artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

С Рождеством!

Сегодня мы отмечаем один из дней рождения Джизуса. Он был, судя по всему, славный малый. Хотя и несколько наивный. Он учил любить ближнего — и это в мире, где большинство людей не удаётся научить делать утреннюю гимнастику, несмотря на её очевидную пользу. С любовью же к ближнему — всё гораздо сложнее. Многие адепты, искренне пытавшиеся возлюбить людей по рецептам Джизуса — заканчивали в отшельничьем скиту. Что уж говорить о персонах не столь одухотворённых?

Вот выходит благородный дон на смотровую площадку своего замка, видит в подзорную трубу соседей и говорит: «Тут налицо кризис перенаселённости. Ну его нафиг, любовь к этому ближнему. Ему не стоило приближаться ко мне до такой степени, чтобы мозолить мне глаза!» И понеслась.

Что ж, чисто биологически мы, гомо сапиенс, чувствуем себя в полном смысле комфортно, лишь когда рыщем по лесу с копьём, охотясь на зайчиков. А когда подмечаем, что зайчиков стало меньше — устраиваем войнушку с соседним племенем. Так мы жили десятки тысяч лет — и это действительно естественный лайфстайл, прошитый в нас генетически.

Но с некоторых пор мы не можем так жить. Мы оказались слишком умными. Мы научились сеять семена, собирать урожай, создавать осёдлые поселения, где появлялись люди, свободные от добычи пищевых ресурсов, и они изобретали всякие гаджеты, и пошла-поехала Цивилизация.

И дело не в том, хороша она или плоха, а в том, что неизбежна. Сейчас, даже если какое-то сообщество решит вернуться к биологически комфортному первобытному образу жизни и примется снова бегать с копьями по лесам, уничтожая любых чужаков, посягающих на его зайчиков, в конце концов к нему придут с автоматами и тактическими ракетами. И сложно будет им что-то противопоставить, поскольку традиционное охотничье-собирательское общество всё же немножко отстаёт по темпам технологического развития от людей, живущих в больших домах из стекла и бетона.

К тому же, всё-таки Цивилизация даёт и много хорошего, привносит новые краски в нашу жизнь. Машинки, там, компы, кофеварки. И я уж не говорю о приближении очередного блудного астероида, который вознамерится долбануть эту многострадальную Землю. Динозаврам в таком случае оставалось только молиться, а мы уже сейчас что-то можем сделать. Типа, nuke the heaven.

Но, конечно, Цивилизация вынуждает и платить за те блага, какие даёт. Главная плата — скученность, теснота нашего общежития. Необходимость мириться с тем, что почти всё время тебе мозолят глаза какие-то чужие люди. Ведь в конце концов, это необходимое условие цивилизационного развития — проживание множества людей так, чтобы они постоянно находились в контакте, дающем возможность интерактивного взаимодействия.

Однако, мириться с этим проще, если не воспринимать наличие рядом чужих людей как всего лишь печальную неизбежность. Более того, этих людей даже можно полюбить, если перестать думать о них, как о чужих. Начать думать о них, как о «своих», как о части твоего достояния (чему мы и стараемся учить своих детей). Да, вот идёт тебе навстречу совершенно незнакомый человек, и на первый взгляд он будто бы совершенно не несёт в себе никакой пользы для тебя, он даже не твой раб — но на самом деле лучше смотреть на него так, как будто он твоя собственность и всё же работает на тебя. Потому что в каком-то роде так и есть. Он что-то делает в этом мире, он вносит какой-то вклад в Цивилизацию — а ты пользуешься её плодами. Поэтому он — работает на тебя и приносит тебе пользу.

Или, по крайней мере, так должно быть. Если ты реально умный — ты сумеешь устроить так, чтобы другие люди приносили тебе пользу. А когда не получается — что ж, это твоя недоработка. Но никогда не поздно совершенствовать навыки по употреблению себе на благо других человеков (и я не имею в виду гастрономический аспект: последние полсотни тысяч лет это не в моде у северян).

