artyom_ferrier (artyom_ferrier) wrote,
artyom_ferrier
artyom_ferrier

Умные машинки для ушлых ребёнков

Давеча Лёшка, мой сынок, сообщил за столом: «Я решил себе тачку купить. Раз уж в этом доме преобладают жлобы, у которых хрен ключей зимой допросишься — надо иметь свою».

Это бы камешек в Женькин огород. Они за неделю до Нового Года ездили на нашу Сенскую Гасиенду, там были Лёшкины кореша и подружки, тоже с родаками, и наше Исчадие стало просить у Женьки её «копейку» покататься. А мама ответила, что хотя готова терпеть в своей машине собственного ребёнка, но вовсе не хочет, чтобы на ней рассекали бог знает какие левые нетрезвые подростки и прокоптили весь салон конопляным дымом. Она очень трепетно относится к приватности любого своего обитаемого пространства.

Лёшка прищурился и ответил, что принял к сведению рекомендацию, как им следует развлекаться, но зажатую тачилку — ещё припомнит, когда стакан боярышника мамаша в старости попросит :-)

Пришлось ребёнку одолжить у Толика, начальника нашей охраны, служебный Крузак. Но оно и к лучшему. Если б менты какие неуёмные докопались — соскочил с трассы в лес и был таков. Благо, всю тамошнюю паутину просек в ёлочках Лёшка знает, как свою «хиромантию». А на «бэхе» - гарантированно сядешь в сугробах.

Ну и вот теперь, значит, он созрел для покупки собственного авто.

С одной стороны, может, и рановато. Ему недавно только тринадцать стукнуло, а я-то начал один ездить, без Бати, только с пятнадцати. С другой стороны, Лёшка сейчас объективно гораздо лучше водит, чем я двумя годами старше. И у нас-то была «баржа», Волга двадцать четвёртая, а это машина на то время «козырная», но сейчас — просто страшно на таких было бы кататься, потому что по современным меркам она еле-еле управляемая. Сейчас, конечно, машины гораздо более «юзер-френдли».

Об этом дальше и зашла беседа. Женька выговорила, включив неумолимую строгость: «Машину мы тебе сами купим, но только с полным автопилотом — и чтобы скорость прошили не больше семидесяти».

«Окей», - сказал Лёшка. Так смиренно, что мы с Женькой фыркнули синхронно. Ибо тут же перевели это «окей» на истинный язык своего отпрыска: «Да прошивайте, что хотите, - уж на расчиповку я как-нибудь потрачусь».

Вообще, конечно, эти машины с автопилотами — занятное новшество. Давно предполагалось, что Цивилизация до этого дойдёт — но сейчас идея начала приобретать хоть сколько-то практичный вид.

И в принципе, конечно, есть много плюсов. Задал цель вояжа, откинулся в кресле — и знай себе фильмы смотри. Умный «кучер» сам довезёт, куда надо, и никакой тебе «еоргафии». Правда, удобно.

И я бы не сказал, будто здесь есть нечто унизительное для водителя, что «тактические» вопросы управления за него решает компьютер. По хорошему счёту, на мало-мальски современных машинах он и так то и дело их решает.

Ну, скажем, вот давишь ты на тормоз. Думаешь, под действием педали поршень толкает тормозную жидкость и она распирает колодки, как тебе угодно? Так было в мезолите. Сейчас — процессом торможения рулит АБС, завязанная на компьютер. И нажимая на педаль тормоза — ты просто высказываешь компьютеру своё пожелание о том, как именно ты хотел бы поубавить ход. А дальше — он уже сам решает, что делать с колодками на каждом из колёс. При этом производит десятки операций в секунду, то подтормаживая, то отпуская то или иное колесо, сообразуясь с поведением машины — и понятно, что никакой самый гениальный человек в принципе не смог бы так управлять процессом торможения.

К слову, я не раз и не два сталкивался с тем, что многие люди просто не понимают, на что способна современная система АБС и как её правильно использовать. Кроме шуток. Они учились у инструкторов автошкол, которые учились у других инструкторов, которые в своё время учились ездить на машинах эпохи мезолита. Где именно что давишь на педаль — и толкаешь тормозуху в цилиндры. И с учётом этой специфики люди привыкли, что тормозить, даже экстренно, желательно более-менее плавно, чтобы тачка не сорвалась в занос.

На АБС с системой курсовой устойчивости — это не так работает. Если тебе нужно затормозить по-настоящему быстро, с максимальной эффективностью — ты не давишь на тормоз, а БЬЁШЬ по нему. И только так ты даёшь компьютеру понять, что хочешь затормозить экстренно, пусть даже настолько резко, что сработают подушки (ну, бывают такие ситуации, когда это лучше, чем впилиться в препятствие). И он, поняв намёк, так раскидает усилия по колёсам, что никуда тачка не сползёт даже на скользком полотне. И останавливается — ну гораздо быстрее, чем того требуют любые технические приложения к Правилам. Причём, и в состоянии полностью вдавленного тормоза — сохраняется возможность некоторого маневрирования для объезда препятствия.

Но, конечно, речь идёт о машинах, где эти системы работают исправно. Теоретически, конечно, они заявлены сейчас на чём угодно, даже на новых Ладах (Гранта, Ларгос) — но тут не могу ничего сказать, не проверял. Между тем, конечно, необходимо проверять возможности своей машины (желательно, в безлюдном месте), чтобы ездить на ней уверенно и по-настоящему раскрывать её потенциал.

Однако, большинство водятлов на дорогах — они практически нихрена не удосуживаются узнать о своей машине, о её истинных возможностях, о правильных методах «коммуникации» с её компьютером. При этом — и водят, будто не приходя в сознание (и не важно, пили что-то перед тем, как сесть за руль, или нет).

Я в своё время (и особенно с Лёшкой, когда учил его рулить) отсматривал много видео с дэшкэмов со всякими авариями — и это зачастую волосы дыбом встают. Ну вот как можно было не увидеть помеху? Как можно было не успеть отреагировать?

Причём, иногда-то заметить намечающуюся аварийную ситуацию — чел успевает. Даже успевает сказать что-то куртуазное, этажей на десять и более, перед тем, как впечататься. Но вот принять какие-то адекватные меры руками и ногами — это нет. Хотя, казалось бы, времени на реагирование — вагон. Чуть ли не секунда, а то и больше, от момента, когда заметил опасность.

С другой стороны, показывают тесловский автопилот в действии, как он позволяет уходить от аварий — и публика в восторге. Хотя на самом деле — он не демонстрирует ничего такого, чего бы не смог сделать по-настоящему приличный водитель-человек. Просто — на дорогах очень мало по-настоящему приличных водителей, которые бы реально могли управлять своим авто не хуже этого робота. А большинство — они даже и не пытаются научиться чувствовать свою машину, её габариты, её управление, не говоря уж о чувствовании дорожной ситуации.

И для таких — да, безусловно было бы лучше, если б за них рулил автопилот под компьютерным управлением. Благо, «тактически», повторю, компьютер и так очень здорово помогает на современных машинах, беря на себя те функции, которые человек в принципе реализовать не может.

Но вот всё же компьютер, даже самый совершенный, не способен к решению вопросов, касающихся «стратегического» целеполагания, что иногда требует смены приоритетов.

Применительно к управлению автомобилем главный приоритет программы автопилота — избежание ДТП. А если нет? А если, наоборот, нужно устроить ДТП?

Для чего? Ну вот в том мире, в котором я живу, считается, что стукнуть чужую машину — это главный приём «пикапа». Ты, слегка долбанувшись в бампер, создаёшь как бы случайный повод для общения — а дальше уже можешь очаровать своим обаянием. Или, хотя бы, пригласить к себе на хату, чтобы заплатить деньги.

Не считая многих случаев, когда я бил чужие тачки для знакомства с персонами, которые обычно не знакомятся на улице, — у меня был один особо анекдотический эпизод. Долбанул девятину, где сидели четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка, которые за неделю перед тем вынесли пяток автозаправок, причём, с двумя трупами, из калашей, и брать их на улице, среди людей, было немножко стрёмно. Им нечего было терять — зато они не прочь были приобрести. Патологически жадные упыри. Поэтому они развели меня, лошка, на три косаря баков за разбитый стопарь их ржавой угнанной зубилки, но деньги были на квартире, а до кучи — отделение наших «сардокаров». Сдали их дружественному убоповцу: ему новые звёздочки, обществу польза, нам — чувство морального удовлетворения (и дружба ещё более озвездатенного мента).

Ну и таких эпизодов у нас много, когда для достижения цели — нужно именно стукнуть машину, а не уйти от аварии.

Скажем, вот как завербовать очередного мента, хорошего опера, который слывёт при этом условно честным, то есть, просто так от незнакомцев на лапу не берёт?

Да тоже — устраиваешь ему небольшую аварию, когда он по делам своим спешит, он звереет, он начинает даже бычить, в нужный момент осаживаешь его, говоришь: «Слушай, уважаемый, ну я, вообще, тоже не погулять вышел!» Показываешь ему чекистскую ксиву, он слегонца припухает от сознания, что вот всю эту пургу про «руки-ногу вырву» он сейчас фэбэсу наговорил — тут ты его успокаиваешь: «Нет, вина была моя, это не отрицается. Если гайцов влом ждать для оформления — заплачу на месте. Но есть вариант получше... Ты ведь из угрозыска, да? Слушай, бро, у нас как раз один кадр завис. Взяли случайно в операции, хотели даже отпустить — но пробили: он по разбою в розыске. Не наш, как бы, профиль, по-любому вашим передавать, но давай сделаем, как будто это конкретно ты его опознал на улице по ориентировке да взял собственноручно и геройски?» Ну и через месяц этот мусорок — уже на тебя работает. А они, опера с земли, - очень полезны. Сошлись же - «чисто случайно». Тем и полезны автомобильные аварии.

В мире же, где машины заведомо будут оснащены качественным автопилотом — это будет труднее. Придётся что-то ещё изобретать, как знакомиться с людьми :-)

Или, скажем, такая ситуация. Надо тебе кого-то прижать на трассе. Как это делается сейчас? Нагоняешь, встаёшь слева, имитируешь боковой таран, резко бросая машину вправо — человек инстинктивно сбрасывает ход, и ты его поджимаешь к обочине.

А если на машинах будет не то что полный автопилот, но хотя бы принудительная коррекция опасных манёвров без возможности её отключения? Хрен так получится кого-то прижать.

Ну или зеркальная ситуация: тебя пытаются поджать, с явно недобрыми намерениями, а ты не в настроении сейчас беседовать. В обычных условиях — швыряешь машину навстречу боковому тарану, норовя ударить углом бампера в переднее колесо. Даже если враждебная машина тяжелее — имеешь шанс или вспороть боковину ската, или хотя бы сбить его с курса, а пока будет выравниваться — газануть и проскочить.

Но как это делать, если твоя шибко умная машина всеми силами избегает вообще какого-либо столкновения?

Ну или — ситуация, которая не только в моём специфическом мире может произойти, а вообще с кем угодно. Скажем, едет барышня, вполне себе мирная и «офисная», в гости на дачу к родителям. На пустынной трасе — понимает, что многовато выпила минералки. Отлучается в лесок — а за ней увязывается парочка местных каких-то орков. Она добегает до машины, садится, запирает двери, поднимает стёкла, хочет уехать — но один из этих похотливых козлищ встаёт перед бампером.

В нормальных условиях — по газам и похер, как он там через крышу перелетит и чего себе при этом поломает. А если у неё машина управляется роботом с прошитыми заповедями Азимова, что ни в коем случае нельзя причинять вред человеку, не важно какому? Ну, второй разобьёт боковое стекло и вытащит барышню из машины. С печальными последствиями.

В общем, что я готов принять — робот может, в общем и целом, лучше человека выполнять некоторые функции, которые определяются назначенным для него целеполаганием. Вроде, там, избежания коллизий с препятствиями. Но он по-любому будет бессилен в таких ситуациях, где меняется целеполагание. Где наоборот нужно бить и давить. Ответственность за такой генеральный выбор — может только человек на себя брать.

Поэтому я бы согласился принять автопилот (и даже наслаждаться им) только при том условии, что всё-таки могу в любой момент его отключить и принять управление на себя.

И своему мелковозрастному сыну — я бы тоже не пожелал такой машины, где бы он начисто был лишён возможности принимать сам судьбоносные решения.

Даже тотальное ограничение скорости или резкости манёвров — не хотел бы. Иногда — может понадобиться, чтобы он мог выжать из машины всё, что можно.

Другое дело, что я бы хотел получать уведомления о том, когда мой сынок, отрубая автопилот, совершал какие-то слишком резкие манёвры или слишком быстро гнал. Чтоб был по умолчанию стандартный, безопасный режим, где бы компьютер оберегал водителя от действий, кажущихся компьютеру безрассудным, и, с позволения сказать, «турбо»-режим, когда бы водитель, в какой-то чрезвычайной ситуации, недоступной компьютерному пониманию, брал всю ответственность на себя, включая и ту, кого бить, кого сбивать. Но при этом каждый факт перехода в турбо-режим — тотчас бы сообщался «надзорному органу» (мне в данном случае). Чтобы можно было пресечь баловство — но не мешать необходимости.

Вот то, что я реально хотел бы от автопилотируемых транспортных средств. И, думаю, многие заботливые родители хотят чего-то подобного для своих чад.

Тотальный же автопилот без возможности отключения — это вовсе не то, что нужно человечеству. Да, конечно, он в целом позволит избежать скольких-то тысяч смертей на дорогах (что в любом случае мизер в национальных масштабах) — но тут могут появиться другие, куда более печальные сюрпризы, связанные со злоумышленной эксплуатацией «бесконфликтности» автопилотов.

А по хорошему же счёту, тотальный автопилот — видится сам по себе довольно опасным фактором дальнейшей «элоизации» людей, снятия с них ответственности за свои решения просто тем, что они перестают принимать решения.

Поэтому как подспорье он должен бы приветствоваться, но не как абсолют. Да, бароны могут перемещаться в каретах, но плох тот барон, который, в случае чего, не умеет скакать верхом.

Что же конкретно Лёшке купить — будем думать. Видимо, всё-таки электрокар, поскольку у нас-то есть возможности оперативной подзарядки, и «липиздрички», конечно, юбер аллес по своей управляемости. Но вот как регулировать параметры автопилота — это вечный поиск решений. Для ребёнка, наверное, действительно придётся ограничить скорость пусть не 70-ю (тут уж Женька загнула и «нагнула»), но 120-ю хотя бы, а больше — только в переходе в «турбо-режим», о чём будет поступать уведомление.

P-s.: Да, и как ни смешно покажется, но иногда "родительское" ограничение может быть полезно не только для спокойствия родителей, но и для юного водителя.
Ей-богу, когда мы, в последних классах школы, катались на нашей семейной Волге, - это здорово напрягало, когда хмельные дружки и подружки подзуживают: "Тёмыч, ну дай сто шестьдесят, ты же можешь! Ты чо, зассал?"
Ну а я мало, что тоже датый и осознаю это - но я знаю эту машину. Что выжать сто шестьдесят - она, конечно, может (хотя и со скрипом). Но на этой скорости - она почти что неуправляемая. Любое внезапное препятствие на дороге - и мы с большой вероятностью пулей улетим в кювет при попытке сманеврировать.

Хорошо, что тогда у нас не бывало таких эксцессов, но я бы дорого дал, чтобы иметь возможность отмазаться от провокаторов: "Тут ограничение - сто двадцать. Я могу его преодолеть - но это на случай, если за нами гонятся джихадисты-педофилы с термоядерными вибраторами. Если я включу турбо-режим - мой Батя об этом тут же узнает. И если не было уважительной причины - мы хрен когда вообще снова покатаемся на этой тачке".
Понятно, что современные приличные машины и на двухстах вполне управляемые, но я бы хотел, чтобы у моего сына была отмазка, позволяющая отшить раздухарившихся дружков и подружек с их неуёмной need for speed. Но при этом - чтобы была и возможность выжимать из машины максимум, когда, вдруг, это действительно становится вопросом выживания.

Tags: инновации, машинки, семья
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments