в принципе могут задрать ногу выше головы, убеждая окружающих, что это называется «мае-гери».
На самом деле, от реально поставленного мае-гери – разлетается в брызги стеклянная бутылка, которую держат навесу на уровне головы (после чего, кстати, исчерпываются многие потенциально конфликтные ситуации на улице или в барах).
Глядя же на этих юношей, которые гордятся своим умением абы как поднять ногу, еле-еле балансируя на опорной – трудно удержаться от подколок. «Это, типа, пантомима? Хорошо шлагбаум изображаешь, молодец!» Это комично смотрится – поскольку силы никакой в таком «ударе» нет (хотя парень может этого не понимать).
Мячик же – позволяет оценить и скорость, и хлёсткость удара. Оценить – и наработать.
Ну и чем мне нравятся теннисные мячики: они годятся в дело от самого нуля – и нет предела усложнению задач. Нет предела для творческих импровизаций. И это реально комплексная тренировка. И на точность броска (используйте обои или специальные метки на стене – потом и подшипнички, и ножички так же точно кидать приноровитесь очень быстро), и на координацию, и на реакцию, и на отработку ударов-захватов-блоков. Можно – и освещённостью играть. А то сплошь и рядом встречается: в сияющем додзё парень учится следить за движениями противника – а в тёмном переулке хрен просто видит их, совершенно теряется.
5. Растяжка.
Помните фильм «Кикбоксер» с Ван-Даммом, культовый у советской молодёжи конца восьмидесятых?
Там муайтайский дедуля растягивал его при помощи верёвок и блоков, «инквизишн-стайл».
Так вот: это кино. В жизни так делать не надо. Растягиваться надо очень аккуратно и бережно. Особенно, если вы не ребёнок уже.
Зачем вообще нужна растяжка?
Для драки – само собой. Даже лоукик, чтобы иметь успех – всё же требует некоторой растяжки.
Но и просто на улице – растяжка помогает. Чтобы оскользнувшись на льду, скажем, не покалечиться.
Да и просто это прикольное такое ощущение свободы, когда связки хорошо разработаны и можешь делать с ногами, что пожелаешь.
Барышни, когда добротно растянуты – имеют очень важные преимущества в… небоевых спаррингах, скажем так.
Парни, впрочем, тоже. Причём, и на стадии знакомства.
«А ты, говорят, гимнастка? Надо же, какое совпадение. А у меня – чёрный пояс по синхронному плаванью. Что значит, «только для девчонок»? Да ладно, ты просто не видела! Стоят на татами двое парней, после десяти минут спарринга – и знаешь, как синхронно плавают? Вообще ни разу не выныривают. И вокруг тоже всё плавает, всё кружится – лепота!»
Если доходит до демонстрации шпагата – с большой вероятностью эту ночь вы проведёте вместе. Ей интересно просто будет.
Руководств по «пикапу» я, однако ж, не пишу – я просто констатирую факт: почему-то парень, имеющий хорошую растяжку, вызывает к себе повышенный интерес противоположного пола. Девчонка же «гуттаперчевая» - это вообще звезда любой тусовки. И что немаловажно, она будет иметь больше шансов отбрыкаться, в буквальном смысле, от чересчур бесцеремонных поклонников.
6. Эспандер.
Очень простая штучка, крайне необременительные упражнения, которые можно делать где угодно, – замечательный эффект.
Я уж не говорю о таких ситуациях, как удержание пальцами за край пропасти (тоже не исключено в жизни), но иногда крепкая кисть позволяет предотвратить нежелательный конфликт даже проще, нежели удар ногой по стеклянной бутылке.
Поверьте, большинство людей, услышав при рукопожатии похрустывание собственных костяшек и покривившись от боли, не торопятся выяснять, что будет, если эта кисть сомкнётся на их кадыке. Им выгоднее сделать вид, что ничего плохого они и не замышляли.
Поэтому кисти надо разрабатывать при любой оказии, постоянно, благо, эспандеры дают такую возможность.
Причём, лучше использовать не кольцевые эспандеры, а либо «анатомические» гелевые (но они сравнительно недёшевы), либо – массажные мячики размером с теннисный, но помягче (для новичков). Они рублей по пятьдесят стоят, а эффект для кисти и пальцев дают даже более комплексный, нежели колечки. Этот мячик – можно проминать пальцами, разрабатывая именно жёсткость «когтей», концевых фаланг. С колечком так не получится.
Помнится, когда я был сэмпаем в начальной группе, я первым делом объявил ученикам: «Великий наставник Йода-сан говорил: «Омовение совершая даже и о прелестях гейши грезя, другою рукой эспандер сжимать юный падаван должен. Не перепутать – вопрос главный».
Впоследствии я не раз использовал это «изречение» - главным образом, для оценки степени адекватности и «нетормознутости» чела. Но суть верна: эспандеры нужно использовать, когда только удобно.
7. Дыхание.
Не буду расписывать всякие цигуны (хотя в них есть смысл), но вот что рекомендую – просто тренировать выносливость дыхалки. В том числе – растягивать задержку. Тупо – садиться с часами, задерживать дыхание и наращивать результат. Держаться – до предела. Когда уже чёрные круги перед глазами и нехило конвульсии колбасить начинают. В этот момент организм очень интенсивно, на самом деле, работает, изыскивает скрытые резервы – и это ему полезно (хотя, опять же, если у вас имеются какие-то серьёзные, хронические проблемы с базовыми телесными системами – я не могу дать гарантии, что вы не двинете кони на пике кислородного кризиса).
Замечу, рекорд Гиннеса по задержке дыхания – что-то 22 минуты, просто тренированные люди могут минут на 12-15 задерживать, ну а для вас хорошо будет, если за полгода минут до 3-4 добьёте. Дальше будет проще.
Помимо того, что это хорошая, полезная встряска для организма – задержка дыхания имеет и практическое значение.
Во-первых, кадрить девчонок. Они очень ведутся, когда ты, типа, утонул, а через пять минут вынырнул. Сначала злятся – потом… оказываются заинтересованы в продолжении физиологического тестирования.
Во-вторых, политическая ситуация может сложиться так, что жизнь на суше в России сделается невозможна, придётся уходить под воду. В этом случае умение долго обходиться без воздуха – будет нужнее воздуха. И опять же, под водой вам очень поможет сила кисти, накачанная эспандером. Поскольку удары под водой в любом случае очень смазанные и малоэффективные (даже ножом), а вот сдавить горлышко плавучему мародёру – милейшее дело.
8. Жалость к себе.
Она – недопустима.
Нет, одно дело, когда травма какая-то, и действительно лучше воздержаться от нагрузок, чтобы не усугублять.
Другое дело – усталость, боль в мышцах. Особенно – на следующий день после интенсивной тренировки.
«Ой, я весь такой разбитый, я и пошевелиться-то не могу».
Работая инструктором, я решал эту проблему очень просто.
«Чего, так больно, что отжиматься не можешь?»
«Да вообще пиздец!»
«Правда? – протягиваешь от души скакалкой: - Вот это – больно! А то, что у тебя – это фигня. Это молочная кислота».
На самом деле, молочная кислота для того и образуется, чтобы стимулировать дальнейшую нагрузку на мышцы. Поскольку именно возобновление нагрузки – вернейший способ быстро пережечь молочную кислоту. И если так на неё смотреть – она кажется не «злобной», а игристой и бодрящей, как пузырьки в шампанском.
Ну и вообще последнее дело – выпестывать жалость к себе на ровном месте.
Ей-богу, мы живём в гуманном мире, и это хорошо, но порой в последние десятилетия он бывал слишком гуманным и сострадательным.
«Ах, я такой, какой есть, я палец о палец не ударю, чтобы измениться, но вы любите меня таким, какой я есть, со всеми моими слабостями, припиздями, маниями и фобиями!»
Не знаю, как в Европе, но в России в ближайшие годы расклад будет немножко другой. Эта страна и так-то не больно сентиментальна, мягко говоря, а в ближайшие годы, боюсь, тебя просто здесь сожрут, если ты не докажешь, что можно поперхнуться.