И даже если конкретно этот крендель конкретно сейчас занимается какой-то полной фигнёй, будто бы совершенно бессмысленной и бесполезной, вроде заказных соцопросов, - что ж, у него может быть, скажем, прикольная дочурка. То есть, она может быть сейчас — может появиться в будущем, на радость твоим детишкам. Ибо прикольных девчонок — любить легко и приятно даже безотносительно того, какой ещё они вносят вклад в цивилизационное развитие. Они множат радость в этом мире сами по себе.

Но прикольные девчонки — не растут в садах сами по себе. Их кто-то должен вырастить до пригодной кондиции. Для этого требуются родаки, и даже бабушки-дедушки. Поэтому любой встреченный тобой человек может оказаться как-то причастен к созданию какой-нибудь девчонки, которая доставит радость тебе или твоим близким. И это уже само по себе повод к тому, чтобы если не «возлюбить его, как самого себя», то по крайней мере — не зарезать сразу, обнаружив в своём ареале обитания. Ей-богу, даже если он претендует на часть твоих зайчиков — это уже давно не самый актуальный вопрос, а в целом-то сотрудничество людей в условиях цивилизационного развития представляет собой игру с ненулевой суммой. Ресурсы не столько делятся, сколько множатся благодаря человеческой продуктивной кооперации.

И об этом стоит помнить, когда чисто эмоционально тебе хочется кого-то прибить, когда считаешь, что он мешает тебе жить. Исключая крайние и неотложные случаи, надо всё-таки обстоятельно прикинуть, настолько ли он тебе мешает — и настолько ли необходимо именно прибить. А то ведь могут найтись способы обратить даже врага себе на пользу, вне зависимости от того, хочет ли этого он сам. Ну, если ты реально умнее и обладаешь превосходством (а если нет — то лучше не пытайся и грохнуть).

Да, так мы учим своих детишек. Не совсем то же самое, чему учил Джизус, но работает, пожалуй, получше. Всё-таки, любые правила работают лучше, когда подаются рационалистически, а не догматически, мол, Верхний Парень так сказал и вы все должны следовать его воле. Последнее — люди всегда понимают так, что «Я теперь исполняю волю Верхнего Парня, и раз Бог есть — то мне всё можно». И это не очень конструктивное понимание «любви к ближнему». Нет, ясно, что сам-то Джизус имел в виду несколько иное, и говоря «не убий!» реально имел ввиду «не убий», без приписок мелким почерком — но люди таковы, каковы они есть. Они не могут всерьёз следовать каким-то абсолютным императивам, чья польза для них непонятна. Обязательно вывернут наизнанку.

А вообще, мы, люди, действительно должны терпеть друг друга, чтобы наконец построить долбанный корабль на долбанную Альфу Центавра. Ну и дальше там покорять космические дали. И когда у каждого желающего будет собственная планета — тогда, конечно, люди смогут любить друг друга уже без этого оскоминного привкуса вынужденности.

Или к тому времени будет достигнуто абсолютное бессмертие, сохранение сознания в «облаке» и перенос его на новую клонированную тушку взамен утраченной, что-нибудь такое, и взаимное мочилово вовсе утратит свой нынешний зловещий смысл, сделается просто развлекательной игрой.

Поэтому, хотя порой кажется, что раз за разом люди вновь и вновь оказываются неисправимо упёртыми мудаками, но в действительности надежда есть. Ещё рано обрабатывать нашу планету лучами смерти. О чём и хотелось сказать в этот светлый день (а дойдут руки — распишу подробней, как видится план освоения космоса).

Да, ну и Джизуса — с Днём Рождения, конечно. Это была хорошая попытка исправить людские нравы. Не очень удачная, но чистосердечная и добросовестная. И в конце концов, католическая церковь, заделавшись самой влиятельной мафией пост-античной Европы, весьма способствовала созданию концепции разделения властей, что и сделало возможным современное политическое устройство, необходимое для полноценного буржуазного развития. Но об этом — тоже в другой раз.

Tags: грядущее, гуманизм, праздник, философия
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments